9 апреля народная артистка Карелии, заслуженная артистка России, одна из основательниц и актриса Театра драмы РК «Творческая мастерская» Елена Бычкова отмечает 75-летний юбилей. Накануне таких дат принято вспоминать все заслуги юбиляра, обращаться к вехам его творческого пути, к прошлому… Но мы решили рассказать о работе, в которую погружена Елена Юлиановна прямо сейчас.
Свой праздник она встречает в родном Санкт-Петербурге, где репетирует пьесу «Горгоны» американского драматурга Дона Нигро в паре с известной петербургской актрисой театра и кино, заслуженной артисткой России Валентиной Паниной. Пьесу — впервые в России! — ставит молодой, но очень востребованный режиссер-«золотомасочник» Игорь Селин. Российская премьера намечена в Петрозаводске на осень 2015 года. Большие предпремьерные показы пройдут в «ТМ» уже в июне.
Мы поговорили с Еленой Бычковой о трех составляющих успеха спектакля, на которые опирается любой талант: пьеса, режиссер, партнер.
Пьеса
– В центре пьесы – две голливудские звезды, две дивы. Одну играю я, другую, соответственно, замечательная петербургская актриса Валентина Панина. Никакой аналогии с нашими внутритеатральными отношениями провести, конечно, невозможно – у наших людей другие заботы (это я сейчас о ментальности говорю). В отношениях двух персонажей сквозит тотальный дефицит любви, дефицит доброты – всё, чем страдает ваш век (простите, я – из века другого, поэтому позволю себе так сказать). В тексте есть вещи, настолько чужие для меня, что, когда я, сидя в одиночестве, читала эту пьесу, немножко стеснялась. Лексика, надо сказать, у Нигро жесткая, почти ненормативная, он буквально идет по краю. Это не совсем мое, чтоб не сказать – совсем не мое. Но в этой пьесе есть главное, общечеловеческое – взгляд как бы со стороны и на профессию, и на всю эту звездную шумиху, на то, чем люди платят за большой успех… Что касается жанра постановки: режиссер заявил, что не желает его определять. Но я бы сказала, что пьеса ближе к фарсовой трагикомедии. Это пьеса-матрешка: внутри пьесы есть три сцены, где снимают фильм-страшилку – хичкоковщина такая. Есть вставные монологи: речь звезды во время получения «Оскара». Это настолько узнаваемо, что за этим текстом сразу встают реальные люди, которых мы можем видеть по телевизору . Это фантасмагория, где смешаны реальные персоны и выдуманные персонажи, где есть прозрачные намеки, но нет прямого указания ни на один голливудский фильм.
Мне кажется, что текст пьесы «Горгоны» – квинтэссенция отношения человека к человеку внутри одной профессии, одного дела: тут тебе и конкуренция, и зависть, и интриги. Там, конечно, гомерически смешные есть вещи – пьеса очень объемная, умная, ироническая. И, надо сказать, совершенно неожиданная для репертуара «Творческой мастерской».
Режиссер
– Игорь Селин – просто подарок судьбы. Очень яркий, востребованный на сегодняшний день молодой российский режиссер. Мы не были знакомы, но встретились в кабинете санкт-петербургского Дома Актера , познакомились и… сразу начали работать. В ту же минуту.
На репетиционные сессии Игорь ездит в Питер из Новосибирска, где ставит «Бориса Годунова» в оперном театре. Он вообще живет какими-то большими проектами, и, кроме режиссуры, занимается еще и преподаванием – преподает вместе с Виктюком. Игорь – невероятный киноман (недаром ведь его так захватила пьеса, где ставят кино). Валя Панина, моя партнерша, бросилась было записывать все фильмы, которые он велел посмотреть в процессе наших с ним репетиций. А я вот даже не думала записывать, поскольку понимала – это безумие, не для меня. Я терпеть не могу смотреть кино с экрана компьютера, тем более если фильмы хорошие, хотя Игорь отсылает к кинематографу постоянно.
Игорь – удивительная личность, очень закрытая. Он четко знает, чего хочет, это профессионал такого высочайшего класса, с какими, рискну высказать свое мнение, наш театр еще не работал. Это очень интересно с точки зрения и профессиональной, и человеческой, и очень тяжело одновременно!
