Интернет-журнал «Лицей»

Детская сказка о взрослых проблемах

IMG_5483

Для первой рецензии театральный текст спектакля «Волшебный платочек»  особенно сложный.

Перед вами рецензии четырёх учащихся Школы театральной журналистики – возможно, будущих петрозаводских театральных критиков Дарьи Горчанюк, Маргариты Ларионовой, Марии Курило и Анны Нестеренко.

 

 

Детская сказка о взрослых проблемах

Дарья Горчанюк учится на третьем курсе филологического факультета, специализация журналистика. Сейчас работает над молодежным интернет-журналом «Новая Страница» в качестве главного редактора, а также сотрудничает с молодежным журналом «Гиперборея». С раннего детства занимается вокалом. Хочет найти себя в жизни, быть в кругу интересных творческих людей. И всегда оставаться добрым и искренним человеком.

 

6 декабря состоялась долгожданная премьера спектакля по мотивам финно-угорских сказок «Волшебный платочек» (режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств РФ Евгений Ибрагимов (Чехия)). Долгожданная не только для зрителя, но и для Театра кукол Карелии – этого спектакля ждали два года.

Перед началом спектакля произошло небольшое недоразумение. Несмотря на заявленный ранее возраст 5+, работники театра были вынуждены попросить родителей сдать билеты детей, которым не было восьми лет, объяснив это тем, что возрастное ограничение 8+ было введено незадолго до самого спектакля.

Отрадно, что в зале все равно было много детей, которые с нетерпением ждали начала театрального представления.

Финно-угорские мотивы повсюду окружают маленького зрителя: это и сцена, украшенная традиционным орнаментом, и музыка, которая звучит по ходу спектакля, и танцы, которыми начинается и заканчивается действо. Перед зрителями появляется Рассказчик (Владислав Тимонин), который ведёт диалог с юными зрителями, рассказывая о бытовых обычаях предков. После чего он своим сказочным зачином дает старт всему спектаклю.

Сначала сюжет разворачивается между двумя героями – Мельничихой (Любовь Бирюкова) и Мельником (Дмитрий Будников). Мельничиха получает в подарок от супруга рояль, а тот, в свою очередь – мельницу. Злая Мельничиха заставляет своего мужа день и ночь молоть муку, чтобы заработать как можно больше денег, иначе, как она выражается, – «даст по башке». Сказка вообще изобилует словами типа «сволочь», «скотина», «дура»… Из-за этого кажется, что и 8+ для этого спектакля маловато.

За Мельником является Ангел – его двойник, который забирает его к Богу. Несмотря на все «страдания», Мельничиха быстро находит замену своему мужу – сироту Анники (Анна Олькова), маленькую хрупкую девушку-Золушку, которая теперь должна выполнять работу за скончавшегося Мельника. Единственный друг, а точнее подруга Анники – собачка по кличке Каштанка, которая всячески пытается скрасить одиночество своей хозяйки.

«Волшебный платочек» — детская сказка, в которой разворачиваются совсем недетские проблемы: обман, лицемерие, алчность, проблемы воспитания и нравственности. Подобно «Недорослю» Фонвизина тут есть своя госпожа Простакова (Мельничиха), Софья (Анники), Стародум (Старичок). Как и в любой сказке, есть и свое чудо — волшебный платочек, который, как Робин Гуд, помогает добрым людям, пытаясь проучить злых.

Четкая, слаженная и кропотливая работа актеров, которым втроем приходилось оживлять одного героя, принесла свои плоды: ощущение того, что перед тобой куклы, просто исчезло. Продумано все до мелочей: мизансцены, моторика героев, их голосовая характеристика. Противный голос Мельничихи, перерастающий в истерические крики, резкие движения – в этом кроется воплощение всего злого, что только может быть в человеке. А Анники напротив, очень мила — ее движения плавны, голос мягкий и нежный.

Некоторые сцены спектакля поражают своей красотой, масштабностью, например «Сон Анники», где перед зрителем предстают знакомые места: Преображенская церковь, Памятник Петру I, неспокойное Онежское озеро.

Добро в финале сказки обязательно, и в этом «Волшебный платочек» не исключение. Все герои получают по заслугам: Анники освобождается от плена злой мачехи, маленькая собачка Каштанка находит себе спутника – интеллигентного пса, а Мельничиха, как и хотела, становится звездой (правда, настоящей пятиконечной), а потом и вовсе превращается в мельницу.

Кто знает, может, эта история про Мельничиху будет ходить по кругу, пока на свете не переведутся все злые люди и на земле не воцарится добро?

