Почему бы не отдать под музей здание какого-нибудь заброшенного завода?
В медиа-центре «Vыход» открылась выставка «Калевала глазами русских художников».
Вернисаж уже прошел в Санкт-Петербурге и Выборге, в следующем году выставку покажут финнам, а пока ее можно увидеть в выставочном центре на Карла Маркса в Петрозаводске.
«Калевала», опубликованная в XIX веке, не дает покоя художникам – это настоящий кладезь идей. Интересно, что в небольшом зале медиа-центра «Vыход» представлены художники, работающие в самых разных направлениях.
– Наша выставка демонстрирует толерантность, – поясняет один из участников проекта с карельской стороны Сергей Терентьев. – На территории России академики часто соперничают с художниками современных направлений в искусстве. А здесь на одном выставочном пространстве все направления сосуществуют и уживаются друг с другом. Это положительный для России опыт, когда художники встретились на уровне идей, и совсем не обсуждается вопрос, кто какой кисточкой рисует.
Интерес петрозаводчанки Натальи Егоровой, современного художника в области видео-арта, обращен к первой руне «Калевалы», где речь идет о сотворении мира богиней Илматар. Калевала, по словам художницы, место уникальное: с одной стороны географически четко очерченное, а с другой – это место мифическое, зыбкое в своей реальности. Наталья создает образ Илматар, беременной миром, для чего использовала емкости с водой и мокрую ткань, которая образует объемные складки, символизирующие время, а потом накидывается на фигуру как невод и обрисовывает округлую женскую форму, исчезающую затем на глазах. Надо сказать, что это должна была быть многоканальная видеоинсталляция с использованием трех проекторов, прикрепленных к потолку. Но в условиях маленького зала показать задуманную автором инсталляцию не представляется возможным. Увидеть на выставке можно только небольшой видеосюжет, дающий некоторое представление об инсталляции.
Тут-то и вспоминаются все наши северные столицы, будь то Санкт-Петербург, Таллинн, Стокгольм или Хельсинки, где есть прекрасные музеи современного искусства. Не пора ли Петрозаводску заиметь подобный музей? Почему бы не отдать под музей здание какого-нибудь заброшенного завода? Таких на территории Петрозаводска хватает. Создание подобного музея в в столице Карелии не только привлечет туристов, но и даст возможность молодому поколению художников творить без оглядки, а публику научит принимать новое и учиться размышлять об искусстве новой реальности.
Зато другие произведения с этой выставки, задуманной финским обществом «Калевала и Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, не представляют сложности для понимания. Экспонируются работы московской художницы Ирины Затуловской, пишущей чаще всего не на холсте, а по дереву или железу. Произведения Игоря Баранова петрозаводчане могли видеть весной этого года на выставочной площадке Национального театра, о чем мы писали в нашем журнале. Татьяна Чурсинова собрала всех птиц «Калевалы» на монохромном декоративном панно. Антонина Юфа представила три полотна. Александр Новоселов из Санкт-Петербурга, произведения которого удивляют своей монументальностью, реалистичностью образов, представил на выставке несколько полотен.
Во время семинаров, экскурсий, знакомства с библиотекой по эпосу и встреч на финской стороне, устроенных специально для российских художников, у них была возможность еще раз убедиться, что эпос неиссякаем в отношении идей для создания новых образов.
– Для меня, например, мельница счастья Сампо – это что-то вроде гормона радости, – размышляет Наталья Егорова, – поэтому вполне возможно исследование этого образа с научно-художественной точки зрения.
На вернисаже побывал финский консул.
Фото автора