Интернет-журнал «Лицей»

Новые путешествия Алисы-1

Вход на выставку

«Серьёзное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой».

Чем старше становишься, чем чаще хочется присоединиться к этой знаменитой фразе Чеширского кота. Если нужно в чем-то разобраться, попробуй отнестись к этому легко. Мне показалось, что именно так предлагают нам взглянуть на важнейшие научные открытия создатели выставки «Алиса в стране Наук» (ВДНХ, павильон №64).

Когда-то, лет 30 назад, преподавая тризовский курс развития творческого воображения инженерам, я искала материал, на котором можно было бы проиллюстрировать приемы фантазирования. «Алиса в стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье», позволили почти на каждый из 12 приемов фантазирования отыскать яркий образ и подходящую цитату. Позднее мы творчески прочитали эти книжки с учениками 3-го Ц – экспериментального  ТРИЗ-класса, и я даже  написала об этом статью в «Лицей». Я видела тогда в «Алисе» источник ярких образов, умных мыслей, игры слов и тренировки воображения. И совсем не задумывалась о том, что это книжка ученого о науке.  Только годы спустя  стало ясно, что «Алиса» — это о математике, о новых и будоражащих самого автора теориях, о преобразованиях и парадоксах, о загадках и головоломках. Я задумалась об этом не так давно, и выставка, устроенная для детей на ВДНХ специалистами Политехнического музея, оказалась очень кстати.

ВДНХ на колесах. Фото с сайта http://ppjournal.ru/

Прочитав о выставке в начале лета,  долго выгадывала время, чтобы его не пришлось кроить и сжимать. По дороге туда взглянула  на историю велосипеда (павильон «Карелия», между прочим), по дороге обратно посетила бал роботов (павильон №2), посмотрела, как они забивают в сетку мяч, реагируют на доброе отношение посетителей и отвечают на вопросы, рассказывая о своих любимых занятиях. В промежутках получила заряд бодрости от обновленного ВДНХ, заполненного отдыхающими московскими семьями на всех видах экологичного транспорта: велосипеды двухколесные и трехколесные, с прицепами для детских тележек, скейты и самокаты, педальные автомобильчики и роликовые коньки… На все эти впечатления – три часа. Остальные четыре – на «Алису».

На входе выдают очки для тайного знания и путеводитель. Через очки взрослые могут прочесть тексты на стенах павильона, не видные невооруженным глазом. Тайное знание сообщает о забавных открытиях, за которые авторам были выданы Нобелевские и Игнобелевские премии. Путеводитель ориентирует в пространстве выставки и содержит вопросы, на которые требуется найти ответ.

На выставке 5 залов, названия говорят сами за себя:

— «Неугомонная Вселенная: трансформация пространства» – о всемирном тяготении и теории большого взрыва.

— «Колесо жизни: превращения живой материи» — об эволюции животных и атмосферных явлениях природы

— «Когда, никогда и некогда: непостоянство времени»— о биоритмах и времени, возможно ли его замедлить или ускорить, черных дырах и возможности путешествия во времени

— «Правила метаморфоз: измерения и изменения в математике» — математические загадки Льюиса Кэрролла;

— «Нереальная реальность: загадки нашего восприятия» — о человеческом сознании и границах мозга.

Зал 1. «Неугомонная Вселенная: трансформации пространства»

Сколько я вешу на Плутоне?
Полет Алисы сквозь Землю

Пройдя вслед за Алисой сквозь кроличью нору, мы попадаем в зал, посвященный загадкам пространства. Все начинается с разговора о левитации, о том, что преодоление земного притяжения – не такая уж невозможная вещь. Есть масса способов его (притяжение) преодолеть.  В качестве доказательства посетители наблюдают шарик, парящий в струе Бернулли, и интерактивное изображение Алисы, пролетающей Землю насквозь туда и обратно под действием силы тяжести. Здесь же – стенды, объясняющие, почему космический спутник не падает на Землю, хотя на самом деле он находится в постоянном свободном падении, весы, определяющие ваш вес на различных планетах и на Луне (последняя особо привлекает мам и бабушек, желающим вернуть былую стройность), пульт, управляя которым можно увеличивать или уменьшать обзор.

Двигаясь от стола, где проходит безумное чаепитие, мы попадаем последовательно на земную орбиту, за пределы Солнечной системы, за пределы нашей Галактики…

Немного теории: рождение, развитие и смерть звезд

В конце концов  вся Вселенная у нас перед глазами, на одной стене павильона – и можно «лететь» назад или опять «вперед», меняя скорость и направление.

Рядом со мной возле этой стены оказался мальчик в инвалидной коляске, один из самых внимательных посетителей выставки. Я научила его управлять пультом, и пока его мама по телефону с энтузиазмом  описывала папе их общие впечатления, мы успели вылететь далеко за пределы Солнечной системы  и вернуться обратно. После такого путешествие дети, пожалуй, вполне готовы познакомиться с теорией большого взрыва и поминутно проследить путь, который прошла Вселенная от своего рождения до сегодняшнего дня.

А потом вместе с двумя девочками мы потоптались на интерактивной площадке, где под нашими ногами рождались и проходили свой жизненный цикл разные звезды. Как компьютерщик я понимаю, что смоделировать это не так уж и сложно. Как педагог –  восхищаюсь: это же надо такое придумать – стоит тебе немного постоять в каком-то месте, как там на твоих глазах рождается, растет и умирает звезда.

Зал 2. «Колесо жизни: превращения живой материи»

Зал наполнен звуками природы – дети осваивают рояль, на котором каждая клавиша «говорит» голосом какого-то животного. С потолка свисают изображения предков сегодняшних птиц и зверей, (кстати птица Додо – предок современного голубя, скелет этой птицы, хранившийся в Оксфордовском музее, был любимым экспонатом автора Алисы ).

Здесь можно почувствовать себя участником эволюции круговорота веществ. Выбрав роль молекулы водорода, кислорода или углерода  посетители совершают вместе с ней увлекательное путешествие.

Путешествие молекулы кислорода
Макет круговорота воды в природе

В центре зала – макет, демонстрирующий круговорот воды в природе.

А вот и он – любимый принцип «Черной королевы»:  «бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте». В переводе на язык биологии это звучит примерно так: относительно эволюционной системы виду необходимы постоянное изменение и адаптация, чтобы поддерживать его существование в окружающем биологическом мире, постоянно эволюционирующем вместе с ним (Википедия).

Вслед за Черной королевой Кэрролла экспонаты выставки разными способами переводят этот текст на детский язык, рассказывая об адаптации организма к меняющимся условиям среды.

Ну, и конечно, глобальные изменения – ароморфозы – выставка тоже не обходит стороной. Интерактивная компьютерная игра позволяет смоделировать несколько животных на основе бармаглота и вполне почувствовать, что природе эта деятельность  удается  значительно лучше.

Я вспомнила в этом зале почти всё, чему во время ТРИЗ-эксперимента научила меня вместе с детьми наш биолог Наталья Голицына. Однако тем, у кого не было в жизни такого биолога, в этом зале, думаю, особенно нужен экскурсовод.

Освоив секреты пространства и материи, мы легко вступаем на шаткую почву относительности, метаморфоз и загадок восприятия. Но об этом — в следующий раз.

 

Exit mobile version