Интернет-журнал «Лицей»

Двенадцать бурёнок Ниловой пустыни

Еще одна история от Владимира Софиенко с новым рецептом – как раз к Масленице!

–  …Именно поэтому у орла на российском гербе две головы – светской власти и духовной. Вместе они, и каждая по отдельности, борются с врагами государства. Это же Симфония! – отец Иоанн под скуфьей выразительно поднял брови, ещё раз подчеркнув важность своих слов.

Оставив позади Осташковский полуостров, мы ехали по тряской дороге мимо пустующих пахотных земель Селигера. И пуще бесхозяйственности и попустительства сторожили эту унылую запустелость гигантские, в два с половиной метра, борщевики, будто шагнувшие в Тверскую область из Юрского периода.

–  Молодёжь, что собралась на форум, не надо держать за забором, а хоть изредка показывать, что у нас с сельским хозяйством творится. Спасибо, что хоть к нам в монастырь на экскурсию пускают. А места здесь чудотворные. Взять хотя бы святой Оковецкий источник, куда мы едем, или исток Волги, что неподалёку, ведь все эти места таким духом полнятся, такой силой наделены! Сюда надо молодых возить, к истокам нашей православной культуры. Не зная своей истории – будущего не построить! – говорит отец Иоанн, монах Ниловой пустыни.

Знаком я с ним совсем недавно – сегодня утром мне предложили посетить Оковецкую часовню. Расписание лекций, что вел я на форуме «Селигер 2012», вполне позволяло.

–  Володя, –  протянул я руку монаху в черном подряснике и скуфье.

–  Владимир, –  то ли поправил, то ли отметил для себя отец Иоанн, –  значит, поедем одними братьями, –  оглядел он нашу небольшую мужскую делегацию.

За разговорами дорога шла легко и быстро. Мы проезжали живописный городок Селижарово.

–  Здесь главное не заблудиться, –  объясняет он дорогу нашему водителю, –  Смотрите, там мост идет через Селижаровку. Этот мост через Волгу. И реки почти одинаковой ширины, и мосты похожи. Правда? Чтобы не сбиться с верной дороги, я всегда советую, –  глаза монаха насмешливо заискрились, –  свернуть на тот путь, куда указывает Ильич.

На главной площади, на распутье дорог, ведущих на удивительно похожие мосты, бронзовый Ленин, чуть наклонившись, указывал вытянутой вперед рукой «верную дорогу» с указателем чуть дальше: «Святой ключ».

Оковцы – небольшая деревушка, с единственной школой и заброшенным садиком. Оставив машину на стоянке возле соснового бора, мы пошли по хорошо утоптанной лесной дороге и дальше по деревянным мосткам. Часовня находится на возвышенности, которую словно подкову окаймляет река Пырошня. На сосне, среди ветвей, стоит чудотворная икона Божьей Матери Ржевской или Оковецкой, что явилась двум ворам, пришедшим сюда в стародавние времена делить награбленное. Чуть дальше, рядом с часовней, сам источник.

–  Хотели воду эту бутилировать, уже и линию поставили в Детском садике, но, –  отец Иоанн пожал плечами, –  не пустили нас москвичи на рынок. А воду эту возим молоковозами в монастырь на Нилову пустынь для всех желающих.

По деревянному желобу из источника бежала студёная кристально чистая вода. Долго в такой руку не продержать – немеет от холода. Круглый год вода в купели у источника всего четыре градуса. А потом мы зашли в купель…

К себе, за обеденный стол, нас пригласил настоятель Оковецкой часовни, молодой батюшка с короткой стрижкой, небольшой бородой и в очках на приветливом лице.

–  А что, видели росписи на стенах? – не без гордости спрашивает он. –  Когда мастера закончат, не хуже московских будут. К нам многие едут, пусть красоте радуются.

–  Я смотрю, со стоянки дельцы пропали? – спрашивает отец Иоанн.

–  Да, были тут, то ли бандиты, то ли бизнесмены. С прихожан деньги брали якобы за охрану машин. Долго мы с ними воевали, выгнали всё-таки, –  улыбается батюшка. –  Вы хлеба нашего попробуйте, печенья. У нас пекарня своя, хозяйство небольшое. К нам деревенские идут работать – в деревне работы нет. Садик уже давно пустует, может, и школу закроют.

–  Как же без школы? – спрашиваем.

–  Будут в соседнюю деревню дети ездить. Как ещё? Вот раньше школы при церквях были…

За большим столом с длинными скамьями шла неторопливая беседа. На бревенчатых стенах иконы, на почётном месте в центре стола – хлеб. Копчёный терпуг, линь, блины.

–  Вот так наши предки и жили, –  отец Иоанн поднял под скуфьей брови, –  сидели за общим столом на скамьях, чтобы рядом сидящего плечо чувствовать, ощущать родовое единство. Если кому понадобится выйти из-за стола – встать всем приходится.

С улицы в окошко заглянула белка. Как-то уж очень обыденно прыгнула она на деревянную раму, цокая по стеклу острыми коготками.

–  Будете уезжать, у стоянки непременно попробуйте пирожков, – наставлял нас батюшка перед тем как мы собрались уходить, –  их продаёт наша учительница по литературе. Пока в школе каникулы, она здесь пирожками торгует. Уж очень они у нее вкусные.

Угощений за столом было много. Не за этим гостеприимный хозяин направлял нас к учительнице… И хотя я не был голоден, я купил один, с капустой.

Вечером мы вернулись в лагерь. Уже у самого моста, что ведет на Столобный остров к Ниловой пустыни, нам попались бурёнки. Прижимаясь друг к другу покатыми боками, они устало шли мимо лотков с сувенирами, таращили по сторонам большими влажными глазами.

–  И это наше хозяйство тоже, –  улыбнулся отец Иоанн.

 

 

Блинчики с печенью

 

 

В миску разбить яйца, добавить соль и сахар. Перемешать венчиком или вилкой до однородности. Влить 200 мл молока и перемешать. Добавить муку и перемешать до однородности. Влить оставшееся молоко (около 300 мл), перемешать. Тесто должно получиться жидким и легко льющимся. Влить растительное масло. Тесто перемешать и дать постоять 15-20 минут.

Хорошо разогреть сковороду для блинов (желательно чугунную) и смазать ее тонким слоем растительного масла. В центр сковороды вылить полчерпака или черпак теста (в зависимости от диаметра сковороды) и быстро распределить по всей поверхности тонким слоем, немного поворачивая сковороду. Когда края теста начнут подсыхать и слегка румяниться, поддеть блинчик тонкой широкой лопаткой и аккуратно перевернуть. Дать блинчику немного подрумяниться с другой стороны.  При помощи лопатки снять блинчик со сковороды, переложить на тарелку и обильно смазать растопленным сливочным маслом.

Блинчики подавать горячими, с красной или черной икрой, слабосоленой семгой, форелью, сельдью и т.п. В блинчики можно завернуть любую начинку –  как несладкую (мясную, рыбную, грибную или овощную), так и сладкую (творожную, фруктовую, ягодную). Сладкие блинчики можно полить медом, сгущенкой, вареньем или растопленным шоколадом.

 

Для начинки: прокрутить на мясорубке печень, обжарить на масле, посолить. Добавить обжаренный лук. Начинка готова. На краешек блина положить начинку и свернуть. Положить свернутые блины на сковородку швом вниз и обжарить с двух сторон.

 

 


 

 

Exit mobile version