 

Поверьте, это того стоит!

Маргарита Ларионова — студентка первого курса, специализация журналистика. Главное увлечение на протяжении многих лет — учеба. Не представляет своей жизни без книг, любит творчество Ф.М.Достоевского. Искренне считает, что жизнь дана для того, чтобы не только прожить ее достойно, но и выполнить особую миссию, направленную на спасение человечества. Добро и милосердие для Маргариты – главные качества.

 

Суббота (6 декабря) — силы на исходе, и вот на афише Театра кукол РК я вижу: премьера спектакля «Волшебный платочек». И это просто прекрасно, ведь это дает возможность не просто окунуться в мир сказки, но и увидеть детские улыбки и восторг.

Режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств РФ Евгений Николаевич Ибрагимов (Чехия). Он приехал в Карелию с целью поставить грандиозный спектакль. И помогли ему реализовать это ассистент режиссера Марек Турошек (Словакия), художник-постановщик Вячеслав Зубков (Чехия), композитор  Николай Акимов (Чехия), балетмейстер-постановщик заслуженный артист Карелии Олег Щукарев и художники по свету — Олег Голланд и Игорь Фомин.

Очень важная деталь — сценарий создан самим режиссером по мотивам финно-угорских сказок. Мне кажется, это должно еще более привлечь интерес зрителей, ведь мы видим некую интерпретацию наших коренных сказок извне. Здесь жадности противопоставляется бескорыстие, и очень важно уже в раннем возрасте показать детям, насколько ужасен этот порок и к чему он может привести.

Мельничиха (Любовь Бирюкова) — персонаж, на котором завязана вся сказка. Она — олицетворение человеческих пороков. Она заставляет своего мужа Мельника (Дмитрий Будников) крутить ручную мельницу не покладая рук, ведь это будет увеличивать их благосостояние, что является смыслом жизни Мельничихи. Стоит упомянуть и о ее «таланте» — виртуозной игре на рояле, что, конечно же, является огромным заблуждением. Фальшивое стремление к обогащению духовности не способно затмить всю низость и корысть самовлюбленной Мельничихи. Образ Мельничихи так скомпонован, что невозможно было найти какую-либо грань между визуальными проявлениями и ее внутренней сущностью. А какая пластика! Складывалось впечатление, будто каждый кукольный нерв, каждый сустав были задействованы, хотя они вообще у кукол отсутствуют. Что было зрителям трудно воспринимать, так это немного повышенный тон ее речевого потока. Согласитесь, в суете будних дней детям и так приходится часто с этим сталкиваться, и это не совсем хорошо сказывается на детской психике. Но с другой стороны, понимаешь, что именно так можно было подчеркнуть всю неприятность этого персонажа.

Мельник — тихий, робкий персонаж, не смеющий прекословить жене. Физически он был ее рабом. Но Дмитрий Будников играет его так, что зрителю ясно: она бы никогда не смогла завладеть его душой, его разумом. Этот человек подобен высшему существу, просветленному — с зеркально чистой душой.

Видя всё это, Бог забирает бедного Мельника на небеса, где его ждет беззаботная жизнь. Хороня мужа, Мельничиха обильно жестикулирует немного странно и неестественно, хотя режиссер, наверняка, вложил в это особый смысл: возможно, это некая защитная реакция, ведь несмотря на душевную пустоту, она понимает, что ее благополучной жизни пришел конец.

Мельничиха, недолго думая, нашла мужу замену — взяла в дом сиротку Анники (Анна Олькова), которая, ради крова над головой, выполняла непосильную для хрупких девичьих плеч работу. Но откуда-то появляется Старичок (Ангел, забравший Мельника?) и дарит Анники волшебный платочек. Именно он и есть то звено, которое меняет и жизнь Анники, и жизнь Мельничихи.

Анники, конечно же, — антипод Мельничихи. В ее образе мы можем заметить бунтарский дух, пусть это и не явно выражено. Она очень добра, что мы можем заметить в общении с собачкой (Марина Збуржинская, Светлана Романова): она регулярно ее обнимает, целует. На ее фоне Мельничиха — воплощение зла.

