Интернет-журнал «Лицей»

Национальный театр Карелии начал сезон на брегах Невы

Актеры Национального театра после успешного спектакля «Двенадцатая ночь, или Что угодно», показанного в Санкт-Петербурге. Фото из группы vk.com/nationaltheatre
Актеры Национального театра Карелии в Санкт-Петербурге после успешного спектакля «Двенадцатая ночь, или Что угодно». Фото из группы vk.com/nationaltheatre

Официально сезон открывается 1 октября, а, по сути, уже начался на днях гастролями в Петербурге, где «Двенадцатую ночь» из-за аншлага не могли начать 20 минут – зрители стояли у стен, приставных стульев не хватало.

О впечатляющих планах на предстоящий 85-й сезон  рассказали на пресс-конференции представители театра и министр культуры республики.

 

На пресс-конференции в Национальном театре (справа налево): Алексей Лесонен, Ирина Шумская, Сергей Пронин, Андрей Дежонов, Олег Молчанов

Карельский «Тихий Дон»

В Петрозаводске театр откроет сезон 1 октября премьерой «Земля карельская» по пьесе Антти Тимонена «Примешь ли меня, земля карельская?». Режиссер-постановщик — Андрей Дежонов.

В 60-е годы спектакль Национального театра по этой пьесе стал событием. Сюжет пьесы Антти Тимонена основан на исторических фактах и охватывает временной промежуток с 1918-го по 1922 годы. Гражданская война разделила семьи – родные братья оказались по разные стороны.

С дистанции в 50 лет мы по-другому смотрим на события того времени, — говорит Андрей Дежонов. – Нет вины на определенном человеке. Если война братоубийственная, виноваты все. С одной стороны, всех жалко, с другой – все и виноваты.

Виено Кеттунен в спектакле «Земля карельская». Фото с монитора в фойе театра

«Земля карельская» — заключительный спектакль трилогии, в которую входят «Дело святое» и «Песни синего неба». По признанию Андрея Дежонова, ему захотелось понять, в чем истоки трагических событий, о которых рассказывается в первых двух постановках.

В спектакле занята вся мужская труппа театра. Одного из братьев играет Вячеслав Поляков, внук Антти Тимонена. Пьеса была написана на финском языке, на карельский ее перевела Галина Леттиева. Она много работала с актерами над карельским языком.

Петербургский художник Олег Молчанов, определивший, как выразилась директор театра Ирина Шумская, космос этого спектакля, поэтично поведал, как родился визуальный образ. Однажды он путешествовал по Карелии и увидел заброшенную кирху, а внутри — как крик души — вздыбленный пол, будто тянущийся к небу. Этот образ и лег в основу визуального оформления спектакля. Декорации его предельно аскетичны.

Олег Молчанов

Пьеса Тимонена для Олега Молчанова прежде всего история про семью. Он назвал ее карельским «Тихим Доном».

Спектакль «Земля карельская» Национальный театр покажет в преддверии 85-летия театра и 100-летия Октябрьской революции. Сообщив об этом, Ирина Шумская отметила такую особенность:

— Национальный театр – неважно, берет он ли классику или современную пьесу – всегда стремится уловить интонацию времени.

 

Четыре премьеры и гастроли, гастроли…

Поражает насыщенность этого сезона. На подходе, кроме «Земли карельской», еще три спектакля. «Шалости жизни» в постановке Сергея Пронина и «Валентинов день» по пьесе Ивана Вырыпаева  в постановке молодого режиссера Максима Соколова зритель увидит в ноябре. К Новому году Вячеслав Поляков в содружестве с художником Егором Кукушкиным и композитором Вячеславом Терентьевым ставит сказку «Корона Тролля».

Еще до официального открытия сезона театр успел побывать на гастролях в Финляндии и Петербурге. Впереди поездки на фестиваль в Мюнхен с получившим премию «Арлекин» спектаклем «Сын-медведь» и с ним же в Москву на фестиваль «Большая перемена-2017».

