Главное, Культура

Елена Бычкова: «Я из другого века…»

Елена Бычкова

9 апреля народная артистка Карелии, заслуженная артистка России, одна из основательниц и актриса Театра драмы РК «Творческая мастерская» Елена Бычкова отмечает  75-летний юбилей.  Накануне таких дат принято вспоминать  все заслуги юбиляра, обращаться к вехам его творческого пути, к прошлому… Но мы решили рассказать о работе, в которую  погружена Елена Юлиановна прямо сейчас.

Свой праздник она  встречает в родном Санкт-Петербурге, где  репетирует пьесу «Горгоны» американского драматурга Дона Нигро в паре с известной  петербургской актрисой театра и кино, заслуженной артисткой России Валентиной Паниной.  Пьесу —  впервые в России! —  ставит молодой, но очень  востребованный режиссер-«золотомасочник» Игорь Селин.  Российская премьера  намечена в Петрозаводске  на осень 2015 года. Большие предпремьерные показы пройдут в «ТМ» уже в июне.

Мы поговорили с  Еленой Бычковой о трех составляющих успеха спектакля, на которые опирается любой талант: пьеса, режиссер, партнер.

 

Пьеса

– В центре пьесы – две голливудские звезды, две дивы. Одну играю я, другую, соответственно,  замечательная петербургская актриса Валентина Панина. Никакой аналогии с нашими внутритеатральными отношениями провести, конечно, невозможно – у наших людей другие заботы (это я сейчас о ментальности говорю).  В отношениях двух персонажей сквозит тотальный дефицит любви, дефицит доброты –  всё, чем страдает ваш век (простите, я – из века  другого, поэтому позволю себе так сказать). В тексте есть вещи, настолько чужие для меня, что, когда я, сидя в одиночестве, читала эту пьесу, немножко стеснялась. Лексика, надо сказать, у Нигро  жесткая, почти  ненормативная, он буквально идет по краю.  Это не совсем мое, чтоб не сказать – совсем не мое. Но в этой пьесе есть главное, общечеловеческое –  взгляд как бы со стороны и на профессию, и на всю эту звездную шумиху, на то, чем люди платят за  большой успех… Что касается жанра постановки: режиссер заявил, что не  желает его определять.  Но я бы  сказала, что пьеса ближе к фарсовой трагикомедии.  Это пьеса-матрешка: внутри  пьесы есть три сцены, где снимают фильм-страшилку – хичкоковщина такая. Есть  вставные монологи: речь  звезды во время получения «Оскара». Это настолько узнаваемо, что за этим текстом сразу встают реальные люди, которых мы можем видеть по телевизору .  Это фантасмагория, где смешаны реальные персоны и выдуманные персонажи, где есть прозрачные намеки, но нет прямого указания ни на один голливудский фильм.

Мне кажется,  что текст пьесы «Горгоны» – квинтэссенция отношения человека к человеку внутри одной профессии, одного дела: тут тебе и конкуренция, и зависть, и интриги.  Там, конечно, гомерически  смешные есть вещи –  пьеса очень объемная,  умная, ироническая.  И, надо сказать, совершенно неожиданная для репертуара «Творческой мастерской».

 

Режиссер

 – Игорь Селин –  просто подарок судьбы. Очень яркий, востребованный на сегодняшний день молодой  российский  режиссер.  Мы не были знакомы, но  встретились в кабинете  санкт-петербургского Дома Актера , познакомились и… сразу начали работать. В ту же минуту.

На репетиционные сессии Игорь ездит в Питер из Новосибирска, где ставит «Бориса Годунова» в оперном театре.  Он вообще живет какими-то большими проектами, и, кроме режиссуры,  занимается еще  и преподаванием – преподает вместе с Виктюком. Игорь  – невероятный  киноман (недаром ведь его так захватила пьеса, где ставят кино). Валя Панина, моя партнерша, бросилась  было записывать все фильмы, которые он велел посмотреть  в процессе наших с ним репетиций. А я вот  даже не думала записывать, поскольку понимала – это безумие, не  для меня. Я терпеть не могу смотреть  кино с экрана компьютера, тем более если фильмы хорошие, хотя  Игорь отсылает к кинематографу постоянно.

Игорь – удивительная личность,  очень закрытая. Он четко знает, чего хочет, это профессионал такого  высочайшего класса, с какими, рискну  высказать свое мнение, наш театр еще не работал. Это очень интересно с точки зрения и профессиональной, и человеческой, и очень тяжело одновременно!