Продолжительность спектакля — час, и для взрослого человека это время проходит быстро, более того, ты полностью погружаешься в сказку и начинаешь задумываться над очень важными жизненными вопросами. Возрастная категория публики была изменена с 5+ на 8+. И, по словам Евгения Николаевича, это вполне приемлемо и правильно. Но мне так, увы, не показалось. Да, дети могут спросить у родителей о смерти, о злой Мельничихе. Но это только малость… Конечно, во всех детских сказках основной проблематикой является борьба добра со злом, но здесь затрагиваются не просто значимые жизненные темы, но и философские. И все это очень сложно для детского восприятия. Стоит обратить внимание и на лексику в спектакле: «скотина», «тупоголовый» и др. В принципе, это вполне цензурные слова, и, к сожалению, дети регулярно их слышат, ведь порой родители не придают значения своей повседневной речи, а слух ребенка слишком восприимчив к подобным излияниям. Но внимательно прислушавшись, я поняла, что родителям эти слова очень не понравились. И от каждого подобного слова реакция зала на спектакль менялась.

Следует отметить потрясающую игру актеров — тех, кто говорит, и тех, кто оживляет кукол. Конечно, была видна усталость. Но она вполне оправданная, ведь труппа слишком усердно работала над постановкой этого спектакля (посещение репетиции позволило прочувствовать всю тяжесть их труда). Были, конечно, небольшие недочеты, но все это естественно — нет предела совершенству. Что поразительно, так это то, что куклы становились частью актера — оживали на глазах. Владислав Тимонин в роли Рассказчика смог привлечь внимание детей, что является частью успеха. Ведь для ребенка диалог – это самое главное.

В декорации нет ничего лишнего, нет вычурности: потрясающий дом, мельница, рояль, озеро… Постоянное сопровождение действия музыкой способствовало правильному, углубленному восприятию. Символы нашего края: Преображенская церковь, памятник Петру I, Онежское озеро, — стоит поблагодарить Евгения Николаевича за это, так как это влияет на формирование национального самосознания, что очень важно в наше-то время.

Этот спектакль оправдал мои ожидания. Никогда не думала, что в таком возрасте буду восхищаться кукольным театром. После премьеры голова моя была переполнена мыслями, не это ли самое главное? Обязательно сводите своих деток и сами идите с ними на этот спектакль. Поверьте, это того стоит!

 

Волшебство пришло с началом зимы

Мария Курило – выпускница Российской академии народного хозяйства и государственной службы, нынче аспирантка Института Экономики КарНЦ РАН. Окончив музыкальную школу по классу скрипки, не оставила занятий творчеством – играла в группе, писала стихи. Сейчас совмещает научную деятельность с концертной — в составе камерного хора «Теллерво». Занимается фотографией и мечтает себя проявить в журналистике.

 

В первые выходные декабря в Театре Кукол Республики Карелия состоялась премьера! Спектакль «Волшебный платочек» придумал, собрал и поставил на петрозаводской сцене режиссёр-кукольник, режиссёр-сказочник, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Хакасия – Ибрагим Шауох, больше известный в театральных кругах под именем Евгений Николаевич Ибрагимов.

Сейчас Евгений Николаевич возглавляет «Театр под счастливой звездой» в Праге, тоже кукольный, а в столицу Карелии приехал по приглашению нашего театра. Сюда он привёз свою команду, состоящую из заграничных специалистов, и дополнил её петрозаводскими мастерами своего дела: Марек Турошек (Словакия) – ассистент режиссёра, Вячеслав Зубков (Чехия) – художник-постановщик, композитор Николай Якимов (Чехия), заслуженный артист Карелии балетмейстер-постановщик Олег Щукарёв, художники по свету – Олег Голланд и Игорь Фомин.

«Волшебный платочек» на карельской сцене стал квинтэссенцией мудрости и поучительности. Отвечая на вопрос о том, как выбирался мотив, по которому написан сценарий, сам Евгений Николаевич признаётся: «Много читал и слушал». Поэтому собирательная история, образ которой создал сам режиссёр на основе финно-угорских сказок, повествует о тяжёлой судьбе, о вознаграждении, что даруется каждому, кто приложит к этому должные усилия, и на протяжении своего пути будет чист в делах своих и помыслах. Именно последние слова раскрывают перед нами секрет таинственных сил волшебным платочком: почему он одних одаривает, а других – нет. В этой постановке в равной степени и с щедрой долей здравого юмора представлены зрителям обыденность рутинной жизни и вера в чудеса!

Если взглянуть на сцену, мы увидим классику кукольного театра — чёрный кабинет. Словно в дымке, на его фоне из незримой сказочной материи появляются персонажи и окружающие их декорации, а через мгновение растворяются в вечной атмосфере происходящего чуда. Возможно, это во многом благодаря свету (Олег Голланд и Игорь Фомин). Несмотря на то, что «вход» и «выход» кукол вполне традиционны, ощущение складывается именно такое – мистическое. Будто в эти мгновения гравитации не существует, и это создаёт иллюзию лёгкости.

