На улице сам Творец добавил багряных и желтых красок в палитру осенних дней, даря нам радость. А в зале выставка –как продолжение живописного полотна природы, только этот праздник подарили нам петрозаводские художники. Маститых и молодых, их объединяет страстная любовь к творчеству и живописи. Я не преувеличиваю: все, кто пришли на вернисаж, испытали это радостное чувство подъема от мощной энергии полотен, несмотря на то что почерк, пластическое мировоззрение, темы у всех четырех авторов разные. Но это-то и прекрасно: соединять в одном выставочном пространстве разных художников – отличная, хотя и не новая идея. Каждый раз такие сочетания позволяют по-новому понять творчество авторов и их взгляд на мир . Большинство работ выполнены художниками в этом году.
Первый зал с произведениями Сергея Терентьева – своего рода яркая и мощная увертюра, настраивающая на выставку. В последнее время известный медиа-художник представлял на выставках всё больше видео, инсталляции, объекты, вспомним хотя бы его проект «Книги Одиссея». Любители театра могли видеть его работу в качестве сценографа. На этой выставке Терентьев представил картины, эскизы, связанные с театром, но смотрятся они как самостоятельные произведения. Поразили краски, чистые, яркие, сочные как сама Греция, которой посвящены и которой навеяны эти отчасти декоративные вещи. В них присутствует ощущение духа и атмосферы Греции, хотя это эскизы к конкретному произведению – трагедии Софокла «Аякс».
В отсутствии на вернисаже главного идеолога выставки Артема Стародубцева Сергей Терентьев попытался донести до зрителей смысл и идею выставки:
– Это показ разных сред и существования разной живописи. У Артема Стародубцева живопись как продукт мышления, живопись Ильи Растатурина – своего рода бытование живописи, образ жизни. Живопись Юлии и моя выступают в другом качестве – как творческий инструмент, который может меняться: сегодня это живопись, завтра видео, например. Этому феномену и посвящена выставка. В современной культуре и ситуации живопись исполняет разные роли, откликается на разные вызовы и может служить в качестве разных инструментов. Отсюда можно сделать вывод: важно, чтобы существовали разные модели, которые заполняли бы образовавшиеся лакуны и помогали осмысливать сегодняшний день. В этом и есть настоящая миссия современного искусства.
На этой выставке вы не встретите живописных полотен, выполненных в академической манере. Здесь всё иное. Живопись Артема Стародубцева отличается от других тем, что у него есть намек на некий сюжет, в котором вполне читаются эмоции, настроение, часто присутствует ирония. Живописные полотна Ильи Растатурина – основательные, с их осязаемостью, объемностью красок. Они узнаваемы и любимы многими, особенно городские сюжеты, с их покосившимися заборами, безлюдными улицами. В его произведениях часто ощущается предчувствие драмы или даже трагедии, вселенская тоска и страдание, в конечном счете вызывающие катарсис.
Полная противоположность Ильи Растатурину – произведения активной молодой художницы Юлии Шумиловой, известной оригинальными видеоинсталляциями. Это достаточно большие полотна, в них много воздуха, они позитивны, легки. Есть ощущение, что будь у Юлии возможность, она взялась бы за еще более масштабные проекты, есть в ней, как мне кажется, мощная энергия и тяга к монументальности. Одна из ее серий не зря называется «Небесная механика».
На такую выставку хочется прийти снова. Продлится она до 9 ноября.
Фото автора