Интернет-журнал «Лицей»

Шёлковый путь, или О цветах персика

Ансамбль китайских музыкантов на фестивале "Белые ночи Карелии". Фото Ирины Ларионовой

Концерт китайской народной музыки завершил XII Международный фестиваль искусств «Белые ночи Карелии»

Наши познания о китайской музыке весьма поверхностны. Что-то нам известно о ее исконной ладовой природе – пентатонном (пятиступенном) звукоряде. Довольно туманное представление мы имеем о китайской опере. Кому-то, наверное, приходилось видеть и слышать отдельные музыкальные инструменты. А между тем китайская музыкальная культура принадлежит к древнейшим пластам мировой музыки и, как всё китайское, чрезвычайно самобытна.

9 июня впервые в истории фестиваля мы имели удовольствие встречать на сцене Большого зала Петрозаводской консерватории замечательных представителей профессиональной исполнительской культуры Поднебесной из Шанхайского педагогического университета. С этим учебным заведением Петрозаводскую консерваторию связывают уже достаточно давние узы: там периодически работают преподаватели нашей консерватории, порой к нам приезжают китайские исполнители, у нас учится много студентов из этой страны. Но по-настоящему наш опыт общения с этой культурой довольно скромен.

Год назад группа музыкантов из Шанхая побывала в Петрозаводске. Их визит совпал с проведением фестиваля «Белые ночи Карелии». Коллеги заинтересовались его историей, о которой им рассказал художественный руководитель Виктор Горин, любезно пригласивший их при желании принять участие в следующем фестивале. Результатом стал приезд артистической группы с программой «Шелковый путь», основу которой составляют китайская народная музыка в обработке композиторов для инструментального или вокального исполнения. К сожалению, полного перевода содержания песен мы не услышали, но и заголовок программы, и названия пьес дали возможность почувствовать глубокий смысл запечатленной музыкально-поэтическими средствами эстетики и легендарной истории великого народа. Красота окружающей природы, борьба с врагами, обряды, праздники и, конечно, любовь – обо всем пел народ на протяжении жизни. Вот лишь несколько красноречивых названий: «Облака и луна», «О цветах персика», «Любовь бабочки и цветка», «Одежды небожителей», «Праздник», «Шаг за шагом в высь».

О приехавших из Шанхая музыкантах мы практически ничего не знали. А знакомство оказалось и очень приятным, и весьма познавательным, доставив большое эмоциональное удовольствие. Стало понятно, что каждый из них – явление высокого исполнительского класса, демонстрирующий свой инструмент во всем блеске его особенностей и возможностей. Мы познакомились с четырьмя национальными инструментальными тембрами, которые иногда напоминают классические европейские образцы, но все же своеобычны. Пожалуй, наиболее экзотична внешне и по звучанию китайская четырехструнная гитара – пипа. В руках обаятельной У Хаоян она способна на создание богатой палитры красок и образов, издавая звуки то необычайно мощные, устрашающие, то – нежнейшие, почти исчезающие. Исполненная ею аранжировка Лю Дехай «Снятие доспехов князя» – это настоящая поэма, повествующая о перипетиях жизни героя.

Не менее удивительна и китайская скрипка эрху. С классической скрипкой ее роднит только способ звукоизвлечения смычком и гриф, но он очень длинный, по существу, вся скрипка – это гриф с небольшим резонатором внизу. И держится она вертикально на колене. Инструмент очень виртуозный и, как показал У Сюйдун, обладает своей выразительностью.

Более близка классическому варианту китайская арфа чжен. Но и в ней свои особенности: она не стоит, а располагается горизонтально, а по способу звукоизвлечения напоминает гусли или кантеле. Однако ее динамические возможности даже в исполнении хрупкой на вид, но мастерски владеющей своим инструментом Сун Сяолу весьма впечатляют.

Наиболее традиционна в нашем представлении бамбуковая флейта. Ее название очевидно говорит о материале, из которого она изготовляется. Замечательный флейтист Лю Ян играл на двух инструментах (меняя их), один из которых, меньшего размера и с максимально высоким диапазоном, – аналог флейты piccolo.

Все названные инструменталисты выступили как солисты и составили уникальный ансамбль, сочетание тембров которого открывали слушателям неведомые доселе звуковые миры. Но среди гостей были еще два столь же удивительных музыканта – певица Лу Жун и пианист Шэ Шичэнь. Сопрано Лу Жун поразила первыми же звуками своего вокала: это было не просто очень высоко, но звуки окрашивались совершенно необычным колористическим эффектом. Видимо, что-то специфически национальное заложено в оригинальной песне «Вышивка в провинции Шаньси». Две следующие песни – «Вышивка города Сучжоу» и «Вышивка в провинции Нинься» звучали более привычно. Яркий, довольно сильный голос певицы наполнял ауру Большого зала консерватории своей особой нюансировкой.

В отличие от других исполнителей пианист Шэ Шичэнь не выступал соло, поддерживая только некоторых солистов как концертмейстер. Но и в этой роли нетрудно было расслышать в музыканте и очевидный незаурядный пианистический дар, и высокое мастерство ансамблиста.

Наверное, многим хорошо известно, что китайский народ любит советские песни и русские романсы. Мы получили подтверждение тому и в завершение концерта, когда гости запели «Подмосковные вечера». Зал буквально взорвался в восторге. Иначе на это нельзя было отреагировать. Ну что ж, спасибо посланцам Шанхайского педагогического университета за их искусство. Такие контакты приносят только радость.

Международный фестиваль «Белые ночи Карелии – XII» завершился. Прошел он, как всегда, успешно. Но на этом не заканчивается его история, мы уже не представляем себе время белых ночей без него. Сколько открытий, сколько имен выдающихся музыкантов мы имели счастье увидеть и услышать на сценических площадках фестиваля благодаря неутомимой деятельности Виктора Горина! Разве можем мы забыть встречи с выдающимся дирижером современности Саулюсом Сондецкисом и его необыкновенные авторские программы, встречи с музыкантами квартета имени Бородина, фантастическим баритоном Мариинского театра Виктором Черноморцевым, группой молодых танцовщиков Большого театра под руководством народного артиста СССР Михаила Лавровского, фадо-певицей из Португалии Кристиной Бранко, с камерными оркестрами «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова и «Солисты Москвы» Юрия Башмета, и многих, многих других – всё просто невозможно перечесть. А какими яркими выступлениями вливались в фестивальные программы студенческие коллективы нашей консерватории – академический хор (руководитель Е. Гурьев) и камерный оркестр Nord-West Studium (руководитель Э. Зондерегер). Музыканты с удовольствием приезжали в Карелию, и всё это стало очень важной частью музыкальной жизни республики. А добрая слава о фестивале искусств «Белые ночи Карелии» вышла далеко за пределы Северо-Западного региона и перешагнула через границы России.

Художественный руководитель фестиваля Виктор Горин открывает концерт
Выступает флейтист Лю Ян, за роялем Шэ Шичэнь
Китайская четырехструнная гитара – пипа. Играет У Хаоян
Сопрано Лу Жун

Фото Ирины Ларионовой

Exit mobile version