Афиша Петрозаводска, Вернисаж с Ириной Ларионовой

Дыхание Востока. Степная история Зорикто Доржиева

Зорикто Доржиев. Фото Ирины Ларионовой
Зорикто Доржиев. Фото Ирины Ларионовой

В Музее изобразительных искусств Карелии открылась невероятно интересная выставка «Степная история» бурятского художника Зорикто Доржиева.

Мы в нетерпении ожидали эту выставку. Необычное имя  Зорикто и восточная  Джоконда на афишах притягивали и манили. Петрозаводску необычайно повезло: увидеть произведения современного художника, работы которого в этот момент представлены на одной из самых престижных площадок современного искусства в Венеции в рамках Венецианского биеннале-2019, – это почти из области невозможного. Просто фантастика! Персональные выставки Зорикто Доржиева прошли в Москве, Нью-Йорке, Лондоне, Лос-Анджелесе, в Санкт-Петербурге. Для Петрозаводска это настоящее яркое событие. Кстати, выставка состоялась благодаря поддержке правительства Карелии, и это поистине чудо, что Зорикто смог приехать из Улан-Удэ  в Петрозаводск.  

С нетерпением ждала встречи с восточной  сказкой, и я ее увидела! Заходя в зал, сразу попадаешь в другую реальность. В произведениях художника присутствует магнетизм, и ты невольно попадаешь под его действие. Такое ощущение, что даже сердцебиение становится более ровным, дыхание замирает и в душе наступает умиротворение. Так однажды в детстве увидела большую книжку с китайскими сказками, ее обложку помню по сей день. Она заворожила необычными картинками: иные культура, люди, одежда, всё другое, а потому увлекательно. Это было само дыхание Востока. Мне показалось, что на выставке Зорикто Доржиева я вернулась в детство и почувствовала то самое таинственное дыхание Востока.

Образ Госпожи у Зорикто многолик, как и в жизни
Образ Госпожи у Зорикто многолик, как и в жизни
Зорикто Доржиев. Сон принцессы
Зорикто Доржиев. Сон принцессы
При виде этого полотна припомнился Магритт с его «Препятствием пустоты». Но у Зорикто иная реальность, почти волшебная, фантастическая, живая...
При виде этого полотна припомнился Магритт с его «Препятствием пустоты». Но у Зорикто иная реальность, почти волшебная, фантастическая, живая…

В работах Зорикто иногда повторяются знакомые каждому живописные сюжеты. В одном из интервью он признается, что для него ремейки — своего рода игра. Вот, например, «Девочка с персиками». Испытываешь радость от знакомой темы и восхищаешься особенным, практически новым взглядом, иным колоритом, сдержанной атмосферой.

В работах Зорикто иногда повторяются знакомые каждому живописные сюжеты. и - своего рода игра. Вот, например, «Девочка с персиками». Испытываешь радость от знакомой темы, с одной стороны, но и восхищаешься совершенно особенным, своим, практически новым взглядом, иным колоритом, сдержанной атмосферой.

Зорикто Доржиев. "Девушка с коралловой сережкой"
Зорикто Доржиев. «Девушка с коралловой сережкой»

Смотришь на это лицо и глаз не можешь отвести. И вдруг понимаешь, что уже видел нечто похожее.  «Девушка с жемчужиной» Вермеера!  Но здесь совсем другая стилистика. Зорикто эстет! Как ему это удается?

 

Зорикто Доржиев. Суббота
Зорикто Доржиев. Суббота
Зорикто Доржиев. Вторник. Из серии "Наложницы Хана"
Зорикто Доржиев. Вторник. Из серии «Наложницы Хана»
Зорикто Доржиев. Сказки старшей сестры II
Зорикто Доржиев. Сказки старшей сестры II
Зорикто Доржиев. Прощание. Вглядитесь и увидите, что дерево - не совсем дерево. Всё в этих работах загадка. И открываются эти тайны при внимательном рассмотрении, иногда не с первого раза
Зорикто Доржиев. Прощание. Вглядитесь и увидите, что дерево — не совсем дерево. Всё в этих работах загадка. И открываются эти тайны при внимательном рассмотрении, иногда не с первого раза
Зорикто Доржиев. Джоконда-Хатун. Восточная улыбка этой азиатской мадонны не отпускает
Зорикто Доржиев. Джоконда-Хатун. Восточная улыбка этой азиатской мадонны не отпускает

В наш век потребления люди все время жаждут нового: телефонов, машин, чего-то необычного и впечатлений тоже… Но откуда художнику черпать это вдохновение? Где найти те образы, которые станут созвучны  состоянию человека, вечно спешащего и озабоченного, как найти именно ту тему, краску, форму, композицию, линию, чтобы задеть струны души? Об этом я спросила у Зорикто. 

— Я сам периодически задаюсь этим вопросом, — ответил художник. — Мне кажется, это величайшая загадка и для самих творцов! Думаю, художник своего рода приемник, который улавливает некие волны. Откуда они приходят — другой вопрос. Он транслирует полученную информацию в мир.  Художнику необходимо это делать. Иначе трансляция прекратится. Это как в электронной почте: если вы перестаете отвечать на идущую к вам информацию, ящик переполнится и перестанет работать.

Зорикто представил на выставке живопись, графику, скульптуру. Известно, что художник оформляет книги, что он участвовал в создании костюмов для художественного фильма Сергея Бордрова «Монгол», который получил несколько больших наград и в том числе номинировался на «Оскар». 

На вернисаж Зорикто приехал с московским продюсером, галеристом Константином Ханхалаевым, который поведал историю своего знакомства с Зорикто. 

— Моей галерее 20 лет, а с Зорикто мы познакомились 15 лет назад, — рассказал Константин. — С тех пор сотрудничаем. Все началось с фильма «Монгол». К нам обратились за помощью через посла Монголии. Трудно было, на мой взгляд, найти более подходящего художника, чем Даши Намдаков, с которым я сотрудничал, и он стал  главным художником фильма. Я предложил Даши в качестве помощника Зорикто, которого знал только по работам. Даши понравились работы Зорикто, и мы попросили его нарисовать костюмы племен для пробы. Когда через месяц Даши увидел, что подготовил Зорикто, то был в восторге. С этого момента  весьма удачно началось наше сотрудничество.

Константин Ханхалаев предоставил для нашего журнала фотографию из личного архива. На ней запечатлен новый арт-объект Зорикто Доржиева на тему его сюжета под названием «Госпожа», представленный в рамках проекта Nemoskva в Брюсселе.

На этом фото продюсер Константин Ханхалаев у новой работы Зорикто Доржиева, показанной в Брюсселе. Еще один образ Госпожи, но это арт-объект. Стильный, легкий, необычный!
На этом фото продюсер Константин Ханхалаев у новой работы Зорикто Доржиева, показанной в Брюсселе. Еще один образ Госпожи, но это арт-объект. Стильный, легкий, необычный!

Зорикто сейчас востребован как никогда прежде. Планы художника расписаны на два года вперед и то, что Петрозаводск заполучил такого художника, — настоящая удача! Спешите увидеть произведения удивительного художника. Выставка продлится до 3 ноября. 

Следите за новостями музея. Художник будет отвечать на вопросы о жизни и творчестве
Следите за новостями музея. Художник будет отвечать на вопросы о жизни и творчестве

Фото Ирины Ларионовой и из архива Константина Ханхалаева