Милее всего мне зеркальный шкаф, где спрятан Чеширский кот. Если шкаф потереть, кот ненадолго появится
Продолжим путешествие с Алисой по стране Наук с помощью выставки, устроенной для детей на ВДНХ специалистами Политехнического музея.
Автор «Алисы» Чарльз Лютвидж До́джсон (это настоящее имя Льюиса Кэрролла) был, как известно, профессором математики в Оксфорде. Лекции у него, по воспоминаниям современников, были скучными. Новые математические концепции и теории, возникавшие в то время как грибы на политой дождем лесной поляне, профессора раздражали. Есть мнение, что «Алиса» – злая пародия на новую математику, в которой даже произведение 2*2 всякий раз дает различные результаты… Если это так, то параллельная жизнь Доджсона в детской сказке, может быть, самая яркая загадка «страны Чудес».
«Когда, никогда и некогда: непостоянство времени»
Время – самое загадочное из всех измерений, источник множества парадоксов, признак, по которому проходит граница возможностей нашего воображения. Можно мысленно менять размеры и пропорции, перемещаться из одной среды в другую, заглядывать внутрь молекул и в звездную пыль – но парадоксы времени вообразить нельзя. По крайней мере мне не удается.
Биологические часы наглядно показывают, как течет время в зависимости от возраста. Это иллюстрируют детские рисунки. Время для семилетнего ребенка движется гораздо медленнее, чем для его пятидесятилетней бабушки, потому что новой информации ребенок получает в разы больше. Так что если бабушка хочет продлить себе жизнь, самое время пойти учиться. А еще здесь мы узнаем о том, что происходит во сне, для чего животные впадают в спячку и, конечно, как замедляется время вблизи черной дыры.
«Правила метаморфоз: измерения и изменения в математике» — математические загадки Льюиса Кэрролла
Итак, математика. Трехмерные проекции четырехмерного куба. Магнитная лента Мебиуса – проведи рукой по ее поверхности – и плавно «переедешь» с наружной стороны ленты на внутреннюю. А если разделить ленту вдоль (что легко сделать, так как она состоит из двух продольных магнитных полосок) – получатся две ленты, одна в другой.
Рядом еще один математический «арт-объект» – бутылка Клейна, поверхность, у которой нет отдельно внутренней и наружной стороны. Ряды Фибоначчи иллюстрируют морские раковины. Грибы Мандельброта наглядно демонстрируют нам фракталы – фигуры, в которых каждая часть подобна целому. Автор теории фракталов нашел в природе множество примеров таких фигур. Но грибов, названных его именем, в природе не существует. Их придумал художник Сергей Катран.
И, конечно, всюду столы с головоломками. Может быть, скучный английский профессор и злился на «неправильную» математику, но злился весьма продуктивно. Помимо «Алисы» он написал, например, «Историю с узелками» – книгу головоломок, которые по сей день дробят мозги будущим ученым, шахматистам и программистам.
И что самое обидное – рядом с некоторыми головоломками лежат таблички «просто», а народ все равно мучается. Я выбрала себе пирамидку как раз с такой табличкой. Рядом девочка, пытавшаяся разъединить два колечка, прошла все стадии головоломности от «Это легко, вот сейчас, еще немножко» — через «Я поняла, это должно быть здесь, но не знаю как…» — до «Это неправильная головоломка, такого быть вообще не может». Разумная мама пыталась объяснить, что, видимо, колечки все-таки разъединяются, но тщетно.
Пока девочка обижалась, я взяла себя в руки и включила логику (поскольку пространственно воображение у меня отсутствует напрочь, это диагноз). Логика помогла. Я перешла к следующему столу, где аналогичная пирамидка из четырех шариков лежала возле таблички «сложно» — и снова включила логику. Рядом студентка складывала куб. Потом ее сменила другая студентка. За это время к столу не раз подбегали мальчики и девочки, но ни один из них ничего не собрал. Потом я справилась со своей задачей и перешла к следующему столу, где вместе с еще одной упорной женщиной мы уложили в квадрат однородные плоские фигурки, игнорируя призывы ее дочки бросить это гиблое дело и продолжить экскурсию. В зале математики было особенно заметно: школьники подходили к «снаряду», быстро проходили три стадии (сейчас – почти – никак) и убегали прочь, оставляя у столов упорных мам и пап, бабушек и дедушек.
«Мало кто находит выход, некоторые не видят его, даже если найдут, а многие даже не ищут» – заметил Кэрролл устами своего героя.
Выполнив все поставленные себе задачи и погрустив привычно по поводу тяжелых плодов современного образования, я отправилась через новый туннель в последний зал.
«Нереальная реальность: загадки нашего восприятия» — о человеческом сознании и границах мозга
Картинки, соединяющие два или несколько разных образов, рисунок, который «движется», если перевести взгляд с одной точки на другую, – известные парадоксы восприятия собраны в небольшой выставке. На другой стене – игральные карты с изображением различных эмоций: страх и удивление, отвращение и удовольствие.
В центре зала – макет нейронной сети. Если посветить на нее фонариком из мобильника, начнут последовательно загораться лампочки, показывая, как передается по сети сигнал. А еще здесь есть очки, позволяющие посмотреть на мир глазами кошки, стрекозы и лошади. Оказывается, у кошки в глазах темно, а у стрекозы в глазах двоится, троится и четверится. Не верите – сами посмотрите.
Дальше – игра, в которой двое соревнуются, кто быстрее докатит до нужного места тележку, управляя мыслью. То есть не совсем мыслью, скорее, своим внутренним состоянием, потому что скорость тележки зависит от частоты пульса.
Но мне милее всего в этом зале зеркальный шкаф, где спрятан Чеширский кот. Если шкаф потереть, кот ненадолго появится.
«— А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально…»
» Если в мире все бессмысленно, что мешает выдумать какой-нибудь смысл?»
Чеширский кот — мой любимый философ.
Вот и все. И я совсем не помню, что там было на выходе – видимо, очень не хотелось выходить. Позднее на сайте выставки я честно прошла тест, ответила на 4 вопроса из 5 – и получила грустное замечание компьютера о том, что такие приличные результаты в наше время редко случаются у посетителей выставки. Видимо, организаторы тоже озабочены проблемами современного образования.
А я стала думать: про что же теперь для меня «Алиса»? Может быть, она про то, что нет науки без искусства, как нет искусства без науки? И если ты чего-то никак не можешь понять, нужно просто посмотреть на это из другого мира. А если подходящего мира не найдется, его следует построить. Так и поступил нам на радость Льюс Кэрролл, математик и поэт.
«Алиса засмеялась… – Нельзя поверить в невозможное.
– Просто у тебя мало опыта, – заметила Королева»
Но это все лирика. А выставка, между прочим, будет работать еще примерно месяц. Павильон №64, «Оптика». Сайт — здесь: http://alice.polymus.ru