Интернет-журнал «Лицей»

Даёшь «Киасму» в Петрозаводске!

kalevala5Почему бы не отдать под музей здание какого-нибудь  заброшенного завода? 

В медиа-центре «Vыход» открылась выставка «Калевала глазами русских художников».

Вернисаж уже  прошел в Санкт-Петербурге и Выборге, в следующем году выставку покажут финнам, а пока  ее  можно увидеть в выставочном центре на Карла Маркса в Петрозаводске.

«Калевала», опубликованная в XIX веке, не дает покоя художникам – это настоящий кладезь  идей. Интересно, что в небольшом зале медиа-центра «Vыход» представлены художники, работающие в самых разных направлениях.

– Наша выставка демонстрирует толерантность, –  поясняет один из участников проекта с карельской стороны Сергей Терентьев.  – На территории России академики часто соперничают с  художниками современных направлений в искусстве. А здесь на одном выставочном пространстве все направления сосуществуют и уживаются друг с другом. Это положительный для России опыт, когда  художники встретились  на уровне идей, и совсем не обсуждается вопрос, кто какой кисточкой рисует.

Интерес петрозаводчанки Натальи Егоровой, современного художника в области видео-арта,  обращен к первой руне «Калевалы», где речь идет о сотворении мира богиней Илматар. Калевала, по  словам художницы, место уникальное: с одной стороны географически четко очерченное, а с другой – это место мифическое, зыбкое в своей реальности. Наталья создает образ Илматар, беременной миром, для чего использовала емкости с водой и мокрую ткань, которая образует объемные складки, символизирующие время, а потом накидывается на фигуру как невод и обрисовывает  округлую женскую форму, исчезающую затем на глазах. Надо сказать, что  это должна была быть многоканальная видеоинсталляция с использованием трех  проекторов, прикрепленных к потолку. Но в условиях маленького зала показать задуманную автором инсталляцию не представляется возможным. Увидеть на выставке можно только  небольшой видеосюжет, дающий некоторое представление об инсталляции.

Тут-то и вспоминаются все наши северные столицы, будь то Санкт-Петербург, Таллинн, Стокгольм или  Хельсинки, где есть прекрасные музеи современного искусства. Не пора ли Петрозаводску  заиметь подобный  музей? Почему бы не отдать под музей здание какого-нибудь  заброшенного завода? Таких на территории Петрозаводска хватает.  Создание подобного музея в в столице Карелии не только привлечет  туристов, но и даст возможность молодому поколению художников творить  без оглядки, а публику научит принимать  новое и учиться размышлять об искусстве новой реальности.

Зато другие  произведения с этой выставки, задуманной финским обществом «Калевала и Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, не представляют сложности для понимания. Экспонируются работы московской художницы Ирины Затуловской, пишущей чаще всего не на холсте, а по дереву или железу.   Произведения Игоря Баранова  петрозаводчане могли видеть весной этого года на выставочной площадке Национального театра, о чем мы писали в нашем журнале. Татьяна Чурсинова  собрала всех птиц «Калевалы» на монохромном декоративном  панно. Антонина Юфа представила три полотна. Александр Новоселов из Санкт-Петербурга, произведения которого  удивляют своей монументальностью, реалистичностью образов, представил на выставке несколько полотен.

Во время семинаров, экскурсий, знакомства с библиотекой по эпосу  и встреч на финской стороне, устроенных специально для российских художников, у них  была возможность еще раз убедиться, что эпос неиссякаем в отношении идей для создания новых  образов.

– Для меня, например, мельница счастья Сампо – это что-то вроде гормона радости, – размышляет Наталья Егорова, –  поэтому вполне возможно исследование этого образа с научно-художественной  точки зрения.

На вернисаже побывал финский консул.

Фото автора

Exit mobile version