Интернет-журнал «Лицей»

«Вселенная – это всего лишь сад…»

В Музее изобразительных искусств Карелии открылась выставка «НонАктуальный ландшафт». Представлено творчество Александра Олигерова (Великий  Новгород), Анатолия Жбанова (Псков, деревня Лопатово), Александра Визиряко (Зеленогорск, деревня Териоки) и Евгения Орлова (Санкт-Петербург).

Хочу начать с благодарности  — нашему музею и лично питерскому художнику Евгению Орлову, которого петрозаводский зритель знает давно и успел не только полюбить, но и следит за развитием его творчества, благодаря периодическим выставкам. Спасибо за то, что привез в Петрозаводск новых интересных художников. Все имена для меня новые, на вернисаж я не попала, с художниками не виделась, а была  такая возможность –  все они приезжали в Петрозаводск на вернисаж.  Но благодаря интернету прочла о них всё, что нашла, потому что выставка взбудоражила меня, удивила, придала бодрости, радости и просто улучшила настроение.  Не перестаю удивляться, насколько люди талантливы, а у их фантазии нет границ и предела!

Каждому художнику в музейной экспозиции практически отдано по залу, и это  верное кураторское  решение.

Первый зал представляет Анатолия Жбанова, необычного художника из Пскова, точнее из деревни Лопатово, где он проживает. Анатолий следует собственной теории «путаного разума», изображает реальную жизнь, каждый раз используя новые творческие решения и подходы.

Анатолий Жбанов. Двойной пейзаж
Анатолий Жбанов. Юность уходящая

Походы на выставки бывают разными. Когда идешь на любимого или хорошо знакомого художника – это одно. Другое дело, если идешь на что-то новое. Тогда заранее вооружишься информацией и прямо в зале, не отрываясь, долго всматриваешься и, наконец, понимаешь – твой или не твой это автор.  Сначала он может быть не понятен, но потом проходит время, меняешься ты сам, твое мироощущение, и появляется новый взгляд, возрастает интерес а, может быть, даже любовь к творчеству этого художника.  Иногда бывает наоборот: идешь – ничего не знаешь, а уже после выставки бежишь домой и читаешь об авторе всё, что найдешь, и всё больше понимаешь его и влюбляешься в его холсты, в его видение, в его понимание мира.

После посещения выставки «НонАктуальный ландшафт» два новых имени стали мне небезразличны. Одно из них – Александр Олегеров из Великого Новгорода. Не знаю, как этот человек всё успевает по жизни! Из интернета узнала, что художник преподает в университете, в год пишет около 50 полотен и все они, между прочим, внушительного масштаба. Постоянно участвует в выставках. Из последних  престижных можно назвать выставку в музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, а также в лондонском филиале «Эрарты».

В прошлом году картины Александра Олигерова получили главный приз на международном конкурсе Art Revolution Taipei в Тайване. Кто захочет посмотреть послужной список полученных художником наград, найдет без труда, перечислять не буду. Полотна Олигерова меня заворожили, было ощущение, что попала в иную реальность. «Штиль в саду камней», «Пруд в саду камней», «Танец Анитры в саду камней», «Арктика словно Космос». Какое счастье, что все эти произведения вписались в проект Евгения Орлова «НонАктуальный ландшафт» и наш зритель имеет возможность  посмотреть эти работы живьем, потому что видеть их на экране и  воочию абсолютно разные вещи!

Александр Олигеров. Штиль в саду камней
Александр Олигеров. Танец Анитры в саду камней

Большинство представленных в экспозиции картин – из проекта «Сад камней». «Кто знает, возможно, наша вселенная – это всего лишь сад камней, расставленных Создателем в космической пустоте в идеальном порядке и гармонии, место для Его медитации. Нужно только немного сосредоточиться, прислушаться, и мы услышим далекий низкий голос «оммммм, омммммм», –  размышляет Александр Олигеров.

Еще одно новее имя –  Александр Визиряко. И еще один микрокосм, новая  для меня планета в творческой вселенной.  Удивительное ощущение – знакомый  зал с работами этого художника кажется чуть ли не в два раза просторнее, шире. Художник сознательно в своих произведениях отсекает всё лишнее, остается самое важное. В них много  белого – цвета чистоты и совершенства. Казалось, если прислушаешься, то  услышишь далекий звон колокольчика или журчание горной реки.

Александр Визиряко. Ожидание
Зал с работами Александра Визиряко

К сожалению, фотографии не передают той потрясающей энергетики, что чувствуешь, когда стоишь у картин. В этом зале хочется предаться созерцанию, забыться, постоять в тишине, помедитировать. Мне повезло: я была перед закрытием, в залах почти никого  не было. Александр Визиряко так же, как и его коллега Евгений Орлов, говоря словами поэта и философа Юрия Линника, не просто слышит тишину Вечности, но способен ее передать

О петербуржце Евгении Орлове, продолжателе идей художников-космистов, мы писали не раз, например,  о последней выставке в Петрозаводске. Приятно вновь увидеть его метафизические работы. Мне показалось, что в сравнении с предыдущей экспозицией четырехлетней давности, нынешние произведения Орлова стали ярче,  мажорнее, жизнерадостнее, что ли…

Зал с произведениями Евгения Орлова
Евгений Орлов. Пейзаж с ангелом в ночи

Во время вернисажа в зале с произведениями Александра Визиряко на столах были разложены зеленые яблоки. Какой смысл вложат в этот знак зрители? Будет ли это символ плодородия и достатка, как у славян, или вечной молодости и красоты, как у греков, или библейский символ искушения, а, может, просто символ земного бытия в противовес всему надмирному и метафизическому, представленному в экспозиции?  Возможно, у каждого он будет свой.

 

Фото Ирины Ларионовой

 

 

Exit mobile version