Я привезла экземпляр пьесы, с которым репетировала восемь дней, домой. Эта тетрадка была как паутина – вся изрисована, исписана поправками, стрелочками. Когда мы напечатали чистовой вариант режиссерской редакции, я осознала – как же радикально Игорь перелопатил пьесу в соответствии со своим совершенно определенным замыслом – местами его поправки были просто поперек мысли драматурга. Но, надо сказать, также он убрал излишнюю скабрезность, которой было очень много. Пьеса стала более строгая, что ли, и более определенная: в ней до редактуры было много литературного бла-бла-бла: длиннот, деепричастных оборотов, которыми в обычной жизни не говорят, и так далее…
Первая же репетиционная сессия в Санкт-Петербурге проявила его как человека предельно требовательного: у нас с партнершей было восемь полных рабочих дней. Вот буквально ПОЛНЫХ – от заката до рассвета, как говорится. Пьеса очень затратная, всего два человека на сцене, мгновенные перевоплощения, стремительные переходы из одного жанра в другой (я же говорила, что внутри пьесы снимают еще фильм-страшилку)…
После репетиций я шла по своему любимому Санкт-Петербургу, где родилась и отучилась, и страшно жалела, что у меня нет темных очков – я была никакая. На второй день у меня появилась малодушная мысль позвонить директору и сказать: «Что-то вы, видимо, преувеличили, Александр Лазаревич, мои способности…». Но потом ничего, втянулась… Хотя, когда вернулась домой, сумку свою дорожную разобрала только на третий день. Только щетку зубную достала. На остальное сил не было.
Партнерша
– …Мы встретились и познакомились у метро «Петроградская» – Валентина Викторовна пригласила меня в театр на спектакль Влада Фурмана «Трамвай «Желание». Я видела Валины фотографии в интернете, но там она совсем молоденькая. Да еще верхняя одежда… Одним словом, я немного опасалась, что мы не найдемся. Приехала я пораньше, набираю ее номер и говорю, что я уже тут. И слышу, как человек, стоящий недалеко от меня с трубкой у уха, говорит: « Так это вы?! Господи, какое счастье, вы – живая!» Наверное, она считала, что придет какая-нибудь дряхлая старушка…
Валентина Викторовна – выпускница театрального училища имени Щепкина при Малом театре. Московская школа. Сама она из Омска, но с юности мечтала жить и работать Санкт-Петербурге, что и делает до сих пор. Только раньше она работала в Александринке много лет, а сейчас в театре имени Комиссаржевской.
В ней есть неукротимый азарт, что-то по-детски озорное, энергия доброжелательности! Валечка редкий человек, удивительно светлый! От нее я не слышала ни одного плохого слова ни о ком. Мы репетировали в Доме актера, она там постоянно с кем-то здоровалась. А потом, оборачиваясь ко мне: «Это замечательный человек! Это замечательный человек!». У нее все замечательные, все прекрасные! Чудный характер у человека, при том, что жизнь ее легкой не назовешь…
Валя, как и я, в восторге от нашей работы!
– Я, – говорит, – каждое утро просыпаюсь и у меня сразу восхитительное настроение от того, что я увижу и вас, и Игоря…
Я бы сказала, что этот наш с Валентиной и Игорем проект для меня озарен какой-то надеждой. Речь не о славе и успехе, разумеется, нет. О чем-то более стоящем! Я и боюсь, и трепещу, и все равно с радостью иду на каждую репетицию – подобранная как скаковая лошадь. Сам процесс наших репетиций – огромное наслаждение. Очень надеюсь, что подобные чувства испытывают и мои дорогие партнеры. Во всяком случае Игорь, заканчивая репетиции, и всякий раз, благодаря нас с Валентиной Викторовной, говорит: «Прекрасно! Восхитительно! Замечательно!».
А иногда разговаривает сам с собой: «Вот это да-а… Вот это сцена! Блеск!»
Ну, а мы ему в этом не мешаем…
Фото из архива Театра драмы РК «Творческая мастерская»