Блоги, Путешествуем с Лидией Винокуровой

Прогулки по России с Лидией Винокуровой. Пенза — от Лажечникова до Мейерхольда

Удивительно, скольких знаменитых людей дала пензенская земля! Это и поэты, и писатели, и служители Мельпомены.

Пенза — родина Всеволода Эмильевича Мейерхольда, известного театрального режиссера, актера и педагога. 15 лет, с 1881 года, он с семьей жил в деревянном доме, где сейчас расположен Центр театрального искусства. Доктор Дапертутто — таков был ироничный театральный псевдоним Мейерхольда, взятый из произведений Гофмана. Родился же Всеволод Мейерхолд в обрусевшей немецкой семье, звали его Карлом Майергольдом, но в подростковом возрасте он поменял вероисповедание и имя, став православным Всеволодом.

 


Рядом с домом, во дворе, оригинальный памятник Всеволоду Мейерхольду. Режиссер поднимается по ступеням, оглядываясь по сторонам, идет к двери. А дверь удерживает чья-то рука, скорее всего женская,  приглашая зайти за ней. Это Муза.

 

Зал в этом микротеатре — небольшой, камерный. Стоит учесть, что при малом количестве зрительных мест — их всего 50 — билеты раскупаются довольно быстро. Во всех представлениях можно увидеть реализацию идей Мейерхольда. Он считал, что театр — это фантастика, метафоры, преувеличения, отточенные движения и пластичность тел. В его «Театре Доктора Дапертутто» сочетаются феерия и изысканность. Здесь отсутствуют кулисы, зритель сидит в метре от сцены. Все восемь артистов мужского пола. Женские роли исполняются тоже ими .

 

Мы зашли в дом-музей, где сохранилась семейная мебель: буфет, богато украшенный резьбой и декором. На полочке стоит бутылка с водкой. Отец Всеволода был крупный водочный магнат, владевший заводом. На одной из них этикетка с фамилией Майергольд. Выпускавшаяся Эмилем Федоровичем «углёвка» ценилась за особую чистоту, достигавшуюся благодаря использованию угольных фильтров.

 

На одной из кружек, хранящихся в буфете, написано, что, дескать, ты стал уже таким большим, что тебе нужна и кружка большая. Это мемориальная посуда.

 


В Пензе сохранилось много деревянных домов с прекрасной резьбой. Прямо целые улицы довольно ухоженных построек. В одном из таких домиков жила семья Василия Ключевского, знаменитого российского историка. Они здесь поселились после гибели отца-священника. Вся родня Ключевского была из духовного сословия, он сам сначала учился в семинарии, но решил идти по другому пути. В доме нельзя фотографировать, поэтому фото нет.

О многих литераторах можно узнать в Литературном музее, который расположен в бывшей мужской гимназии. По ступеням этого крыльца в свое время поднимались такие люди, как Белинский, Тухачевский, Ключевский… Бывал Жуковский, когда сопровождал будущего императора Александра II в путешествии по России.

Автор известных исторических романов «Ледяной дом» и «Последний Новик» Иван Иванович Лажечников даже был директором гимназии в 20-е годы XIX века.  Гимназией он мало занимался, поэтому она была в таком состоянии, что привела бы в ужас самого либерального из нынешних педагогов. Учителя были плохие, некоторые приходили в класс пьяными, рукам давали большую волю, а ученьем не напрягали. Перемены продолжались по часу, а часто учителя совсем не приходили. Свободное время употреблялось на кулачные бои класс на класс. Вот такая веселая школьная жизнь была при Лажечникове. В музее хранится прижизненное издание его романов.

Главные романы Лажечникова написаны под сильным влиянием Вальтера Скотта, но в своё время занимали почётное место в русской литературе. В музее хранится издание 1836 года одного из первых произведений Ивана Лажечникова «Походные записки русского офицера», созданного по личным воспоминаниям. Будучи двадцатилетним чиновником московской канцелярии в 1812 году будущий писатель добровольно записался прапорщиком в ополчение.  Решение принималось втайне от отца, некогда богатого коломенского торговца солью и хлебом, не дававшего разрешения на отъезд сына в армию.

В музее  обнаружили клон Николая Лескова. Оказывается, он жил в Пензенской губернии три года и именно здесь начал свою писательскую деятельность. Экспонат был живой, сказал, что пишет мемуары.

​​​​​​​В музее выставлены вещи Михаила Салтыкова-Щедрина. По приказу Министерства финансов он был назначен председателем казенной палаты Пензенской губернии. Характер у сатирика был прескверный, он не выносил чиновничий беспредел в виде взяточничества, бюрократии, воровства и прочее. Его подчиненные работали как негры на плантации, страшно его боялись,.но уважали. Период службы в Пензе не прошёл для него впустую. Накопленные за два года наблюдения стали основой для многих произведений писателя: «Пошехонские рассказы», очерки «Глуповское распутство», «За рубежом», сатиры «Испорченные дети», «Зиждитель», «Дневник провинциала в Петербурге». Только, как правило, о Пензенской губернии говорилось не прямо, а эзоповым языком. Надо бы его перечитать…

А еще в Пензе есть музей одной картины. В наш приезд экспонировалось полотно Айвазовского «Приморский город. Вид Ялты». Картину меняют раз в год. Посетить не удалось, очень насыщенная поездка была. Но, говорят, интересно — 40 минут рассказывают про историю картины, приводят о ней интересные факты.

 

​​И когда уже вроде я прогулялась по всем значимым местам Пензы, возвращаясь в гостиницу, внезапно набрела на  ухоженный бюст, с цветочками у подножия. Да, очень неожиданно. Установлен он во дворе, перед входом в помещение, где находится пензенское отделение КПРФ. Пожалуй, в России я еще нигде не видела памятника этому советскому диктатору.

Пенза меня, конечно, сильно удивила. Перед поездкой думала, что направление это совсем не туристическое. Но, побывав здесь, напитываешься таким мощным информативным потоком, что понимаешь  уникальность этого города. Нам предстоит еще знакомство с областными историями. Продолжение следует.

Фото Лидии Винокуровой

 

Подписывайтесь на мой канал https://zen.yandex.ru/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8