Интернет-журнал «Лицей»

В музыкальной элите

Члены Союза композиторов Карелии с председателем правления Союза композиторов России Р.Ф. Калимуллиным и и.о. ректора Петрозаводской государственной консерватории В.А. Соловьевым после симфонического юбилейного концерта
Члены Союза композиторов Карелии с председателем правления Союза композиторов России Рашидом Калимуллиным и и.о. ректора Петрозаводской государственной консерватории Владимиром Соловьевым после симфонического юбилейного концерта

                   

Союз композиторов Карелии отметил 80-летие 

В марте 1937 года, когда проходила первая Декада культуры и искусства республики, Карельская композиторская организация обратила на себя внимание профессиональной музыкальной элиты Ленинграда. И с того момента лишь приумножала свои достижения.

 

За 80 лет были  естественные потери, много бед принесли военные годы, без проблем и потерь не обходилось и в последующие десятилетия.

Самыми спокойными были годы, когда Союз возглавлял народный артист СССР Гельмер Синисало. После кончины патриарха в 1989 году на этом посту его сменил  Александр Белобородов. Талантливый выпускник Петрозаводской консерватории, он, возглавляя организацию 26 лет, многое сделал и как композитор, и как руководитель, хотя это были сложные годы перестроек и своих утрат, вплоть до потери собственного помещения. Небольшая комнатка, которую выделил композиторам колледж имени  К. Раутио, не может считаться адекватной заменой утраченного, но пока город прочно забыл про нужды композиторов.

За 80-летнюю историю композиторской организации после первопроходцев – Рувима  Пергамента, Карла Раутио, Леопольда Теплицкого, Абрама Голланда, Гельмера Синисало – она дважды серьезно обновлялась. В 50-60-е годы в нее вливалась талантливая молодежь, получившая профессиональное образование в столичных вузах: Эдуард Патлаенко, Геннадий Вавилов, Валентин Кончаков, Альбин Репников, Петр Козинский, Борис Напреев и солидная группа музыковедов – Юзеф Кон, Георгий Лапчинский, Терту Коски, Тамара Краснопольская, Ольга Бочкарева. Это было серьезным обновлением творческой крови организации. А далее, с созданием в Карелии Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории (со временем ставшего самостоятельным вузом), организация с каждым десятилетием пополнялась уже его выпускниками.

Из их числа после ухода Белобородова было избрано новое правление  и председатель, которым  стала ученица Белобородова Анастасия Сало. Человек энергичный, неравнодушный к делам своих коллег, болеющий за положение  родного союза среди творческих организаций страны, она, часто посещая Финляндию и показывая там свои произведения, была принята в подобную организацию Суоми. Это, несомненно, будет способствовать творческим связям с музыкантами соседней страны. За полгода своей деятельности в качестве председателя она весьма преуспела в раскрытии своих организаторских возможностей, сделав  много для изменения  текущей жизни и решения повседневных проблем.

Честью для нового председателя и проверкой на прочность стало и нынешнее празднование  80-летия Союза композиторов республики. Наладив хорошие контакты с членами правления, в постоянном общении с ними она разработала план юбилейных событий, проведение которых немыслимо без прочных связей с исполнителями — филармонией, симфоническим оркестром и отдельными музыкантами.

 

Концерт «Бабушкины калитки. Музыка для детей»

Замечательным началом событий стал первый концерт 7 октября, посвященный музыке для детей.  Пожалуй, впервые в череде пленумов  торжества начинались с детей. Это симптоматично и по-своему прозорливо: как известно, «все начинается с детства», ведь дети – это будущие слушатели  в концертных аудиториях. Композиторы Карелии в своем творчестве не расстаются с миром детства, постоянно создавая произведения не только для них, но и для  исполнения детьми.  За 80 лет накопился огромный и поистине бесценный клад этой музыки. Для ее пропаганды  очень много из года в год делает наша филармония, и открывший праздник концерт органично вписался в планы филармонической работы, — концертная организация и композиторы соединились творчески очень успешно. Примечательно и то, что сами дети были исполнителями. В этом плане целенаправленно работают и карельские музыкальные школы, из поколения в поколение взращивающие юные таланты.

