Интернет-журнал «Лицей»

Прогулки по России с Лидией Винокуровой. У Лермонтова в Тарханах

Петрозаводская путешественница завершает путешествие по Пензенской губернии.

 

Самое притягательное и посещаемое место Пензенской области находится к западу от Пензы, почти на середине пути до Тамбова. Это село Лермонтово, или музей «Тарханы», —  бывшее имение самой известной бабушки русской литературы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в девичестве Столыпиной.

Столь необычное название село получило от слова «тарханить», то есть продавать. Местные крестьяне не только занимались хлеборобством, но и скупали в окрестных селах продукты с целью реализации их на крупных ярмарках. Елизавета Алексеевна поощряла такой вид заработка, даже сама устраивала в своей деревне торги. Именно здесь, среди живописной природы, провел половину своей короткой жизни будущий поэт всея Руси Михаил Лермонтов.

Имение было большое, 200 гектаров. Здесь есть пруды, аллеи, парки, усадьба, хозпостройки, церковь и барский дом. В этом  двухэтажном доме с мезонином Лермонтов прожил половину своей жизни —  детство и отрочество. Заповедником барский дом и вся округа стали только в 1934 году, пройдя через годы запустения еще до революции и через советскую коллективизацию. Получившие свободу крестьяне здесь разместили контору, зернохранилище и даже курятник.

Сейчас барский дом выглядит великолепно. В гостиной портреты маленького Миши — тогда мальчиков в детстве наряжали в платья, как девочек, а также отца и матери. Известно, что Мария Лермонтова ушла из жизни в 22 года, когда сыну было всего три года. Болезненная она была очень, да и муж не сильно берег ее нервы. Будучи весьма привлекательным, Юрий Лермонтов был в фаворе у дам, несмотря на свою условную бедность. Жене не раз доводилось узнавать об изменах любимого.

Однажды, когда она начала его в этом справедливо упрекать, Юрий Петрович сильно ударил супругу по лицу. После этого конфликта здоровье Марии сильно пошатнулось, на нервной почве у нее началась чахотка. Поэтому после смерти дочери бабушка категорически не желала видеть зятя в своем доме и предложила ему отказаться от сына, иначе она лишит мальчика наследства.

Дом, по которому у нас была экскурсия, построен после смерти дочери, когда Елизавета Алексеевна осталась одна с внуком. Старый дом снесли, чтобы не было горьких воспоминаний. Новую усадьбу она обставляла с небывалой роскошью, чтобы внук Мишель рос в самой наикомфортнейшей обстановке. Бабушка была дамой не бедной, могла себе это позволить.

Перед нами гостиная. Мебель не мемориальная, но из эпохи 30-х годов XIX века.

 

За этим столом бабушка Михаила любила разложить карточный пасьянс. Историки отмечают, что Елизавета Алексеевна была женщиной весьма умной, решительной, но излишне заботливой по отношению сначала к дочери, потом к внуку. Потеряв мужа в 40 лет, она стала носить траур и весьма трепетно относилась к его памяти. Хотя умер муж Михаил при странных обстоятельствах. Жене стало известно о его романе с соседкой (ох, уж эти дворянские нравы!), и он сразу умер от сердечного удара. Или, по другим данным, это было самоубийство.

​​Бабушка не жалела средств на образование ненаглядного внука. С малых лет у него был гувернер, который учил грамоте и счету за таким же учебным столом. А чтобы ему было веселее, приглашали на уроки соседских детей.

С 1830 года Лермонтов учится в Московском университете на нравственно-политическом, а затем словесном отделении. Из-за споров с преподавателями (юноша был невероятно начитан, обо всем имел свое мнение) попытался перевестись в Петербургский университет. Там ему отказались засчитывать два года обучения и предложили снова поступить на первый курс.

Так в 1832 году оскорбленный Лермонтов поступил в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Кстати, его сокурсником стал Николай Мартынов, который позже и застрелит поэта на дуэли.

Хотя жил Михаил сначала в Москве, а потом в Петербурге, но на каникулы приезжал к бабушке. Был у него в барском доме свой кабинет с письменным столом, за которым он написал несколько произведений.

