XIV Международный фестиваль искусств «Белые ночи Карелии» открылся концертом «Песни китайских провинций»
Голос Пэн Иньлай чрезвычайно богат интонационными и динамическими красками. Его прихотливые изгибы, ритмическая переменчивость, тонкие динамические градации невольно ассоциируются в нашем сознании с неповторимыми особенностями китайской живописной техники.
Открытия этого фестиваля искусств мы как праздника ждем каждый год. Мы всегда знаем, что он обязательно порадует нас новыми знакомствами и новой музыкой, на это направлена вся деятельность его создателя и художественного руководителя Виктора Горина.
Не стала исключением и программа нынешнего сезона. Все большую роль играют в концертах фестиваля воспитанники нашей консерватории, чем она вправе гордиться. Вот и героиня открытия фестиваля, состоявшегося 14 мая в концертном зале Музыкального колледжа имени К. Раутио, — из их числа. Правда, в Петрозаводской консерватории вокалистка из Китая занималась только последние два года вузовского образования в классе А.П. Преснякова, но диплом об окончании высшего учебного заведения у нее карельский. Сейчас посланцам Китая принадлежит весьма существенная часть студенческого контингента Петрозаводской консерватории. Давно налаженные творческие связи нашего музыкального вуза с далекой восточной страной упрочились и дают свои положительные результаты.
Обладательница лирического сопрано Пэн Иньлай родилась и выросла в городе Цзиань провинции Цзянси. В консерватории она, как и все вокалисты, осваивала классические традиции певческого искусства, в том числе и оперного, — в ее багаже партии таких лирических героинь, как Недда в «Паяцах» Р. Леонкавалло и Лола в «Сельской чести» П. Масканьи. Однако свою исполнительскую деятельность она не мыслит без прямой связи с изучением и распространением богатейшей традиционной музыкальной культуры огромной родины. Наверное, в этом свою направляющую роль сыграл ее отец – знаток и хранитель национальных вокальных традиций. И на фестиваль «Белые ночи Карелии» Пэн Иньлай привезла программу под общим названием «Песни китайских провинций».
То, что мы услышали, подтвердило наши привычные знания о китайской музыке, но одновременно и озадачило. Привычное заключается в хрестоматийном ладовом звучании песен с опорой на пентатонику. Оказалось, что кроме отчетливо слышимого пятизвучного лада в ней присутствует и все то ладовое многообразие, которое присуще европейской гармонии вплоть до сложнейших хроматических и политональных сочетаний. Особенности китайской музыкальной традиции заключаются в том, что, храня в памяти все творимое народом веками, она вслушивается в звуковую ауру эпох, органично сочетая свое и чужое. Особенно это стало очевидным, когда голос зазвучал с оркестровым аудиосопровождением.
Песни, исполненные Пэн Иньлай, родились в разных провинциях страны: Юньнань, Синьцзян, Цзянси, Хубэй, Гуанси, Внутренней Монголии и других. О чем они? О родине, о природе и ее красоте, о любви, печалях и радостях – словом, о жизни. Всё, чем живет человек, о чем он размышляет, что чувствует. Это песни повседневности, звучащие и в домах, и на улицах, и в радио- и телепередачах, и на концертных эстрадах. Они многолики так же, как и жизнь во всех ее проявлениях.
Конечно, большая часть песен – о любви, но есть и плясовые, и шуточно-игровые, как, например, песня провинции Хубэй «Драконова лодка». В ней рассказывается о юной красотке, которой нужно попасть в отчий дом, но для этого надо переправиться через реку. Она кричит: «Кто поможет мне?» И с другого берега звучит или «Я помогу тебе» или все присутствующие готовы помочь: «Мы поможем тебе!». При исполнении песни Пэн из зала отвечал молодой человек — студент Петрозаводской консерватории Лу Синь (педагог В. Дворников), обладающий сильным, сразу обращающим на себя внимание голосом, а затем – и весь зал.
Есть и песни гимнического характера. Этот образ прославления величия и красоты родной земли воспет в «Моей Родине», исполненной Пэн Иньлай, Лу Синем, хором и оркестром. Голоса солистов слились в великолепный дуэт оперного типа, в чем, конечно же, проявились не просто природные способности исполнителей, но и школа оперного класса консерватории. Это звучало очень ярко и мощно, тоже напоминая грандиозные оперные сцены.
Есть в песенной культуре Китая и еще одна необычная традиция. Дело в том, что не все исполняющиеся под грифом народных песни являются таковыми. Многие создаются композиторами. Но, если они принимаются народом и звучат, то далее живут как созданные народом без упоминания авторства.
Голос Пэн Иньлай чрезвычайно богат интонационными и динамическими красками. Его прихотливые изгибы, ритмическая переменчивость, тонкие динамические градации, особенно поражающие при звучании пианиссимо, невольно ассоциируются в нашем сознании с неповторимыми особенностями китайской живописной техники.
Наверное, многие обратили внимание на то, что певица в исполнении пользуется микрофоном. Дело в том, что несмотря на определенное усиление голоса, микрофон помогает озвучить и донести до слушателей то, что звучит настолько благоговейно тихо, что без микрофона это почти невозможно услышать.
Исполнение песен, как уже стало ясно из нашего комментария, разнилось и в зависимости от того, с каким аккомпанементом они звучали: под рояль – с пианисткой Ириной Смирновой – или с присоединением оркестрово-хоровой записи, что было весьма необычно. Дуэт с Ириной Смирновой сложился весной 2017 года, и он не оказался случайным.
Ирина Николаевна – преподаватель финно-угорской кафедры Петрозаводской консерватории, ведет класс импровизации. Музыковед по вузовскому образованию и одновременно отличная пианистка, человек неординарно одаренный, она ведет весьма обширную, проявляющуюся по-разному, исполнительскую деятельность. Многие годы она работала концертмейстером в театре оперы и балета Хельсинки. Любовь к импровизации и возможности проявить себя в этой стихии творческой свободы привели к тому, что она сосредоточила свою деятельность именно на этой сфере, став участником многих творческих проектов в России, Норвегии и Финляндии, создавая музыку к театральным спектаклям.
В результате многогранной практической работы она создала свою уникальную методику преподавания импровизации, дающей ключ к музыке. Благодаря этой методике искусству импровизации можно научить каждого, а продвинутым музыкантам она помогает проявить себя с лучшей стороны. Аккомпанируя певице и глядя в ноты, чутко прислушиваясь к тому, что делает голосом вокалистка, Ирина скромно поддерживает ее, давая себе свободу только в интерлюдиях, когда рояль самостоятелен. Пианистка исповедует эстетику минимализма – «красоту простых звучаний», что также совпадает с национальной исполнительской традицией.
Встреча с китайскими студентами нашей консерватории привела к сотрудничеству с ними. В 2014 году она стала автором идеи, воплотившейся в проект «Звуки мира», который объединил студентов и преподавателей разных кафедр консерватории – финно-угорской, хоровой, китайских студентов. В итоге – тандем с Пэн Иньлай. Исполнительская манера Ирины Смирновой совпала с аутентичной манерой исполнения в китайской национальной культуре. Отсюда – закономерный успех выступлений дуэта.
Оказавшийся на концерте в зале колледжа профессиональный знаток традиционного исполнения китайской музыки высоко оценил игру Ирины, сказав, что она единственная российская пианистка, которая понимает, как надо играть китайскую музыку.
Открытие фестиваля стало очень ярким. Ждем других столь же интересных следующих концертов!