Для проведения  этого концерта в филармонии была приготовлена Малая гостиная. Но желающих оказалось намного больше расчета устроителей. Однако,  их замешательство и растерянность ведущей концерт музыковеда Татьяны Талицкой были недолгими, — немного потеснились, добавили стульев и все пошло задуманным чередом. Успех был запрограммирован и он состоялся. Дети разных возрастов озвучили сочинения в основном современных композиторов, со многими из которых они знакомы и, можно сказать, — сотрудничают. Из музыки первых композиторов в этом концерте прозвучала только пьеса Г. Синисало «Жалоба».

 

Музыкальный «Мой поэт». Стихи о музыке и музыка стихов

Следующий шаг в программном замысле  торжеств был совсем необычным. И опять же он  не состоялся бы без подключения филармонии. Здесь композиторы оказались в гостях у фестиваля поэзии и видеопоэзии  «Мой поэт». Его задумали и проводят Александра Сухова и Наталья Ермолина. На сей раз в рамках фестиваля благодаря инициативе Анастасии Сало возник вариант “Музыкальный Мой поэт”, где чтение стихов перемежалось своеобразными музыкальными вставками в живом исполнении. На этот, ставший уже традицией поэтический марафон  приглашаются все желающие принять участие в чтении собственных стихов и стихов любимых поэтов прошлого и современности. В этом случае стихи посвящались музыке.

На фестивале «Музыкальный «Мой поэт» в филармонии

 

Концерт симфонической музыки

Почти все наши композиторы создают произведения разных жанров – от вокальных и инструментальных миниатюр до монументальных симфонических и вокально-симфонических произведений, включая сочинения для музыкального театра. И в программах юбилейных концертов,  как правило, можно все это почувствовать. Конечно, композиторы прежде всего хотят показать то новое, что создано за предшествующие событию годы. Но при этом следует помнить, что далеко не все сочинения сразу выходят на концертную эстраду, порой исполнительская премьера  может состояться только много лет спустя, — все это необходимо учитывать, хотя изобрести какой-то универсальный способ «вместимости» всего желаемого чрезвычайно трудно, если не невозможно. И все-таки создателям программ концертов, хочется соблюсти принцип разножанровости, никого не обидев при этом, и максимально приблизиться к панорамности общей картины биения не умолкающего живого пульса творческой организации.

Центральным событием всего звучащего на композиторском празднике как правило становится симфонический концерт. Он состоялся 10 октября в Большом зале филармонии. Его программа оказалась не совсем обычной: в исполнении симфонического оркестра под управлением Анатолия Рыбалко были представлены произведения 12 композиторов разных поколений.

Из музыки основоположников композиторской организации вспомнили сочинения Рувима Пергамента и Гельмера Синисало. Музыку второй композиторской волны представили  опусы Геннадия Вавилова, Эдуарда Патлаенко, Альбина Репникова и Бориса Напреева. Творчество следующего поколения было представлено опусами А. Белобородова, В. Угрюмова, И. Субботина, Т. Кончаковой и П. Крышень.

При таком количестве имен невозможно было вставить в программу хотя бы одно крупное сочинение – симфонию или концерт — целиком. Поэтому главному составителю программы Анастасии Сало пришлось решать очень непростую задачу: максимально реальное представительство членов союза — и тогда метраж звучащего должен быть небольшим — или масштабность исполняемых произведений. В итоге размышлений выбор пал на первый вариант. Но даже при этом вместилось не все, что хотелось бы показать, однако эффект панорамности пусть и не абсолютно, но был достигнут.

Из крупных сочинений исполнялась только  одна часть. Половина из них были представлены чисто оркестровой музыкой: “Петровским маршем” из Симфонии картин «Рождение Петрозаводска А. Белобородова, Р. Пергамент “Концертным вальсом”, Т. Кончакова “Рапсодией на темы песен Карелии” И. Субботин пьесой “Город” из Исторических миниатюр «Петровская слобода», Э. Патлаенко «Адажио» для струнного оркестра, Б. Напреев двумя номерами – “Жига” и “Павана” из балета «Мат Даларам». Другую половину составили произведения, написанные для солистов с оркестром: пьесу “Калевальский лебедь” с солирующим кантеле  А. Сало(солистка Анастасия Красильникова), “Строфы Калевалы” В. Угрюмов украсил сопрано (солистка Анастасия Аверина), в “Концерте-поэме” А. Репникова солирующим тембром стал баян (Николай Истомин), во II части Концерта Г. Вавилова для фортепиано с оркестром соло исполнила К. Лубянцева.

