Как Франция адаптирует мигрантов в социокультурную жизнь: гражданский сервис, цифровая инклюзия, мастерские для художников в изгнании, фабрика кочевников
Сотрудник Музея изобразительных искусств Карелии Наталья Козловская делится впечатлениями о поездке во Францию.
Стажировка по программе «Миграция и город» проходила при поддержке посольства Франции в России и мэрии Парижа с 12 по 18 мая в Париже и Руане и была организована французской ассоциацией D’EST для восьми россиян, отобранных на конкурсной основе.
Представители районных администраций, работники домов культуры и музеев, активисты, социально ответственные девелоперы и архитекторы из разных городов России знакомились с французским опытом по вопросам миграции, городскими практиками по интеграции мигрантов и беженцев на местном уровне. Поездка включала ряд встреч, семинаров, визитов, лекций, дискуссий и экскурсий.
Программа началась с приема в мэрии Парижа, где участники провели две интересных и плодотворных встречи.
Руководитель отдела интеграции беженцев Сесиль Минэ рассказала о существующих проблемах и путях их решения. С 2015 года во Франции огромный наплыв беженцев, только в 2018 году было официально подано более 120 тысяч заявок на получение официального статуса, среди них 20 тысяч — дети. Новая тенденция — несопровождаемые несовершеннолетние до 18 лет, которых Франция защищает по закону о детях. Иногда при отсутствии документов трудно доказать и подтвердить реальный возраст такого беженца.
Ежедневно несколько тысяч беженцев ночуют на улицах Парижа. Государство строит специальное социальное жилье, дома дневного пребывания, пункты для мытья, выдачи одежды и медицинской помощи, но этого не всегда достаточно. Продуктовые магазины и рестораны остатки еды и списанные товары отдают нуждающимся, поэтому в Париже практически невозможно остаться голодным.
По статистике только 30% приезжающих получает официальный статус и набор прав и возможностей. Те, кто не смог получить статус, не депортируются, а продолжают проживать во Франции, но официально не числятся на ее территории, фактически становясь невидимыми с юридической точки зрения.
В политическом дискурсе часто используется фраза «интеграция мигрантов», но в общественном понимании она недопустима, возможна только инклюзия. Важным аспектом является запрет этнической статистики во Франции, поэтому любая информация с выкладкой по национальностям, отсутствует.
В Париже работает более 70 тысяч некоммерческих организаций, где 80% сотрудников — волонтеры. Именно эти организации помогают мигрантам и беженцам.
Волонтерство во Франции в крови с детства, люди стремятся быть полезным обществу! Ярким подтверждением этому стал пример о готовности более 12 тысяч французских семей разделить жилье с мигрантами. Такую инициативу реализовала ассоциация Singa, разработав интернет-платформу, где жители Франции, готовые размещать у себя беженцев, оставляли заявки, а нуждающиеся находили себе дом. Безусловно, такие явления происходят исключительно в рамках закона, на основе юридического договора между двумя заинтересованными сторонами и под контролем ассоциации, поэтому случаи с негативным опытом быстро разрешаются.
Для молодежи от 16 до 25 лет есть так называемый гражданский сервис, когда молодой человек может работать в государственной структуре или организации, получать определенный практический опыт и государство за это будет выплачивать небольшую заработную плату.
Часто такие люди работают с мигрантами. Например, в библиотеке имени Франсуазы Саган организованы курсы французского языка, которые проводят молодые люди, работающие в рамках гражданского сервиса. Мигранту или беженцу при подаче резюме на работу необходимо предоставить мотивационное письмо, что порой является ключевым барьером.
Классической библиотеке приходится подстраиваться под новые запросы общества. Международная ассоциация «Библиотека без границ», которая работает в 48 странах и охватывает более 6 миллионов человек, видит своей миссией донесение знаний до тех, кому они не доступны. Мировая статистика гласит, что в среднем, если человек попадает в лагеря беженцев, то проводит там 17 лет. Мобильные библиотечные комплексы открываются в разных точках мира и дают людям не только доступ к книгам, но и к юридической и психологической помощи, интернету. Такой доступ основан на принципах цифровой инклюзии.
Во Франции в 2012 году был создан Национальный музей истории миграции, который прежде всего ориентирован не для работы с мигрантами, а для просвещения местного населения по вопросам миграции. По статистике каждый четвертый во Франции имеет дедушку или бабушку-мигранта, но не все это помнят и признают. Миссия музея — рассказывать об истории миграционных процессов, а также подготовить педагогов для работы в школе. За год музей обучает более 2000 учителей для работы в образовательных учреждениях по вопросам миграции. На базе музея ежегодно вручается книжная премия за лучший роман на миграционную тему.
Встреча с ассоциацией Ticket d’Dntree раскрыла особенности посещения музеев и театров неграмотными мигрантами. Сотрудники ассоциации готовят программы подготовки, объясняющие, как и зачем посещать музей.
В понимании многих мигрантов Лувр — это станция метро. Про музей они никогда не слышали, придя туда спрашивают: зачем вы показываете нам поломанную (без рук) женщину и фотографии (картины)? Такие походы бесплатны и поддерживаются министерством культуры и городом.
Организации культуры часто выделяют квоты на льготное посещение мигрантами выставок, концертов, спектаклей, но некоторые площадки — например, Опера — отказываются от этого. Главная миссия — показать мигрантам, что Париж — это и ваш город, а Лувр — это и ваш музей!