Впрочем, нас ждут и другие сюрпризы: сама история – фольклор, изящно переплетённый с современностью; «волшебный платочек», на котором проявляются этнические узоры и не только. В одной из картин, заполняя всё пространство сцены, разливается Онежское озеро, а затем жители и гости Карелии узнают и другие символы северного края: кижскую Преображенскую церковь, памятник Петру I.

Мир театральной сказки зыбкий, пластичный. Возникает ощущение, что из него можно сложить всё, что угодно. И вот уже весь зал зачаровано парит над лазоревыми водами вместе с Анники. Но в русло повествования нас возвращает мудрый помор-рассказчик (Владислав Тимонин), связующий мир зрителей, наш мир, с миром кукольным, вымышленным. Так, вначале, он лихо отплясывает на сцене с другими жителями крошечной деревни, но стоит только ему стукнуть посохом, как всё вокруг изменится. Словно посредник между двумя мирами, он легко передвигается по сцене, то ведя диалог со зрителями, то подавая дельные советы главным героям сказки: Мельничихе, сиротке Анники и другим. А те, в свою очередь, прислушиваясь, продолжают жить своей кукольной, но оттого не менее реальной, жизнью.

На сцене — характерные персонажи. Самая яркая – Мельничиха (Любовь Бирюкова). «Я стану звездо-о-ой!» — чего стоит лишь одна эта самоуверенная фраза Мельничихи, которая не обращает внимание ни на кого, кроме себя, и в том не видит ничего дурного. Она повторяет это фразу неоднократно, распевая её на все лады, — даже под звуки похоронного марша Фредерика Шопена, имя которого подсказывает ей Анники (Анна Олькова). Кстати, эта роль стала дебютом Анны. В игру кроткой и правильной, на первый взгляд, девочки она виртуозно вкладывает и почтительное уважение к старшим (которого зачастую так не хватает нашим подросткам), и трогательную наивность юной девушки, и ироничные замечания по отношению к той же Мельничихе или Собачке. Как было отмечено в спектакле – Анники находится как-никак в переходном возрасте. Она работает дни напролёт, вращая тяжёлую каменную мельницу не жалуясь, не ропща на судьбу. Но однажды всё же задаётся вопросом: почему жизнь так несправедлива к ней? Тогда и начинается её настоящая жизнь.

На сцене актёры выполняют ювелирную работу, вселяя в главных героев чувства, эмоции, душу. Тонкое, почти живое взаимодействие между самими куклами в лишённом чрезмерных деталей пространстве «чёрного кабинета», заставляет юных зрителей и их родителей заворожено следить за разворачивающимся на сцене действием. А значит, и внимать тому смыслу, который режиссёр вкладывал в своё творение.

«Почему в этой постановке так сильна тема смерти? Это же спектакль для детей» – такой вопрос был задан режиссёру перед премьерой спектакля, на что Евгений Николаевич ответил: «Я очень уважаю детей. Думаете, они не знают о смерти? Я хочу, чтобы дети после спектакля, как минимум, задали родителям вопросы о Боге, об ангелах, о смерти. Смерть – это часть жизни. Дети должны знать об этом».

Говоря о театре кукол, мы почти всегда подразумеваем под этим местом пространство, где творится сказка для детей. Но это не так. Неспроста перед началом спектакля возрастной ценз был поднят до «8+». Ведь «Волшебный платочек» – серьёзная история о нашей с вами жизни в этом мире, где нам приходится учиться разбираться, «что такое хорошо, и что такое плохо». Это история, которую нужно осознать и пропустить внутрь себя: увидеть свои ошибки и провести работу над исправлением. И духовно вырасти, а затем помочь сделать это и своим детям.

 

«Смерть – это опасно»

Анна Нестеренко окончила филологический факультет ПетрГУ, специальность классическая филология. Училась в Литературном институте, специальность поэзия. В Петербурге занималась в студии театра «Мир», в театре драматической импровизации, писала анонсы спектаклей, заметки для сайта. Была в составе труппы передвижного кукольного театра «Happy». Написала для них одну детскую кукольную пьесу, которая до сих пор в репертуаре театра.