Солирует Анастасия Аверина

Самый молодой член организации Полина Крышень для своей хоровой кантаты “Песни любви” отыскала текст древнешумерского любовного заклинания, которую исполнил с оркестром Академический хор Петрозаводской консерватории под руководством Евгении Дыгa, давно зарекомендовавший себя как коллектив, способный озвучить самые сложные для исполнения опусы.

Великолепным восклицательным финальным знаком концерта стал “Дуэт Илмаринена и Невесты” из балета Г. Синисало «Сампо». И это было настоящим сюрпризом для слушателей, поскольку прозвучал он в оркестрово-хоровом исполнении, знакомом не всем. Эту музыку в Карелии знают хорошо: слушатели старшего поколения помнят сам балет, а музыка дуэта многие годы  звучала заставкой радиоальманаха «Карелия музыкальная». Но впоследствии поэт Елена Николаева соединила ее со стихами, и зазвучала она настоящим гимном, достойно завершив концертную программу симфонического вечера.

Для ведения этого вечера, представления исполнителей и всех выступающих с поздравлениями, обращенными к виновникам торжества, Анастасия Сало пригласила актеров Петрозаводского театра кукол – заслуженную артистку РК Марину Збуржинскую и Владислава Тимонина, которые сделали это просто отлично.

Создавая свои произведения, композиторы всегда рассчитывали на творческую помощь со стороны музыкантов-исполнителей, и эти контакты действовали на протяжении всей восьмидесятилетней истории,  то ослабляясь, то укрепляясь. В этом плане многое зависело от главного дирижера, возглавляющего коллектив. Композиторы с благодарностью вспоминают Александра Дмитриева, Федора Глущенко, Эдварда Чивжеля, благодаря которым обретали жизнь сложнейшие симфонические партитуры. Сейчас очень хорошо и, главное, — заинтересованно работает с оркестром Анатолий Рыбалко. Это мы наблюдаем уже в течение нескольких лет и надеемся, что  содружество с ним будет продолжаться.

Верным помощником композиторов всегда был и академический хор Петрозаводской консерватории. Начиная со Станислава Легкова и последующих хормейстеров до нынешнего дня, когда хор возглавила Евгения Дыга, композиторы могут быть спокойны, что их опусы получат достойную путевку в жизнь. Это подтвердили и прошедшие юбилейные концерты.

 

Концерт камерной музыки 

Один из них, состоявшийся 11 октября в зале Музыкального колледжа, посвятил хоровой музыке целое отделение.

Академический хор Петрозаводской консерватории и хормейстер Евгения Дыга. Фото: Вера Луговых

В нем прозвучали два произведения, созданные давно, — Концерт № 1 Э. Патлаенко на стихи А. Пушкина и А. Рембо для смешанного хора, (и это было первое исполнение спустя многие годы) и «Заговор Лоухи» Р. Зелинского на тексты из «Калевалы».

Состоялись также две премьеры молодых авторов – «Молитва» Т. Кончаковой на слова из 50-го псалма Давида для смешанного хора и сочинение А. Сало для женского хора (тоже руководимого Е. Дыга) на тексты из «Кантелетар»  “Что не жить мне не женатым”.

 

Авторский концерт Анастасии Сало

Завершились юбилейные события концертом Анастасии Сало. Ее сочинения исполнялись и в предыдущих концертах, в совокупности же все прозвучавшие произведения создали достаточно целостное представление о том, в каких направлениях  работает композитор.