Необычные исследования на тему миграции проводит ассоциация Echelle Inconnu, базирующаяся в Руане. Руководитель этой организации — Стани Камбо, архитектор и режиссер, считает, что политики, урбанисты, чиновники, архитекторы видят город как карту или кадастр и не учитывают человеческие и творческие дискурсы. Если у беженца нет собственности, он как бы за рамками города, вне карты, но фактически существует в реалиях города.
Сегодня мода насаждает образ успешного кочевого стиля жизни для молодого поколения: «Мир — твоя игровая площадка. Проснись в Нью-Йорке, засни в Сиднее» — гласит реклама. При этом кочевые трудовые мигранты всячески отвергаются.
Одновременно существуют две модели города. Чтобы освободить место, нужно выселять (поселения беженцев и цыган сносят бульдозером), но чтобы строить и расширять город, нужно привозить людей (трудовых мигрантов). Парадокс в том, что Франция зачастую тратит огромные деньги на снос лачуг и поселений, но не использует эти ресурсы на помощь людям.
Еще один исследователь — Себастьен Тьери, представляющий центр исследования городских ресурсов Perou, заставил задуматься о том, как важно предпринимать попытки не просто дать людям жилье, а вписать в контекст города, помочь создать социальные и культурные связи. Любой город имеет историю, которую создавали в том числе за счет миграционных потоков. В истории стоит искать вдохновение для выстраивания города будущего, посмотреть на миграцию как базу для развития территории.
Конкретные практические кейсы всегда вдохновляют больше, чем исследования и теория. С 2012 года в Париже существуют мастерские для художников в изгнании, членами которых являются почти 200 творческих личностей.
Ассоциация предлагает помещения, материалы, инструменты, юридическую и языковую помощь творческим мигрантам — художникам, певцам, танцорам, актерам, стендаперам, киносоздателям. В мастерских у них есть возможность творить, репетировать, проводить концерты. Через творчество происходит реабилитация от страхов войны, ужаса потерь.
Директор ассоциации Жудит Деполь отметила, что часто для женщин из восточных стран Франция — это шанс на свободу и выход из-под гнета мужчин. Мужчинам сложнее, им трудно перестроиться и понять, что женщиной во Франции нельзя командовать.
Успешный и нетривиальный пример — фабрика кочевников, где мигрантам с опытом не менее десяти лет в декоративном искусстве и ремеслах дают возможность не потерять навыки, вписаться в экономику этой сферы и не скатиться до уровня низкоквалифицированной трудовой силы. Часто люди, имеющие профессию, направляются на работу, не требующую особых знаний, и они деградируют, теряют самооценку, им стыдно перед своими детьми.
Фабрика предоставляет возможность учиться и создавать произведения из дерева, стекла, глины, металла, тканей, шерсти. Мигрант работает в паре с известными французскими дизайнерами-волонтерами, совместно они создают новый продукт двух культур, устраивают выставки, продают изделия.
Отдельным направлением является проведение творческих мастер-классов для французов. Директор ассоциации Инес Месмар видит в мигрантах не бремя, но полезный ресурс для страны. Ярким примером стала одна из участниц фабрики — стеклодув из Алжира, которая заняла первое место в конкурсе ремесел от мэрии Парижа.
Еще одна ассоциация Join hands вовлекает приезжих мигрантов во французскую жизнь через занятия спортом. Они проводят спортивные занятия и матчи, где большая часть мигранты. Играя в футбол в команде, человек отвлекается от бед войны, одиночества, чувствует единение и вкус победы и находит новые смыслы, чтобы начать жизнь с чистого листа.
Ассоциация Good Chance Theatre видит в искусстве танца, театра и акробатике мощную силу объединения людей. Группа волонтеров устанавливают огромный шатер в неблагополучных районах, где много беженцев и мигрантов, и зовет их участвовать в постановках и тренировках. Участники говорят, что там они заново рождаются в хорошем смысле, в противоположность улице.
Участники стажировки посетили мэрию Клиши-Су-Буа, одного из городков, который густо заселен мигрантами.
Заместитель мэра и представители ассоциации Asti делились опытом расселения и обучения мигрантов. Здесь проводится активная реновация жилого фонда по государственной программе. Жилье, построенное в 1960-х годах, считается ветхим, аварийным и непригодным для жилья. Высотки и дома, похожие на хрущевки, в которых у нас живет большая часть граждан, сносятся. Иногда в трехкомнатной квартире проживает до 17 человек мигрантов, но когда жилье сносят, всем обязаны предоставить новое.
В результате исследования жизни мигрантов и беженцев во Франции сложилась очень сложная картина. Стало ясно, что невозможно воспринимать этот процесс однозначно. История каждого приехавшего индивидуальна. Один, не умея писать и читать, приезжает в Европу и хочет там закрепиться. Другой, имея высшее образование и хорошую работу, бежал от войны и стал заложником ситуации в чуждой стране, где у него нет ни языка, ни работы, ни жилья, ни социальных связей. Любому трудно начинать жизнь с чистого листа.
Иногда складывается ощущение, что мигранты имеют большие привилегии и льготы, чем жители Франции, особенно в посещении культурных институций и получении жилья. Это, конечно, вызывает противоречивые чувства, и все же местным жителям нужно уметь выстраивать контакты с приезжими.
Есть мнение, что мультикультурализм носит конфликтный характер, в то время как интеркультурализм способствует взаимопониманию и проникновению культур. Франция никогда не будет прежней, но сможет ли она обратить угрозы в новые возможности и создать инклюзивное общество? Это большой вопрос.
Источник: artmuseum.karelia.ru