Афиша Петрозаводска, Вернисаж с Ириной Ларионовой

Да здравствует натюрморт!

В Медиа-центре «Выход» открылась выставка «4+4. Натюрморт»  

Задумка ее оригинальна. Куратор  Сергей Терентьев пригласил к участию четырех художников, а те должны были пригласить еще четверых на свое усмотрение. Тем самым, по словам куратора, они  должны были сами сформировать новое художественное пространство. 

В результате экспозиция получилась неожиданная. Помимо известных карельских авторов — Владимира Лобанова, Артема Стародубцева, Натальи Кошелевой, Владимира Ваяна, в нее попали живописец Илья Растатурин, акварелист  из Санкт-Петербурга Андрей Корольчук, приглашенный Владимиром Лобановым, примитивист Юрий Рыбкин по приглашению Владимира Ваяна и ученица Натальи Кошелевой Елена Логинова. 

На вернисаже
На вернисаже

Задумав выставку с интригой, Сергей Терентьев обескуражил на вернисаже публику своим приветственным словом, которое вкратце можно было бы изложить двумя фразами: «Натюрморт умер. Да здравствует натюрморт!». А потом дал слово каждому участнику, в результате чего открытие совершенно непредсказуемо превратилось в интересный разговор, вполне серьезный, хотя стал полной импровизацией.

Было любопытно услышать, что думают об этом жанре сами художники, куратор и председатель союза, и почему натюрморт теперь не частый гость выставок.

КУратор Сергей Терентьев у микрофона и участники выставки
Куратор Сергей Терентьев у микрофона и участники выставки

Наталья Кошелева призналась, что вытащила из запасников свой давно забытый натюрморт, который никто не видел и который, по сути, обрел вторую жизнь.

Наталья Кошелева. Второе рождение красавицы Сирацую
Наталья Кошелева. Второе рождение красавицы Сирацую

— Я пишу в основном пейзажи, ведь они покупаются в отличие от натюрмортов, — Владимир Лобанов рад был показать публике свои эксперименты со стеклом.

Владимир Лобанов. Бутылки на окне
Владимир Лобанов. Бутылки на окне
Артем Стародубцев. В.В. Капнисту
Артем Стародубцев. В.В. Капнисту
Илья Растатурин. Мокрое белье
Илья Растатурин. Мокрое белье

Дизайнер Владимир Ваян, для которого натюрморт сродни театру, где на плоскости разыгрывается драма между предметами, тоже удивился сам себе: давно он не брался за натюрморт.

Владимир Ваян. Три букета
Владимир Ваян. Три букета
Владимир Ваян. Цветы для любимой (слева) и Андрей Корольчук. Городской романс
Владимир Ваян. Цветы для любимой (слева) и Андрей Корольчук. Городской романс

Юрий Рыбкин был счастлив представить свои работы в таком серьезном художественном сообществе, ведь до сего момента к нему в Карелии серьезно не относились, хотя в прошлом году в Музее наивного искусства в Москве у него состоялась персональная выставка.

Юрий Рыбкин. Беломорка жареная
Юрий Рыбкин. Беломорка жареная

Выставка получилась странной, несколько разношерстной, потому что не было единого цельного  подхода, как это обычно бывает при кураторском руководстве в составлении экспозиции. Каждый из художников был сам себе  куратор. Но эксперимент оказался хорош в другом. В Союзе художников Карелии пошла новая волна творческой жизни. На вернисаже случилось что-то важное, что всех объединило и воодушевило. Во всяком случае, так мне показалось.

Было бы здорово, если бы начали проводить обсуждения выставок в музейных залах, спектаклей в театре, как в былые времена. В конечном счете, думаю, от этого выиграли бы все: и творцы, и зрители.

Елена Логинова. Фламандский натюрморт. Зазеркалье
Елена Логинова. Фламандский натюрморт. Зазеркалье

 

На вернисаже
На вернисаже
Наталья Кошелева
Наталья Кошелева

Фото Ирины Ларионовой