Пока можно с уверенностью сказать, что ее главные интересы сосредоточены на творчестве для детей. Все годы  — и во время учебы в консерватории и аспирантуре, и потом она связана с детьми и как педагог, в частности, развивающий композиторские способности в детях,  обнаруживающих их, и как автор музыки для них. Кстати, писать музыку она начала еще в школьные годы – своим первым профессиональным опусом назвала пьесу для фортепиано «Ночное озеро», написанную в 1997 году. Таким образом, нынешним концертом отмечено 20-летие творческой деятельности Сало. Но подобных концертов за двадцать лет прошло уже множество и прежде всего в России и Финляндии.  Ее музыка востребована, ее играют дети в прибалтийских странах, Норвегии, Швеции, Таджикистане и других точках земли. Не только жанр миниатюры наполняет творческий портфель Анастасии, но и более масштабные сочинения. Большой удачей композитора стала детская опера «Красавица Насто», поставленная Музыкальным театром Петрозаводска и в этом году удостоенная премии Правительства Республики Карелия.

Открылся концерт первым опусом автора – «Ночное озеро» исполнил Саша Антипин, которому Анастасия Васильевна уже несколько лет открывает тайны сотворения собственной музыки. Он принял участие в нескольких юбилейных концертах, а в этот вечер выходил на сцену трижды. И на каждом выступлении, а помимо этого – на всех репетициях его непременно сопровождала педагог Н. Папсуева, которая занимается с мальчиком в музыкальной школе при  Колледже  им. К. Раутио.

Надо сказать, что все участвовавшие в концертах дети (имеются в виду и участники первого детского концерта) были прекрасно подготовлены – Григорий Анисимов и Максим Двинин (преподаватель Т. Насыр), и скрипач Игорь Леонов (преподаватель И. Гайдамак), и баянисты Сергей Баранов и Семен Ховатов (педагог Е. Фомина), и кантелистки из поселка Эссойла, где с ними занимается Н. Дробышевская. Какая работа с детьми ведется за кулисами сцены остается только догадываться, но этим «бойцам невидимого фронта» — особая благодарность. И композитор, причастный к этому процессу, не остается в стороне, ведь то, чем надо привлечь, заинтересовать детей – задача особой сложности, особый дар.

В авторском концерте звучала не только детская, но и музыка, обращенная к взрослым. Особую краску в тембровой палитре составили несколько лирических романсов – «Каrjala» на стихи А. Никитина и «Край»на стихи А. Мишина. Их исполнили соответственно солистка филармонии Валентина Каменская в сопровождении К. Лубянцевой и солист Музыкального театра  Чингиз Кадыров (концертмейстер Ю. Бунтова.

Совсем иные образы заложены в «Шаманский танец» для двух баянов. Атмосферу таинственности, наваждения, своей звуковой ворожбой блестяще передал дуэт баянистов – Андрей Дикоев и Михаил Трофимов.

Завершился вечер исполнением Квинтета № 1 для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано. Наверное, ни один художник не может пройти мимо тех трагических событий, которыми наполнен сегодняшний мир. Одни об этом размышляют, но не делают содержанием музыки, другие решаются на  выплеск этих эмоций, делясь с окружающими тем, что порой невозможно утаить. Именно последнее и стало содержанием двухчастного квинтета, адекватно реализованного в интерпретации исполнителей: Ирины Значко (1-я скрипка), Евгении Давыденко (2-я скрипка), Дениса Дорофеева (альт), Ольги Дорофеевой (виолончель) и Ольги Каниной (фортепиано) – ансамбль, которому можно доверить самое сокровенное, он не подведет.

Этот концерт и вокально-хоровой вела член Союза композиторов музыковед, кандидат искусствоведения Татьяна Екименко.

 

Последней точкой юбилея стало общее собрание членов Союза композиторов. Подводя итоги, Анастасия Сало попросила собравшихся высказать свое мнение о проведенном юбилее, подчеркнув, что на сайт союза пришло много положительных откликов о прошедших концертах. Общее удовлетворение выразили и виновники торжества с благодарностью председателю организации за колоссальную предварительную работу по проведению юбилея. Он действительно прошел на высоком уровне. Это отметил и приехавший на юбилей председатель правления Союза композиторов России народный артист России Рашид Калимуллин.

Анастасия Сало и Рашид Рашид Калимуллин

Фото из группы vk.com/club15118744

Exit mobile version