Интернет-журнал «Лицей»

Илья Растатурин: «Мне нравится живой процесс»

Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой
Илья Растатурин. Фото Ирины Ларионовой

В мастерской художника

Мы поднимаемся на последний этаж высотки. Оттуда потрясающий вид на озеро. Идем от двери до двери какими-то темными переходами. Илья освещает мне путь телефоном, сам он дорогу в мастерскую знает уже наизусть. Мне приходилось бывать в прежней мастерской художника – убогом подвальчике. Теперь у него настоящая мастерская, причем с хорошей аурой – прежде здесь много лет работал карельский мэтр Михаил Юфа, которого Илья Растатурин знал  и почитал с детства.

Чудесный зимний день. Солнце заливает комнату и стоящее посредине огромное полотно. Илья признается: не может работать с маленькими холстами. В этом есть свой резон: при взгляде на голубоглазого и улыбающегося Илью появляется ощущение, что широты его души и энергии хватит не на один километр полотна. Даже его имя и весь его облик напоминают образ древнерусского богатыря, добра молодца.

Сейчас, во времена кризиса, не так-то легко соблюдать свои принципы: крупный формат, использование масляных красок без подкладывания текстур.

– Многие удивляются, что я пользуюсь исключительно красками, не беру во внимание  фактуры, пасты и текстуры разные,  – поясняет Илья,  – а я не могу так работать, мне нравится и просто необходим этот живой процесс. Я свои картины как бы леплю…

Произведения Ильи Растатурина и в самом деле объемные, краска густо покрывает холст, создавая иногда фантастические, иногда вполне  узнаваемые образы. Материалы стоят сейчас дорого. Картины  покупаются редко. Недавно у него прошла выставка в Петрозаводской консерватории, после нее две картины приобрели его почитатели. Художник не скрывает своей радости.

В мастерской часть стены занята сложенными штабелями картин. Многие из них вполне могли бы украшать стены офисов, школ. Жаль, что богатые люди предпочитают покупать не картины, а мерседесы. Вот уже два года Илья вынужден ежедневно ходить на работу, чтобы зарабатывать на хлеб насущный.  А куда деваться? Времени на создание художественных творений остается, к сожалению, мало.

Смотрю по сторонам и поражаюсь: когда он успевает столько сделать! Вот целая стопка замечательных пастелей, городские сюжеты.  Но главное для него – работа маслом. Илья не любит искусственного освещения, работать предпочитает при естественном свете.

– Я осознаю себя художником-созерцателем, – рассказывает за чашкой чая Илья. – Рисую, что вижу вокруг себя.

Это не совсем так: Илья не рисует с натуры, он фантазирует, комбинирует. Во всех работах чувствуется его отношение к миру. Если сравнить картины с пьесами, то, по-моему, его произведения стоит отнести к  драме, а если  и проглядываются комедийные мотивы, то они скорее выглядят трагикомичными.

Вот посреди мастерской незаконченный натюрморт с роскошными амариллисами. Они  давно отцвели, и рисует он их по памяти.  Илья неравнодушен к растениям из теплолюбивых стран: ему по душе мощный и колючий молочай, толстолистные суккуленты, среди которых алоэ и толстянка, по-другому –  денежное дерево. Здесь же сансеиверия, гибискус, который, между прочим, у него  цветет. Цветы с мощными стволами и листьями часто становятся излюбленными героями его натюрмортов. Он не так много путешествовал, но однажды в Норвегии попал в оранжерею с тропическим садом и обомлел.

Судьбы складываются по-разному. Илья никогда не думал, что придет время и в Музее изобразительных искусств Карелии будут находиться его произведения, хотя рос в семье литературного редактора и художника. Даже в художественной школе не учился. Среди его увлечений были игра на фортепиано, фигурное катание, гимнастика, астрономия, археология.

–  Но все бросал, –  признается художник. –  Родители не настаивали. А в 10-м классе интересовал меня только панк-рок.

В результате попал  на художественно-графическое отделение.  В 1996 году его пригласил поучаствовать в выставке Дмитрий Учуваткин. Окунувшись в художественную среду, в процесс подготовки выставки, Илья впервые по-настоящему почувствовал себя художником.

Среди знаменитых современников, чье творчество ему симпатично, Растатурин выделяет немецкого живописца Ансельма Кифера, известного своими монументальными композициями, созданными из фольги, песка, масляных красок, цветов. Почему-то подумалось, что среди русских авангардистов Илья любит представителей объединения «Бубновый валет». Так и оказалось, а среди них творчество Ильи Машкова и Петра Кончаловского.

Пока мы пьем чай, в компьютере звучит медитативная музыка. Художник любит под нее работать. А мы говорим о вечном. Илья не религиозен, но верит, что за той, последней гранью непременно что-то есть. Несмотря на свою былинную внешность, художник имеет тонкую душу, и все тревоги мира не проходят бесследно для его сердца. Иногда на полотне появляются злые собаки, люди с искаженными лицами. Кстати, именно эти картины были представлены на выставке в Санкт-Петербурге в Музее нонконформистского искусства на Пушкинской, 10.

Восемь  лет назад у Ильи Растатурина в медиа-центре «Vыход» состоялась персональная выставка. Куратор выставки задавался тогда вопросом, по какому пути двинется вперед художник. Илья и сейчас на распутьи. Мне нравится, как рассуждают о пути  и цели даосы: «Если вы познали Путь, вы познаете цель, потому что цель не в конце Пути, а на всем его протяжении. Где бы вы ни были, вы у цели, если вы на Пути».

Фото автора

 

 

Exit mobile version