11 и 12 сентября зрители увидят премьеру спектакля «Сын-медведь» по мотивам карельских сказок в постановке Вячеслава Полякова.
– Какой замечательный спектакль! – сказал сразу после первого прогона известный фольклорист Карелии Константин Логинов. Ему вторили его коллеги, приехавшие на Рябининские чтения и случайно попавшие на прогон перед премьерой: – Сколько этнографии, народных присказок, обрядов, заговоров, мистики, фольклора!
Они явно попали в свою среду.
– Обратили внимание, как вышиты костюмы? – делились после спектакля впечатлениями зрители. – А как художник карету изобразил – с медвежьей головой? А какой необычно сказочный звуковой фон?
Сказка и впрямь получилась чудесная. Чтобы создать такую постановку, нужны такие актеры, как в Национальном театре – ведь они и на разных языках разговаривают, и поют, и все до единого играют на народных инструментах, которые в этом спектакле используются в полной мере.
Это уже вторая сказка, которую поставил в Национальном театре Вячеслав Поляков, заслуженный артист Карелии. Сначала был успешный спектакль «Приключения в лесу Елки-на-Горке», созданный вместе с художником Егором Кукушкиным. Надо отдать должное художнику, сумевшему в новой работе буквально из ничего создать фантастический, достаточно условный, но вполне узнаваемый и очень карельский видеоряд. Это и маска медведя-сына, и образы дворца, моста, кареты и, конечно, антураж – всё выполнено из самого что ни на есть карельского материала — из дерева. Хорошо потрудился и театральный столяр Игорь Тихонов. Сказка-то карельская, хотя сюжет этот, видимо, есть и у других народов. Но Вячеславу Полякову удалось создать этнографически наполненную постановку, о чем и говорили фольклористы, побывавшие на прогоне.
Постановка малобюджетная. Заранее планировали сделать такой спектакль, чтобы можно было его показывать в разных условиях на гастролях. В спектакле звучит карельский и русский язык одновременно, и это выглядит очень органично. Всем всё понятно и нет нужды прибегать к наушникам.
Интересно звучат музыкальные инструменты и разные другие приспособления, например, огромные куски пластика издают невероятные, страшновато-булькающие звуки, изображающие медвежий голос. Они очень украшают сказку, придают ей фантастичности и загадочности.
Музыкальный оформитель спектакля Наталья Шамрай блестяще справилась со своей задачей. Интересно, что Наташа трудится не в театре.
– Меня впервые пригласили поработать над музыкой в спектакле, — рассказывает фольклорист, этно-музыколог и фолк-музыкант Наталья Шамрай, – оформлять их мне прежде не приходилось. Игра на национальных инструментах, обучение игре на них – вот моя работа. В нашем современном мире живой звук, к сожалению, редкость. Отсюда и решение использовать «живые» музыкальные эффекты.
На высоте и актеры. Режиссер Вячеслав Поляков нашел для героев спектакля необычные движения, усиливающие драматичность, делающие сюжет более захватывающим. Например, в эпизоде, когда царская дочь (актриса Людмила Исакова) в поисках мужа-медведя (Андрей Горшков) попадает в логово Бабы-Яги и та воздействует на нее своими волшебными чарами. Есть полное ощущение, что девушку захватывает этот мистический вихрь и тянет ее в избушку Яги, как в воронку. Хитрый царь в деревянной короне с самоцветами (Алексей Белов) заставлял не раз публику хохотать от души. Образы, созданные Андреем Хариным, Александрой Анискиной, Ольгой Портретовой по-настоящему сказочные, ансамбль актеров слаженный, в хорошей форме.
Уверена, те, кто придут на премьеру, не пожалеют. Кстати, спектакль предназначен для детей с 12 лет. Сказка, как всякая притча, несет в себе много смыслов, а потому, без сомнения, будет интересна и взрослым.
Фото автора