В ноябре благодаря финансовой поддержке Минкульта России состоятся обменные гастроли с Академическим русским театром имени Вахтангова из Владикавказа. Наш театр повезет в Северную Осетию сразу семь спектаклей.

О пользе гастролей своеобразно высказался Андрей Дежонов:

— Когда артисты выезжают, они играют на три зарплаты. Вдохновляет смена зрителя, смена места, где играешь.

Режиссер уверяет, что лишь в Петербурге увидел такую игру труппы в «Двенадцатой ночи», какую давно ждал в Петрозаводске.

 

Мостик в региональной дипломатии

Министр культуры Карелии Алексей Лесонен был свидетелем аншлага на спектакле театра в Петербурге, горячего приема взыскательных зрителей и убежден:

— У театра в плане творчества всё хорошо.

Алексей Лесонен назвал Национальный театр визитной карточкой республики. По его оценке, он стал мостиком в региональной дипломатии, центром международного сотрудничества — и не только в театральной сфере.

3 ноября театр вместе с финским консульством готовит День открытых дверей.

Художественный руководитель Национального театра Сергей Пронин подчеркнул роль сотрудничества с финно-угорским сообществом. Есть намерение пригласить актеров из соседней страны для укрепления знания нашими актерами финского языка. В этом рассчитывают на помощь минкульта республики.

 

 

«Выкручиваемся вопреки»

В конце пресс-конференции, впечатленная планами театра на сезон, не могла не спросить о недавнем высказывании директора Вахтанговского театра Кирилла Крока, который посетовал, что петрозаводским театрам не выделяются средства на постановку спектаклей, выручают только гранты российского минкульта. Выходит, он не прав, раз у театра такое громадьё планов?

Алексей Лесонен продолжил тему. Он считает, что Крок пожалел все провинциальные театра – не только петрозаводские. А вообще вопрос лежит не в плоскости финансов, а в принципе финансирования.

Минфин России продвигает законопроект, по которому заказ на театральный продукт будет формироваться на свободном рынке. Председатель СТД России Александр Калягин недавно дал убийственную оценку этой инициативе: «Мы можем потерять отечественную культуру». Любой человек со стороны, пусть даже не режиссер, если предложит меньшую цену, может выиграть в конкурсе и получить социальный заказ на постановку спектакля. Сейчас как раз в театральной среде идут бурные дискуссии о минфиновском законопроекте.

–  У нас своя позиция, –  взволнованно продолжил Алексей Лесонен. – Культурную политику нужно развивать на том базисе, который существует. Это наши театры – институты просвещения, а не услуг. Если все перевести в план экономической целесообразности, театры проиграют.

Впрочем, Сергей Пронин полагает, что не все так однозначно ужасно в новом законопроекте.

Андрей Дежонов (слева) и Сергей Пронин

Андрей Дежонов вернулся к вопросу о финансовых возможностях театра.

–  Выкручиваемся вопреки, –  не скрывает он. – За два года «Земля карельская» –  первая премьера. Маленькие гранты в 300 тысяч вырываются с кровью. У нас исчерпан репертуар, на языках тем более. Между столичным и провинциальным театром пропасть гигантская. Если бы нам дали 200 миллионов, как Серебренникову, мы бы ставили по пять премьер в течение 50 лет.

 

Внук Бабеля

Юбилейный вечер Национального театра состоится 14 октября. Накануне пройдет круглый стол с участием театральных критиков,  в том числе из Финляндии.

Из США на юбилей театра приедет  внук Бабеля –  режиссер, актер, профессор театральной школы Андрей Малаев-Бабель, приверженец актерской методики Николая Демидова, в свое время запрещенной. Демидов в 1942-го по 1945 год был  художественным руководителем Карело-Финского национального драматического театра, чем и вызван интерес заокеанского гостя к нашему театру.

 

На пресс-конференции был еще один сюжет, связанный с развитием кино в нашей республике. О нем напишу отдельно.

Не могу не сказать, что эта пресс-конференция была самой содержательной за последнее время. Ни одного дежурного ответа на свои вопросы я не услышала. Подобное случается крайне редко.

Фото Ирины Ларионовой

Exit mobile version