Раритет музея — дорожная шкатулка Михаила Юрьевича из орехового дерева. Внутри несколько отделений для хранения писем, документов, денег. Закрывалась шкатулка потайным замком на ключ.

Фарфоровая чернильница поэта. Мемориальный артефакт: фигурка фантастического существа с головой львицы и туловищем совы, левое ухо отбито.

Лермонтов был еще и талантливым художником, графиком. В доме несколько картин, им написанных. В основном это виды Кавказа, который он очень любил. На Кавказ его дважды возила бабушка еще в подростком. Слабое здоровье Михаил унаследовал от матери: не ходил до трех лет, постоянно болел, был астеничным и невеселым ребенком. Ранняя потеря матери и невозможность быть с отцом отразились на его характере.

На всех портретах Лермонтов выглядит привлекательным, современники в воспоминаниях отмечали его физическое совершенство. Он был спортивен, прекрасно скакал на лошади, лучше всех в военном училище дрался на шпагах. Но вот ведь странная штука: он считал себя некрасивым!

Причиной тому была первая юношеская, сильная и неразделенная любовь к Катеньке Сушковой. Она была старше воздыхателя  на два года и не воспринимала его за кандидатуру, достойную взаимности. Постоянно подшучивала над ним, язвила и унижала, сама того не сознавая. В какой-то момент у Михаила любовь к Сушковой прошла, а осадочек остался в виде комплекса.

За свои недолгие 26 лет жизни Лермонтов так и не женился, но, говорят, имел двоих неофициальных детей. Первую девочку от него родила дворовая девка, которую ему подложила заботливая бабушка.

​​​​​​​В музее демонстрируется мемориальный комод с зеркалом, оставшийся от маменьки Мишеля — Марии Михайловны. Даже ее белый платок сохранился.

Бедная женщина, невеселая у нее судьба. В 17 лет влюбилась в красавчика военного Юрия Лермонтова, а в 21 год уже умерла.

На месте старого дома, где закончились земные дни дочери Елизаветы Алексеевны, был построен храм Марии Египетской. Так решила хозяйка имения в память о своей Марии, покровительницей которой по дате рождения и была тезка египетская. Храм освящен в 1820 году. В советское время его не закрывали! И даже зерно здесь не хранили…

​Территория музея ухоженная, как было при бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Можно прогуляться по сосновой аллее, яблоневому саду, зайти в оранжерею. В парке можно увидеть ствол дуба, который свалила буря в 1995 году. По преданию это дерево было посажено маленькими ручками Миши Лермонтова. Сейчас ствол законсервирован, но все равно поддается гниению.

В имении создана система прудов. На снимке Большой пруд. Гуси, в нем плавающие, практически ручные. Рассчитывая на подачки, выбегали из воды и жадно смотрели на посетителей. А их в выходные было очень много. Радует, что народ у нас любознательный и пытливый.

​​​Церковь Архангела Михаила возведена за год до гибели Михаила Лермонтова при содействии его бабушки. Она хотела, чтобы покровитель ее обожаемого внука — Святой Михаил — всегда защищал Мишеля. Так она обычно называла внучка. Но «свет очей ее» погиб.

У стен храма возведена усыпальница семьи Арсеньевых-Лермонтовых. Там похоронены вместе с хозяйкой поместья ее муж, дочь и внук. Изначально Михаила похоронили в Пятигорске, но бабушка выхлопотала перенос захоронения поближе к себе. На следующий день после совершения погребения ее парализовало. Пережила Елизавета Алексеевна внука на четыре года в состоянии «растения».

В советское время рядом с усыпальницей (спасибо, что не в ней) был перезахоронен отец поэта — Юрий Лермонтов. Довольно циничное действие, на мой взгляд, если учесть, что теща его терпеть не могла.

На этой грустной ноте я заканчиваю отчет о поездке в Пензенскую область. Я даже не предполагала, что тур будет таким информационно насыщенным. Но он того стоил.

Фото Лидии Винокуровой

Подписывайтесь на мой канал zen.yandex.ru
Exit mobile version