28 февраля, в Международный день эпоса «Калевала», Музыкальный театр представит две оперы карельских композиторов.
«Тростниковая свирель» Б. Напреева и «Три брата» Р. Пергамента прозвучат на русском языке. Оперы поставлены на театральной сцене в России впервые.
Режиссер Владислав Капп, дирижер Сергей Иньков и художник Сергей Терентьев удивят публику современным прочтением музыкального материала, соединив народную и симфоническую музыку, хореографию и видеоинсталляцию. В проекте заняты солисты-вокалисты, балет и оркестр Музыкального театра, исполнитель на народных инструментах Дмитрий Демин.
Моноопера Б. Напреева «Тростниковая свирель» («Ruokopilli») – это монолог женщины-крестьянки, рассказывающей о своей нелегкой судьбе. Прототип героини – известная ижорская сказительница и плакальщица Ларин Параске (Параскева Никитина, в замужестве Степанова, 1833–1904). Факты ее биографии, прямо или косвенно запечатленные в песнях, которые исполняла Параске, составили основу сюжетной канвы оперы (либретто Армаса Мишина). Это лишь небольшая часть из того богатого наследия (несколько тысяч песен, причитаний, пословиц и загадок), которое удалось записать финским фольклористам у простой крестьянки, отличавшейся прекрасной памятью, талантом импровизации и живым воображением.
Ларин Параске. Картина Альберта Эдельфельта. Фото с сайта http://www.articlesandtexticles.co.uk
Жизнь Ларин Параске была тяжела и многотрудна, но ее голос пел чисто и прекрасно, как тростниковая свирель. Красоту и чистоту этого звучания, чувства и переживания сказительницы предстоит передать исполнительнице роли Ларин Параске Евгении Гудковой и известному музыканту Дмитрию Демину. «Тростниковая свирель» дважды была исполнена в Финляндии (в Турку и Йоэнсуу). Работа над произведением в Музыкальном театре Карелии велась в тесном сотрудничестве с его автором – композитором, профессором Петрозаводской консерватории Борисом Напреевым.
Первый председатель Союза композиторов Карелии Рувим Пергамент в своем творчестве часто обращался к карело-финскому фольклору. Наибольшую известность получили его симфоническая поэма «Айно» и комическая опера «Кумоха» (поставлена в Музыкальном театре в 1959 году). В отличие от них одноактная опера «Три брата» по мотивам эпоса «Калевала» (либретто Виктора Гудкова, основателя Государственного национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле») до сих пор не была представлена на сцене. Композитор задумал ее еще в 30-е годы, а закончил написание в 1949-м. Главные герои, три брата-богатыря, борются за любовь прекрасной пленницы – дочери повелительницы северной страны, но отрекаются от чувства, которое грозит разрушить их дружбу. В постановке заняты Татьяна Еремина, Дмитрий Филатов, Михаил Дядиченко и Андрей Блаховский.
Новый проект Музыкального театра, посвященный Дню «Калевалы», выходит за рамки традиционных мероприятий, приуроченных к каким-либо датам. Его особенность в синтезе различных видов искусства: симфонической и народной музыки, хореографии и видеоинсталляции. Режиссер-постановщик – Владислав Капп («Il Сampanello, или Ночь наваждений», «Морозко»), дирижер-постановщик – Сергей Иньков. Впервые с Музыкальным театром работает известный художник заслуженный деятель искусств Карелии Сергей Терентьев. Его участие делает любой творческий проект неординарным событием.