«Построенная сверху система рушится. А строить новую приходится своими силами, практически на коленке. Но мы стараемся».
Продолжаем публикацию ответов на вопрос «Чем вам запомнится 2019 год?». Наши эксперты называют значимые события в своей отрасли и в своей жизни.
О том, что происходило в образовании, высказывается Алла Нестеренко, кандидат педагогических наук, доцент ПКИРО.
#Итоги2019
Для российского образования этот год был, на мой взгляд, показательно разрушительным. И его главным событием войдет в историю закрытие лицея Михаила Щетинина в Текосе, логично завершившееся смертью директора. Я точно не единственная, кто воспринимает эту историю как двойное убийство: убийство уникальной школы, убийство ее создателя.
Между тем ситуация в обычных школах, мягко говоря, не радует. Положение учителя усложняется, он по-прежнему задавлен отчетностью и живет в условиях жесткой регламентации каждого шага.
Начатое в этом году «обновление» нового образовательного стандарта, на мой взгляд, возвращает его в старое русло. Новые стандарты (ФГОС) в версии 2008 года не задавали жестких ограничений на прохождение образовательных программ, и это должно было дать школам и педагогам свободу планировать содержание. Но внедрение ФГОС провалилось на уровне управления образованием. Желание верхов жестко контролировать учителя и школу противоречило самой сути инновационной деятельности, которая требовалась для внедрения нового стандарта. И если финны, заметив падение образовательных результатов, быстро выяснили, что оно связано с усилением контроля над учителем, и стали выравнивать ситуацию, давая учителю больше свободы, то наши руководители «улучшают» новый стандарт, прописывая предметные результаты таким образом, чтобы их можно было проверять по всей стране чуть ли не еженедельно. Развитие событий в такой логике страшновато прогнозировать. Боюсь, мы так не только убьем самостоятельность учителя, но и похороним индивидуализацию образования. Учитывая, сколько сегодня особых детей, требующих индивидуального подхода, это, на мой взгляд, путь в тупик.
Теперь немного об образовании неформальном. В этом году волей судеб я погрузилась в сферу онлайн-образования – открыла небольшую онлайн-школу. Рынок онлайн-образования стремительно растет, это действительно рынок, довольно дикий, жестко ориентированный на потребление. «Сперва продайте курс, потом создавайте», — учат успешные хозяева школ, где продаются миллионные курсы по выпечке пряников, созданию личного бренда, эзотерике. «Цель бизнеса – прибыль, онлайн-образование – бизнес, следовательно, планируя содержание, вы должны ориентироваться на максимальную прибыль». Перспективы этого тренда, на мой взгляд, опасны. Образование нельзя строить, исходя из целей получения максимальной прибыли. Оно должно опережать запрос общества, а не плестись в хвосте.
Еще один опыт нескольких последних лет – работа с детьми, которые обучаются дома, так называемыми семейщиками. Их становится все больше. Многие используют онлайн-сервисы, достаточно примитивные, ориентированные, видимо, на то, чтобы не напугать ни детей, ни родителей. И хотя наши «семейщики» в клубе меня часто радуют, отношение к нынешнему семейному образованию у меня противоречивое. Приходилось видеть и семьи, которые учат детей бездарно с очень низкими результатами, и тех, кто, объявляя школе войну, решает свои застарелые проблемы, что тоже вредит их детям.
Все сказанное выше не означает, что образование погибнет. Это, на мой взгляд, невозможно, пока существует культура и несущие ее люди. Но построенная сверху система рушится. А строить новую приходится своими силами, практически на коленке. Но мы стараемся. Учителя, которые с нагрузкой в 36 часов и больше умудряются осваивать и внедрять новые технологии. Родители, с азартом осваивающие методику начального образования, чтобы научить своих детей учиться. Люди, которые приходят в дополнительное образование из бизнеса, отказываясь от годами проверенных профессий, потому что захотели учить детей и поняли, что смогут. Их немало и будет еще больше. Прорвемся.