Интернет-журнал «Лицей»

Вулкан высокой печати

Аркадий Морозов. "Медея"
Аркадий Морозов. «Медея»

В Городском выставочном зале открылась выставка графики «Высокая печать» Аркадия Морозова и Игоря Котукова. Представлены  произведения, выполненные в основном в технике линогравюры.

 

Игорь Котуков

Входишь в зал, и глаза буквально упираются в четыре довольно большие черно-белые композиции из «Абстрактной серии» Игоря Котукова, выполненных тушью: их форма, ритм, простота и лаконичность сразу привлекают  внимание и завораживают. И не отпускают.

Игорь Котуков. Из «Абстрактной серии»

Игорь Котуков – молодой автор, ученик Аркадия Морозова. Активно участвовал в разного рода выставках, а этим летом представил свою графику на международной выставке в Мёхкё (Финляндия).  

Игорь еще несколько лет назад работал в Графической мастерской под руководством Морозова, теперь сам ее возглавляет. Многие его работы, вошедшие в совместную с учителем выставку, знакомы искушенному зрителю. По этим графическим сериям можно наблюдать, как художник ищет себя, свою тему, как набирает обороты в этих поисках. Сначала робко, потом всё увереннее.

Зритель помнит серии Игоря Котукова «Обувь», «Камни». Еще несколько серий —  «Натюрморт», «Стулья», «Цветы».

Игорь Котуков. Серия «Обувь»

Запоминается триптих абстрактных композиций Игоря Котукова. Художник берет для своих произведений и литературные сюжеты, основанные на впечатлениях от Даниила Хармса, Николая Гоголя и ирландского писателя и драматурга Самюэля Беккета.

Игорь Котуков «Посвящение Даниилу Хармсу»

Обойдя всю экспозицию Игоря Котукова, возвращаюсь к четырем завораживающим нефигуративным полотнам на главной стене: художник почувствовал творческую почву под ногами, дал волю своей фантазии, и рука его не подвела. Участвовать в выставке с учителем и почетно, и ответственно.

 

Аркадий Морозов

Переходишь в другой зал, где представлено творчество мастера с большой буквы Аркадия Морозова, увлекающее подобно необузданной стихии: художника хочется сравнить с могучим действующим вулканом. Аркадий Иванович поражает своей работоспособностью. Несмотря на недавнее нездоровье, он выдает и выдает на гора всё новые работы. По словам искусствоведа Марии Юфа, в экспозицию вошла лишь треть из того нового, что предложил автор.

Поражает его мастерство в технике линогравюры, в которой Аркадий Морозов просто виртуоз. Диву даешься его безграничной фантазии, неуемной энергии цвета и формы. Художник по-прежнему выплескивает на зрителя лаву эмоций, страстных переживаний и сарказма. Его ум бунтует, ищет и не находит ответа.

Аркадий Морозов. На первом плане работа «Черный на красном»

В работах Морозова часто возникает образ змея-искусителя, символа коварства и двуличия, а также образы пресмыкающихся — лягушки, жабы — и насекомых. Художник часто использует форму квадрата, который, как известно, символизирует землю и вообще земное материальное существование в противоположность кругу, воплотившему в себе духовную небесную сферу.

В основе работ мастера  почти всегда чувствуется конфликт, вечная борьба света и тьмы, соперничество между Инь и Янь, между мужчиной и женщиной. И страх, у которого глаза велики. Мы видим эти глаза с застывшим в них ужасом, напоминающие мунковский «Крик». Потрясающий образ!

Аркадий Морозов. Страх

Но некоторые произведения вызывают отторжение, как, например, «Еще раз о любви». Возможно, мне не хватает чувства юмора? «Это произведение сумасшедшего!». Нет-нет, это не о Морозове. Именно так высказался когда-то Амбруаз Воллар, самый известный торговец произведениями искусства в Париже. И о чем? Об «Авиньонских девицах» Пикассо! Так что иногда то, что не нравится публике, ничего не значит. Да и должна быть, вероятно, в творце какая-то сумасшедшинка, иначе будет скучно.

А вот новая, очень любопытная серия произведений «Личина».  А что такое личина? Это шлем, забрало, маска, пугающая противника, скрывающая, закрывающая и сохраняющая от него. Эта серия, по сути, опять на ту же тему: о двуличии, вражде, противостоянии, боли и обмане — в разных обличьях за этими масками кроется ненавистный мир. Почему-то вспоминается пушкинское: «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю…»  Но время от времени все же хочется покоя, гармонии, равновесия, доверия, простоты, открытости и любви, наконец.

Аркадий Морозов. Из серии «Личина»
Аркадий Морозов. Из серии «Личина»

Исстрадавшаяся душа художника не может болеть вечно. Несколько листов кажутся мне тем самым островком надежды на лучшую долю, лучом света. В экспозиции для меня об этом свидетельствуют несколько произведений.  Во-первых, две работы под названием «Квадрат… Найди то, не знаю что…» Душа-то знает, уж она-то чувствует, куда и зачем. Во-вторых, «Из мифа о Георгии». Художник изображает Георгия не просто победителем Змея, как это обычно делается, например, на иконах. Мы видим почти сказочного по виду героя, заключившего змея в свои объятия. Что это, примирение? Или художник опять желает напомнить нам: не пригревайте на своей груди змея и будьте бдительны. Но мне верится в сказочный и добрый конец этой истории.

Аркадий Морозов. «Из мифа о Георгии»

Напоследок еще две  работы: «Уснувшая» и «Дежа вю». На них изображены умиротворенные, прекрасные женщины, хотя над уснувшей и сгущается некая тьма. 

Аркадий Морозов. «Уснувшая»
Аркадий Морозов «Дежа вю»

Наконец, «Лестница», образ которой призван связать небо и землю, прошлое и будущее, материальное и духовное. Лестница как символ восхождения и освобождения.

Впрочем, это мое личное видение. Возможно, вы найдете в работах художников совсем иные смыслы, другие символы, более близкие и понятные вам.  А то, что выставка удивительная и стоит вашего внимания, без всяких сомнений.

Фото Ирины Ларионовой

 

Exit mobile version