В Медиа-центре «Выход» открылась выставка «4+4. Натюрморт»
Задумка ее оригинальна. Куратор Сергей Терентьев пригласил к участию четырех художников, а те должны были пригласить еще четверых на свое усмотрение. Тем самым, по словам куратора, они должны были сами сформировать новое художественное пространство.
В результате экспозиция получилась неожиданная. Помимо известных карельских авторов — Владимира Лобанова, Артема Стародубцева, Натальи Кошелевой, Владимира Ваяна, в нее попали живописец Илья Растатурин, акварелист из Санкт-Петербурга Андрей Корольчук, приглашенный Владимиром Лобановым, примитивист Юрий Рыбкин по приглашению Владимира Ваяна и ученица Натальи Кошелевой Елена Логинова.
Задумав выставку с интригой, Сергей Терентьев обескуражил на вернисаже публику своим приветственным словом, которое вкратце можно было бы изложить двумя фразами: «Натюрморт умер. Да здравствует натюрморт!». А потом дал слово каждому участнику, в результате чего открытие совершенно непредсказуемо превратилось в интересный разговор, вполне серьезный, хотя стал полной импровизацией.
Было любопытно услышать, что думают об этом жанре сами художники, куратор и председатель союза, и почему натюрморт теперь не частый гость выставок.
Наталья Кошелева призналась, что вытащила из запасников свой давно забытый натюрморт, который никто не видел и который, по сути, обрел вторую жизнь.
— Я пишу в основном пейзажи, ведь они покупаются в отличие от натюрмортов, — Владимир Лобанов рад был показать публике свои эксперименты со стеклом.
Дизайнер Владимир Ваян, для которого натюрморт сродни театру, где на плоскости разыгрывается драма между предметами, тоже удивился сам себе: давно он не брался за натюрморт.
Юрий Рыбкин был счастлив представить свои работы в таком серьезном художественном сообществе, ведь до сего момента к нему в Карелии серьезно не относились, хотя в прошлом году в Музее наивного искусства в Москве у него состоялась персональная выставка.
Выставка получилась странной, несколько разношерстной, потому что не было единого цельного подхода, как это обычно бывает при кураторском руководстве в составлении экспозиции. Каждый из художников был сам себе куратор. Но эксперимент оказался хорош в другом. В Союзе художников Карелии пошла новая волна творческой жизни. На вернисаже случилось что-то важное, что всех объединило и воодушевило. Во всяком случае, так мне показалось.
Было бы здорово, если бы начали проводить обсуждения выставок в музейных залах, спектаклей в театре, как в былые времена. В конечном счете, думаю, от этого выиграли бы все: и творцы, и зрители.
Фото Ирины Ларионовой