Интернет-журнал «Лицей»

Дыхание Востока. Степная история Зорикто Доржиева

Зорикто Доржиев. Фото Ирины Ларионовой
Зорикто Доржиев. Фото Ирины Ларионовой

В Музее изобразительных искусств Карелии открылась невероятно интересная выставка «Степная история» бурятского художника Зорикто Доржиева.

Мы в нетерпении ожидали эту выставку. Необычное имя  Зорикто и восточная  Джоконда на афишах притягивали и манили. Петрозаводску необычайно повезло: увидеть произведения современного художника, работы которого в этот момент представлены на одной из самых престижных площадок современного искусства в Венеции в рамках Венецианского биеннале-2019, – это почти из области невозможного. Просто фантастика! Персональные выставки Зорикто Доржиева прошли в Москве, Нью-Йорке, Лондоне, Лос-Анджелесе, в Санкт-Петербурге. Для Петрозаводска это настоящее яркое событие. Кстати, выставка состоялась благодаря поддержке правительства Карелии, и это поистине чудо, что Зорикто смог приехать из Улан-Удэ  в Петрозаводск.  

С нетерпением ждала встречи с восточной  сказкой, и я ее увидела! Заходя в зал, сразу попадаешь в другую реальность. В произведениях художника присутствует магнетизм, и ты невольно попадаешь под его действие. Такое ощущение, что даже сердцебиение становится более ровным, дыхание замирает и в душе наступает умиротворение. Так однажды в детстве увидела большую книжку с китайскими сказками, ее обложку помню по сей день. Она заворожила необычными картинками: иные культура, люди, одежда, всё другое, а потому увлекательно. Это было само дыхание Востока. Мне показалось, что на выставке Зорикто Доржиева я вернулась в детство и почувствовала то самое таинственное дыхание Востока.

Образ Госпожи у Зорикто многолик, как и в жизни
Зорикто Доржиев. Сон принцессы
При виде этого полотна припомнился Магритт с его «Препятствием пустоты». Но у Зорикто иная реальность, почти волшебная, фантастическая, живая…

В работах Зорикто иногда повторяются знакомые каждому живописные сюжеты. В одном из интервью он признается, что для него ремейки — своего рода игра. Вот, например, «Девочка с персиками». Испытываешь радость от знакомой темы и восхищаешься особенным, практически новым взглядом, иным колоритом, сдержанной атмосферой.

Зорикто Доржиев. «Девушка с коралловой сережкой»

Смотришь на это лицо и глаз не можешь отвести. И вдруг понимаешь, что уже видел нечто похожее.  «Девушка с жемчужиной» Вермеера!  Но здесь совсем другая стилистика. Зорикто эстет! Как ему это удается?

 

Зорикто Доржиев. Суббота
Зорикто Доржиев. Вторник. Из серии «Наложницы Хана»
Зорикто Доржиев. Сказки старшей сестры II
Зорикто Доржиев. Прощание. Вглядитесь и увидите, что дерево — не совсем дерево. Всё в этих работах загадка. И открываются эти тайны при внимательном рассмотрении, иногда не с первого раза
Зорикто Доржиев. Джоконда-Хатун. Восточная улыбка этой азиатской мадонны не отпускает

В наш век потребления люди все время жаждут нового: телефонов, машин, чего-то необычного и впечатлений тоже… Но откуда художнику черпать это вдохновение? Где найти те образы, которые станут созвучны  состоянию человека, вечно спешащего и озабоченного, как найти именно ту тему, краску, форму, композицию, линию, чтобы задеть струны души? Об этом я спросила у Зорикто. 

— Я сам периодически задаюсь этим вопросом, — ответил художник. — Мне кажется, это величайшая загадка и для самих творцов! Думаю, художник своего рода приемник, который улавливает некие волны. Откуда они приходят — другой вопрос. Он транслирует полученную информацию в мир.  Художнику необходимо это делать. Иначе трансляция прекратится. Это как в электронной почте: если вы перестаете отвечать на идущую к вам информацию, ящик переполнится и перестанет работать.

Зорикто представил на выставке живопись, графику, скульптуру. Известно, что художник оформляет книги, что он участвовал в создании костюмов для художественного фильма Сергея Бордрова «Монгол», который получил несколько больших наград и в том числе номинировался на «Оскар». 

На вернисаж Зорикто приехал с московским продюсером, галеристом Константином Ханхалаевым, который поведал историю своего знакомства с Зорикто. 

— Моей галерее 20 лет, а с Зорикто мы познакомились 15 лет назад, — рассказал Константин. — С тех пор сотрудничаем. Все началось с фильма «Монгол». К нам обратились за помощью через посла Монголии. Трудно было, на мой взгляд, найти более подходящего художника, чем Даши Намдаков, с которым я сотрудничал, и он стал  главным художником фильма. Я предложил Даши в качестве помощника Зорикто, которого знал только по работам. Даши понравились работы Зорикто, и мы попросили его нарисовать костюмы племен для пробы. Когда через месяц Даши увидел, что подготовил Зорикто, то был в восторге. С этого момента  весьма удачно началось наше сотрудничество.

Константин Ханхалаев предоставил для нашего журнала фотографию из личного архива. На ней запечатлен новый арт-объект Зорикто Доржиева на тему его сюжета под названием «Госпожа», представленный в рамках проекта Nemoskva в Брюсселе.

На этом фото продюсер Константин Ханхалаев у новой работы Зорикто Доржиева, показанной в Брюсселе. Еще один образ Госпожи, но это арт-объект. Стильный, легкий, необычный!

Зорикто сейчас востребован как никогда прежде. Планы художника расписаны на два года вперед и то, что Петрозаводск заполучил такого художника, — настоящая удача! Спешите увидеть произведения удивительного художника. Выставка продлится до 3 ноября. 

Следите за новостями музея. Художник будет отвечать на вопросы о жизни и творчестве

Фото Ирины Ларионовой и из архива Константина Ханхалаева

Exit mobile version