Интернет-журнал «Лицей»

Вольным – волю, или Средневековые хиппи

Кирилл Гуреев (в центре), Николай Маташин, Игорь Соловьёв и Надежда БыкадороваКантата «Скоморохи»  молодого композитора Кирилла Гуреева впервые прозвучала вчера в Большом зале Петрозаводской консерватории, не оставив равнодушными ни исполнителей, ни слушателей.

В последний февральский понедельник консерватория напоминала зал ожидания. Шумно? Ни капли. Волнующе? Да. Слушатели притихли в предвкушении, авторы и музыканты — в приятной тревоге. Оказалось, билеты у всех в одном направлении. Итак, поезд к успеху отправляется.

Концерт сочинений молодых композиторов, студентов консерватории, открылся произведением  Антона Гальваса «Пространство и время». Исполнил его молодежный симфонический оркестр под управлением Николая Котова. Еще одна премьера — кантата «Скоморохи» (шесть иллюстраций о средневековой Руси) Кирилла Гуреева. К оркестру присоединились солисты Игорь Соловьёв и Надежда Быкадорова, а также академический хор ПетрГУ.

Впечатлениями поделилась участница хора, Юлия Сачук:  «У всех нас во время репетиций кантата вызывала разнообразные и постоянно меняющиеся ощущения от «какая замечательная музыка» до «когда же все это кончится». Вот и кончилось, и даже немного грустно. Больше всего умилял композитор, который так ждал и трепетал перед исполнением своего детища, был так благодарен за предоставленную возможность услышать его со стороны. А я, конечно, волновалась, чтобы никто нигде не разошелся с дирижером и оркестром. И это нам почти удалось, поэтому только приятные эмоции от хорошо и, главное, не зря проделанной работы».

Николай Маташин

Результатами доволен и Николай Маташин, дирижер, художественный руководитель академического хора. Николай рассказал, как началось сотрудничество с Кириллом  Гуреевым:

– Летом 2013 года Вячеслав Леонидович Калаберда, недавно ушедший из жизни, искал хор, который мог бы исполнить кантату студента консерватории. Я согласие дал не сразу: уже имел опыт работы с молодыми композиторами, и не всегда меня их творчество устраивало. Взял посмотреть ноты. Сочинение мне очень понравилось, и я согласился. Учить кантату мы начали с середины октября. Основная ее сложность в метроритме, часто меняется размер. Для меня как для дирижера это был крепкий орешек! Необычен и состав исполнителей  — духовые и ударные. Были плюсы и минусы, но в целом показалось, что равнодушных среди исполнителей и слушателей не осталось.

Можно твердо сказать: дирижеру не показалось. Зал очень тепло принял премьерное сочинение, смущенный композитор спустился на сцену под громкие аплодисменты и крики «браво».

Кирилл Гуреев

Кирилл Гуреев после концерта дал небольшое интервью.

— Кирилл, какое у вас образование?

— Окончил музыкальное училище по классу ударных инструментов. Сейчас обучаюсь на четвертом курсе финно-угорской кафедры Петрозаводской государственной консерватории.

— Что дает вам музыка?

— Это моя основная деятельность. Помимо сочинения, я играю с несколькими коллективами. Что дает мне музыка? А вот это сложно сказать. Много радости, много переживаний, немного денег, кучу проблем и радость жизни.

— Почему именно кантата? И первая ли она у вас? Пробовали себя в иных жанрах?

— Да, это моя первая вокально-хоровая вещь. До того было небольшое произведение для фортепиано с оркестром, струнный квартет. Хотелось сделать музыкально-театральную композицию о скоморохах, истории их разгона. Но опера слишком серьёзный и масштабный жанр. Потому ограничился получасовой композицией в духе Карла Орфа — получилась театрализованная кантата. Это самое крупное и серьёзное сочинение, которое на данный момент мною написано. Как можно понять из названия, речь у нас пойдёт о скоморохах —  бродячих артистах и вольных людях, живших в нашей стране более чем четыре века назад. Судьба их была неоднозначна, а во многом даже трагична. Скоморошье творчество неоднократно подвергалось гонениям и даже запретам со стороны царя и церкви, ведь часто их шутки казались власть имущим непристойными и даже опасными. Кем же они были? Может, это были несправедливо уничтоженные вольные артисты, а может, пострадавшие за дело глумотворцы. Возможно, скоморохи — это свободные творцы-поэты или молодежные бунтари, своего рода средневековые хиппи. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Я постарался выразить в цикле для солистов, хора и оркестра своё видение истории о скоморохах. Остальное каждый волен решить для себя сам.

«Вольным – волю!», — поет хор в одной из частей кантаты. Молодой композитор дал своеобразную интерпретацию скоморошьей жизни.

— Откуда взяты тексты?

— Из разных источников, в основном из фольклорных. В 3-й и 5-й частях использованы тексты духовных стихов. Вообще изначально была общая концепция произведения, а тексты выбирались исходя из неё. Текст пролога и части «Звон-Перезвон» пришлось написать самому, ибо не было адекватного народного текста, обобщающего те мысли, которые хотелось донести. Текст и мелодия последней части «Эпилог» подарены мне близким другом.

— Как думаете, какой аудитории вещь будет интересна?

— Когда писал, об этом не думал. Наверное, аудитории, которой небезразлично свободное и независимое искусство.

— Сложно было? Кто-то  поддерживал?

— Работа непосредственно над музыкой продолжалась с февраля по ноябрь 2013 года. Идея пришла раньше, году эдак в 2011-м. С определёнными трудностями при работе пришлось столкнуться, пришлось вырасти самому и как композитору и как личности.

Конечно же, я благодарен очень многим людям, которые помогали. Это мой преподаватель по композиции Игорь Мациевский, Надежда Быкадорова, давшая много ценных советов и вообще заразившая меня этой идей, это моя любимая девушка Лена, которая всегда поддерживала  морально и говорила, что мне необходимо работать, это все мои друзья и родные, которые с нетерпением ждали премьеры… Всем, кого забыл назвать, я точно так же безмерно благодарен.

— Бывали на репетициях?

— За процессом репетиций я не только наблюдал, но и участвовал, помогал людям высчитывать сложные места, при отсутствии кого-то из ударников сам вставал в партию. Это сложный процесс — постановка кантаты, открывает глаза на многие вещи, которые непременно учтешь в следующий раз.

— Какие ощущения после премьеры?

— Ощущения… Это был стресс. Но главное — зал действительно услышал главную идею, прочувствовал, ожил. А значит, все получилось.

— Есть что-нибудь в творческих планах?

— Планов громадье. Но говорить о них пока рано.

Фото автора

Exit mobile version