 

А ведь так хорошо всё хорошо начиналось: Мельник подарил жене кабинетный рояль. А Мельничиха мужу подарила ручную мельницу. «Тебя зовут «Пётр», что означает «камень». Потому и мельница у тебя настоящая, каменная», — говорит она. Только Мельнику от этого не легче: пока его суженая усиленно мучает рояль, он теперь должен крутить тяжелые жернова. Такая вот мельница «Сампо» наоборот. Есть ведь в хозяйстве и ветряная мельница, но она так, для красоты стоит. А Петр сутки напролет мелет муку вручную, на старинных каменных жерновах. Так начинается эта история, смешная и грустная, не оставляющая равнодушными ни детей, ни взрослых.

Многие петрозаводские зрители смогли увидеть сказку уже в эту субботу. 6 декабря в театре Кукол состоялась премьера спектакля режиссера Евгения Ибрагимова «Волшебный платочек». Не все пришедшие, к сожалению, попали в зрительный зал. Потому как возрастной ценз спектакля сменился с пяти лет до восьми незадолго до премьеры. Многие родители вынуждены были сдавать билеты. И не мудрено, ведь история эта не совсем детская. Вернее даже так – не только для детей, но и для их родителей.

Один из главных героев сказки — Мельник — умирает еще в самом начале истории. Или, как говорит рассказчик – отдаёт Богу душу: «А Бог Мельника любил. И послал за ним ангела». Да, Рассказчик в течение действия всё время обращается к зрителям на очень простом, обыденном языке. Зрители – его собеседники, которые вместе с ним переживают за судьбу героев. Особенно, за судьбу добродушного мельника. Когда по правую руку от мельника появилась смерть с косой, мальчик лет восьми, сидевший справа, очень серьезно и осмысленно проговорил: «Смерть – это опасно!» Потом по левую руку от мельника появился ангел, который эту страшную смерть прогнал и позвал мельника с собой в дорогу. Маленькие фигурки почти скрылись вдалеке, когда на переднем плане возникла большая, с человеческий рост, фигура Мельничихи. Это еще одна особенность спектакля: разные по размеру куклы позволяют показать какие-то сцены крупным планом, а какие-то — дальним. Такие вот интересные киноэффекты. На заднем плане Мельник парит вместе с ангелом где-то возле колодца, а вблизи Мельничиха за опустевшим обеденным столом причитает о своей горькой судьбе.

Основная забота мельничихи теперь – как бы найти новую рабочую силу для поддержания своего благосостояния. Потому как заветная мечта мельничихи: «Стать звездой». Образ корыстолюбивой злодейки удался на славу благодаря актрисе Любови Бирюковой. Резкий, въедливый голос, властность, умение добиться желаемого любыми доступными способами – вот отличительные черты этого персонажа. И в противовес ему – трогательный, по-детски мягкий голос Анники, которая занимает место мельника.

Для Мельничихи Анники просто плебейка, которая может помочь ей достигнуть заветной цели – славы: «Ты работай, работай, милочка. А я – стану звездой!» — говорит она девочке. И уже во второй части спектакля мы, зрители, становимся свидетелями её эксцентричного выступления. Две интереснейшие сцены, продуманные режиссером так, что зрительный зал переносится и на театральные подмостки – это отдельная маленькая сцена с роялем и кукольные зрители, которые смотрят представление наравне с нами.

Не менее поразительного эффекта достигает режиссер, когда показывает нам сцену кукольного представления внутри спектакля. Анники, главная героиня сказки, исполняет свое заветное желание и оказывается в кукольном театре. И вот так парадоксально разыгрывается представление: на сцене театра за меленькой ширмочкой танцуют кукольные парень с девушкой опять же для кукольных зрителей. Благодаря таким приемам границы между театром и зрителем как будто размываются на время.

Волшебства в спектакле хватало, и, что радует, оно было вызвано не какими-то небывалыми спецэффектами, а скорее мастерством актёров и интересными режиссерскими решениями. Впрочем, были и интересные световые эффекты, закольцовывающие начало и конец истории. Когда рассказчик разворачивает платочек в начале спектакля — на нем отчетливо высвечивается название сказки. В завершении же истории всё тот же волшебный платочек представляет нам встречу Анники со своим суженым в виде голограммы.

Спектакль окончен, дети дружной толпой вываливаются в гардероб и продолжают обсуждать увиденное. «Какая же дура эта Мельничиха! — говорит девочка лет десяти, — как она догадаться не могла, что платочек ей обычный подсунули?» Другие ребята подключаются к обсуждению, тоже пытаются нападать на Мельничиху. Вот они выходят из стен театра, но история для них не закончена. Вероятно, долго еще будут они обсуждать переживать увиденное. Хорошо, что есть сказки, заставляющие наших ребят думать.

Фото Юлии Утышевой

Exit mobile version