Официально сезон открывается 1 октября, а, по сути, уже начался на днях гастролями в Петербурге, где «Двенадцатую ночь» из-за аншлага не могли начать 20 минут – зрители стояли у стен, приставных стульев не хватало.
О впечатляющих планах на предстоящий 85-й сезон рассказали на пресс-конференции представители театра и министр культуры республики.
Карельский «Тихий Дон»
В Петрозаводске театр откроет сезон 1 октября премьерой «Земля карельская» по пьесе Антти Тимонена «Примешь ли меня, земля карельская?». Режиссер-постановщик — Андрей Дежонов.
В 60-е годы спектакль Национального театра по этой пьесе стал событием. Сюжет пьесы Антти Тимонена основан на исторических фактах и охватывает временной промежуток с 1918-го по 1922 годы. Гражданская война разделила семьи – родные братья оказались по разные стороны.
– С дистанции в 50 лет мы по-другому смотрим на события того времени, — говорит Андрей Дежонов. – Нет вины на определенном человеке. Если война братоубийственная, виноваты все. С одной стороны, всех жалко, с другой – все и виноваты.
«Земля карельская» — заключительный спектакль трилогии, в которую входят «Дело святое» и «Песни синего неба». По признанию Андрея Дежонова, ему захотелось понять, в чем истоки трагических событий, о которых рассказывается в первых двух постановках.
В спектакле занята вся мужская труппа театра. Одного из братьев играет Вячеслав Поляков, внук Антти Тимонена. Пьеса была написана на финском языке, на карельский ее перевела Галина Леттиева. Она много работала с актерами над карельским языком.
Петербургский художник Олег Молчанов, определивший, как выразилась директор театра Ирина Шумская, космос этого спектакля, поэтично поведал, как родился визуальный образ. Однажды он путешествовал по Карелии и увидел заброшенную кирху, а внутри — как крик души — вздыбленный пол, будто тянущийся к небу. Этот образ и лег в основу визуального оформления спектакля. Декорации его предельно аскетичны.
Пьеса Тимонена для Олега Молчанова прежде всего история про семью. Он назвал ее карельским «Тихим Доном».
Спектакль «Земля карельская» Национальный театр покажет в преддверии 85-летия театра и 100-летия Октябрьской революции. Сообщив об этом, Ирина Шумская отметила такую особенность:
— Национальный театр – неважно, берет он ли классику или современную пьесу – всегда стремится уловить интонацию времени.
Четыре премьеры и гастроли, гастроли…
Поражает насыщенность этого сезона. На подходе, кроме «Земли карельской», еще три спектакля. «Шалости жизни» в постановке Сергея Пронина и «Валентинов день» по пьесе Ивана Вырыпаева в постановке молодого режиссера Максима Соколова зритель увидит в ноябре. К Новому году Вячеслав Поляков в содружестве с художником Егором Кукушкиным и композитором Вячеславом Терентьевым ставит сказку «Корона Тролля».
Еще до официального открытия сезона театр успел побывать на гастролях в Финляндии и Петербурге. Впереди поездки на фестиваль в Мюнхен с получившим премию «Арлекин» спектаклем «Сын-медведь» и с ним же в Москву на фестиваль «Большая перемена-2017».
В ноябре благодаря финансовой поддержке Минкульта России состоятся обменные гастроли с Академическим русским театром имени Вахтангова из Владикавказа. Наш театр повезет в Северную Осетию сразу семь спектаклей.
О пользе гастролей своеобразно высказался Андрей Дежонов:
— Когда артисты выезжают, они играют на три зарплаты. Вдохновляет смена зрителя, смена места, где играешь.
Режиссер уверяет, что лишь в Петербурге увидел такую игру труппы в «Двенадцатой ночи», какую давно ждал в Петрозаводске.
Мостик в региональной дипломатии
Министр культуры Карелии Алексей Лесонен был свидетелем аншлага на спектакле театра в Петербурге, горячего приема взыскательных зрителей и убежден:
— У театра в плане творчества всё хорошо.
Алексей Лесонен назвал Национальный театр визитной карточкой республики. По его оценке, он стал мостиком в региональной дипломатии, центром международного сотрудничества — и не только в театральной сфере.
3 ноября театр вместе с финским консульством готовит День открытых дверей.
Художественный руководитель Национального театра Сергей Пронин подчеркнул роль сотрудничества с финно-угорским сообществом. Есть намерение пригласить актеров из соседней страны для укрепления знания нашими актерами финского языка. В этом рассчитывают на помощь минкульта республики.
«Выкручиваемся вопреки»
В конце пресс-конференции, впечатленная планами театра на сезон, не могла не спросить о недавнем высказывании директора Вахтанговского театра Кирилла Крока, который посетовал, что петрозаводским театрам не выделяются средства на постановку спектаклей, выручают только гранты российского минкульта. Выходит, он не прав, раз у театра такое громадьё планов?
Алексей Лесонен продолжил тему. Он считает, что Крок пожалел все провинциальные театра – не только петрозаводские. А вообще вопрос лежит не в плоскости финансов, а в принципе финансирования.
Минфин России продвигает законопроект, по которому заказ на театральный продукт будет формироваться на свободном рынке. Председатель СТД России Александр Калягин недавно дал убийственную оценку этой инициативе: «Мы можем потерять отечественную культуру». Любой человек со стороны, пусть даже не режиссер, если предложит меньшую цену, может выиграть в конкурсе и получить социальный заказ на постановку спектакля. Сейчас как раз в театральной среде идут бурные дискуссии о минфиновском законопроекте.
– У нас своя позиция, – взволнованно продолжил Алексей Лесонен. – Культурную политику нужно развивать на том базисе, который существует. Это наши театры – институты просвещения, а не услуг. Если все перевести в план экономической целесообразности, театры проиграют.
Впрочем, Сергей Пронин полагает, что не все так однозначно ужасно в новом законопроекте.
Андрей Дежонов вернулся к вопросу о финансовых возможностях театра.
– Выкручиваемся вопреки, – не скрывает он. – За два года «Земля карельская» – первая премьера. Маленькие гранты в 300 тысяч вырываются с кровью. У нас исчерпан репертуар, на языках тем более. Между столичным и провинциальным театром пропасть гигантская. Если бы нам дали 200 миллионов, как Серебренникову, мы бы ставили по пять премьер в течение 50 лет.
Внук Бабеля
Юбилейный вечер Национального театра состоится 14 октября. Накануне пройдет круглый стол с участием театральных критиков, в том числе из Финляндии.
Из США на юбилей театра приедет внук Бабеля – режиссер, актер, профессор театральной школы Андрей Малаев-Бабель, приверженец актерской методики Николая Демидова, в свое время запрещенной. Демидов в 1942-го по 1945 год был художественным руководителем Карело-Финского национального драматического театра, чем и вызван интерес заокеанского гостя к нашему театру.
На пресс-конференции был еще один сюжет, связанный с развитием кино в нашей республике. О нем напишу отдельно.
Не могу не сказать, что эта пресс-конференция была самой содержательной за последнее время. Ни одного дежурного ответа на свои вопросы я не услышала. Подобное случается крайне редко.
Фото Ирины Ларионовой