Наука

Человек не в состоянии влиять на климат

Грета Тунберг на акции Fridays for Future в Вене, 31 марта 2019 года
Грета Тунберг на акции Fridays for Future в Вене, 31 марта 2019 года

«Настоящие климатологи и экологи просто за голову берутся от невежества в нашем обществе в вопросе изменения климата».

Начинаем публикацию опроса  «Чем вам запомнится 2019 год?» Наши эксперты называют значимые события в своей отрасли и в своей жизни.

О том, что происходило в науке, высказывается молодой ученый Захар Слуковский.

#Итоги2019

Захар Слуковский. Фото из личного архива
Захар Слуковский. Фото из личного архива

В 2019 году в мире науки произошло очень много всего интересного и важного. К сожалению, действующему ученому, поглощенному работой, – а я основываюсь не только на своем опыте, но и на опыте своих коллег – следить за всеми новостями науки (да и вообще новостями) практически не удается. Однако кое-что все-таки запомнилось.

Во-первых, на нескольких новостных сайтах промелькнула информация о грядущем закрытии Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), одного из ключевых научных фондов для отечественных ученых. Все были крайне обеспокоены этими новостями, ведь гранты от 400 тысяч до нескольких миллионов рублей ежегодно позволяют реализовывать свои передовые идеи многим талантливым и старательным российским исследователям. Особенно эти гранты важны для молодых ученых Российской академии наук, которым не всегда удается хорошо уживаться с научными задачами своих старших коллег в рамках тематик исследовательских институтов, где инициативность людей младше 30-35 лет часто и безапелляционно рассматривается как попытка революции в масштабах лаборатории или отдела и желание «подсидеть» кого-то из уважаемых, но, возможно, уже не столь активных коллег.

Я слышал предположения, что РФФИ могут присоединить к другому научному фонду – Российском научному фонду (РНФ), но пока, по состоянию на конец года, всё остается на своих местах.

В ноябре прошли выборы в Российскую академию наук. Научному сообществу предстояло узнать имена новых академиков и членов-корреспондентов РАН. Такое событие происходит раз в несколько лет и поэтому всегда вызывает большой интерес у рядовых ученых. Есть в этих выборах и практическая значимость для простых смертных, ведь у руля экспертных советов научных фондов, которые раздают гранты, а с ними и надежды на счастливое существование, стоят академики и членкоры. Именно от их мудрых решений напрямую зависят судьбы ученых и всей российской науки.

В отличие от скандальных выборов в РАН трехлетней давности, новые выборы прошли гораздо тише. Во многом этому поспособствовало участие в процедуре отбора двух комиссий РАН – по противодействию фальсификации научных исследований и по борьбе с лженаукой. И хотя уязвленные претенденты в академики и членкоры писали и давали комментарии в СМИ о недопустимости такого «вмешательства» в выборы, многие в научном мире уверены, что все было сделано правильно и состав РАН, а это теперь 2042 человека, относительно чист.

Отрадно, что среди вновь избранных членкоров оказался один представитель Карелии – ряды РАН пополнила лингвист, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ и РК Ирма Ивановна Муллонен.

Не обошлось в этом году и без печальных новостей науки. 1 марта на 88-м году ушел из жизни известный ученый, советский и российский физик, лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алфёров. Главную научную награду мира Алфёров получил 19 лет назад за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов. Жорес Иванович был не только ученым, но и организатором науки, занимал высокие посты в РАН, в том числе с 1991 по 2017 года работал в должности вице-президента. Известна и его политическая позиция – долгие годы он был депутатом Государственной думы от КПРФ. В 2006 году Жорес Алфёров выступал перед преподавателями и студентами Петрозаводского государственного университета. Среди многочисленных слушателей на лекции знаменитого ученого был и я, на тот момент студент 2-го курса физико-технического факультета.

Из мировых новостей, так или иначе связанных с наукой, можно отметить нашумевшую речь шведской школьницы и эко-активистки Греты Тунберг на саммите ООН по климату. Если оставить в стороне политическую подоплеку этой проблемы, то эмоциональное выступление школьницы важно потому, что благодаря ему в очередной раз можно вернуться к вопросу о роли человека как глобальной силы в изменении климата: а есть ли эта роль, а велика ли она?

Настоящие климатологи и экологи (которые экологи по образованию, а не по желанию носить плакаты и кричать лозунги) просто за голову берутся от того невежества, которое существует в нашем обществе в вопросе изменения климата. Если говорить коротко, то серьезного влияния на изменение климата человек оказать не в состоянии. Увы, существуют мировые силы, которым такое мнение невыгодно, поэтому на заседание ООН зовут не ученых, а школьниц.

После столь значимых российских и мировых событий писать о своих достижениях довольно сложно, хотя в целом уходящий год получился для меня очень удачным и продуктивным. Мне удалось получить сразу два гранта на свои научные исследования в области экологической геохимии и охраны окружающей среды. В марте я стал победителем конкурса Президентских грантов для молодых кандидатов наук, а летом – конкурса грантов Российского научного фонда для научных групп под руководством молодых ученых.

Оба проекта связаны с исследованиями Арктической зоны РФ и загрязнением ее водных объектов. По условиям одного из выигранных проектов я должен был поменять место работы, что и было сделано прямо посреди года – ближайшие два с половиной года я вместе с семьей проведу в Апатитах, работая в лаборатории водных экосистем Института проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра РАН.

Несмотря на научную занятость, в текущем году я не прекращал заниматься популяризацией научных знаний, ища новые формы представления не самых приятных фактов о загрязнении природы тяжелыми металлами. Примером тому может служить последняя публикация в журнале «Лицей». В будущем году планирую продолжать подобные эколого-лингвистические эксперименты. Ну и не могу не сказать, что в уходящем году вышла моя первая публикация в старейшем научно-популярном журнале России «Наука и жизнь». Еще две статьи были опубликованы в другом известном отечественном издании – журнале «Природа». Уверен, благодаря новым проектам и данным, мне еще не раз удастся попасть на страницы этих замечательных журналов.

 

Захар Слуковский — старший научный сотрудник, кандидат биологических наук, Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН и Институт геологии КарНЦ РАН