Культура

«Культура и искусство — это новая нефть»

Выставка Зорикто Доржиева (на снимке на фоне своих работ) прошла осенью в Музее изобразительных искусств Карелии с огромным успехом и даже была продлена на месяц. Фото Музея ИЗО РК
Выставка Зорикто Доржиева (на снимке на фоне своих работ) прошла осенью в Музее изобразительных искусств Карелии с огромным успехом и даже была продлена на месяц. Фото Музея ИЗО РК

«В высокой конкуренции растет качество и рождается действительно востребованный досуг. В итоге выигрывает зритель».

Продолжаем публикацию ответов на вопрос  «Чем вам запомнится 2019 год?». Наши эксперты называют значимые события в своей отрасли и в своей жизни.

Наталья Козловская, начальник отдела развития Музея изобразительных искусств Карелии, вспоминает самое значимое в уходящем году, рассказывает об изменившемся понимании роли культуры.

#Итоги2019

Наталья Козловская. Фото из личного архива
Наталья Козловская. Фото из личного архива

Уходящий год запомнился яркой и насыщенной палитрой культурных мероприятий в столице Карелии. Если следить за еженедельной афишей, то может даже показаться, что предложение превышает спрос, а на все события нет просто физической возможности попасть.

Но, как известно со времен Адама Смита, невидимая рука рынка регулирует эти процессы, а в высокой конкуренции растет качество и рождается действительно востребованный досуг. В итоге выигрывает зритель.
Петрозаводск может по праву гордиться своими театрами, музеями, выставочными и концертными площадками.
Если говорить о музейной жизни, то я вижу тренд на моду и популярность. Некоторые выставки в этом году вызвали небывалый ажиотаж. В Музее изобразительных искусств Карелии с успехом прошли выставки «Василий Поленов — возвращение в гимназию», «Вселенная «Калевала»».
Полный фурор произвела выставка «Степная история» современного бурятского художника Зорикто Доржиева. Это большая удача, что Петрозаводск готов и может принимать звезд такого уровня. Параллельно с выставкой в Карелии Зорикто был представлен на Венецианской биеннале, а его график расписан на пару лет вперед с поездками по всему миру. К новому году подарком жителям стала выставка «4 шедевра из Русского музея», где можно познакомиться с творческом великих художников — И. Крамского, И. Серова и К. Маковского.

Для меня 2019-й стал годом новых смыслов и намерений. Начался он со стажировки в Московской школе управления Сколково, где молодые лидеры из разных секторов экономики обсуждали цели устойчивого развития и тренды будущего. Осмысление персональной роли каждого и возможности реализации системных изменений важны для выстраивания своей работы в музее.

Главной проблемой сегодня является отсутствие длинных взглядов, когда планирование осуществляется максимум на 3-5 лет, а этого недостаточно для системных изменений. Мы должны задуматься о том, как работать с глобальными трендами, видеть свою роль, а также планировать минимум на 15-20 лет, чтобы действительно создавать что-то значимое

Благодаря такому стратегическому настрою удалось совместно с коллегами разработать проект «Музеи в фокусе: развитие культурных сервисов для китайских туристов», который получил финансирование в размере 240 тысяч евро в рамках программы приграничного сотрудничества «Карелия». Этот проект станет флагманом для музея на ближайшую пятилетку, что позволит осуществить глобальный инфраструктурный рывок.

Одной из новых тем, в которые удалось погрузиться в этом году, стала тема культурной адаптации мигрантов. Я изучала опыт Парижа и Берлина, которые столкнулись с новым вызовом — невиданным количеством мигрантов из арабских стран. В такой сложной ситуации именно культура и искусство становятся мощным инструментом, сближающим, а не разобщающим разные народы.

Большая часть года ушла на реализацию проекта по созданию новых услуг для детей с РАС (расстройством аутистического спектра). Удалось разработать систему визуальной поддержки музейного занятия на основе карточек PECS (Picture exchange communication system), а также разработать социальную историю «Я иду в музей» для помощи родителям особых детей. 

Логическим продолжением этой работы стала идея создания на базе музея сенсорной комнаты, мы плодотворно работаем с группой дизайнеров из Санкт-Петербурга и к маю 2020 года будем готовы презентовать итоги. Для реализации такого проекта пришлось создать и возглавить АНО «Центр «Экология культуры», которая получила грантовую поддержку второго конкурса президентских грантов.

Многим кажется неважным решать узкоспециализированные проблемы небольших целевых групп, но, на мой взгляд, только уделяя внимание потребностям каждого человека, возможно взять путь к инклюзивному пространству и обществу.

Уверена, что культура и искусство — это новая нефть, ресурс, который в ближайшем будущем будет по-новому оценен.