Я привезла экземпляр пьесы, с которым репетировала восемь дней, домой.  Эта тетрадка была как паутина –  вся изрисована, исписана поправками, стрелочками. Когда мы напечатали чистовой вариант режиссерской  редакции,  я осознала – как же  радикально Игорь перелопатил пьесу в соответствии со своим совершенно  определенным замыслом – местами  его поправки были просто поперек  мысли драматурга. Но, надо сказать, также он убрал излишнюю скабрезность, которой было очень много. Пьеса стала более строгая, что ли, и более определенная:  в ней до редактуры  было  много литературного бла-бла-бла: длиннот, деепричастных оборотов, которыми в обычной жизни не говорят, и так далее…

Первая же репетиционная сессия в Санкт-Петербурге проявила его как человека предельно требовательного: у нас с партнершей было восемь полных рабочих дней.  Вот буквально ПОЛНЫХ – от заката до рассвета, как говорится.  Пьеса очень затратная, всего два человека на сцене, мгновенные перевоплощения, стремительные  переходы из одного жанра в другой (я же говорила, что внутри пьесы снимают еще фильм-страшилку)…

После репетиций я шла по своему любимому Санкт-Петербургу, где родилась и отучилась, и страшно жалела, что у меня нет темных очков – я была никакая.  На второй день у меня появилась  малодушная мысль позвонить директору и сказать: «Что-то вы, видимо,  преувеличили, Александр Лазаревич, мои способности…». Но потом ничего,  втянулась… Хотя, когда вернулась домой,  сумку свою дорожную разобрала только на третий день. Только щетку зубную достала.  На остальное сил не было.

 

Партнерша

– …Мы встретились и познакомились у метро «Петроградская» – Валентина Викторовна пригласила меня в театр на спектакль Влада Фурмана «Трамвай «Желание».  Я видела Валины фотографии в интернете, но там она совсем молоденькая. Да еще верхняя одежда…  Одним словом, я немного  опасалась, что мы не найдемся.  Приехала я пораньше, набираю ее номер и говорю, что я уже тут.  И слышу, как человек, стоящий недалеко от меня с трубкой  у уха,  говорит: « Так это вы?! Господи, какое счастье, вы – живая!»  Наверное, она считала, что придет какая-нибудь дряхлая старушка…

Валентина Викторовна – выпускница театрального училища имени Щепкина при Малом театре.  Московская школа. Сама она из Омска, но с юности мечтала жить и работать  Санкт-Петербурге, что и делает до сих пор. Только  раньше она работала в Александринке много лет, а  сейчас в  театре имени Комиссаржевской.

В ней есть неукротимый азарт, что-то по-детски озорное, энергия доброжелательности! Валечка редкий человек, удивительно светлый! От нее я не слышала ни одного плохого слова  ни о ком.  Мы  репетировали в Доме актера, она там постоянно с кем-то здоровалась. А потом, оборачиваясь ко мне: «Это замечательный человек! Это замечательный человек!». У нее все замечательные, все прекрасные! Чудный характер у человека,  при  том, что жизнь ее легкой не назовешь…

Валя, как и я, в восторге от нашей работы!

– Я, – говорит, – каждое утро просыпаюсь и  у меня сразу  восхитительное настроение от того, что я увижу и вас, и Игоря…

 

Я бы сказала, что этот наш с Валентиной  и Игорем проект для меня озарен какой-то надеждой. Речь не о славе и  успехе, разумеется, нет. О чем-то более стоящем! Я и боюсь, и трепещу, и все равно  с радостью иду на каждую репетицию – подобранная как  скаковая лошадь. Сам процесс наших репетиций  – огромное наслаждение.  Очень надеюсь, что  подобные чувства испытывают и мои дорогие партнеры. Во всяком случае Игорь, заканчивая репетиции,  и всякий раз,  благодаря нас с Валентиной Викторовной, говорит: «Прекрасно! Восхитительно! Замечательно!».

А иногда разговаривает сам с собой: «Вот это да-а… Вот это сцена! Блеск!»

Ну,  а мы ему в этом не мешаем…

Елена Бычкова. Ленинград, 1960 год
Елена Бычкова. Ленинград, 1960 год
Елена Бычкова в спектакле "Дон Хиль Зеленые штаны"
Елена Бычкова (справа) в спектакле «Дон Хиль Зеленые штаны»
Елена Бычкова и Олег Белонучкин в спектакле "Варшавская мелодия"
Елена Бычкова и Олег Белонучкин в спектакле «Варшавская мелодия». Петрозаводск, 1966 год
Елена Бычкова в спектакле "Авантюристка"
Елена Бычкова в спектакле «Авантюристка». Петрозаводск, 1980 год

Фото из архива Театра драмы РК «Творческая мастерская»