Событием для нашей культуры стал балет на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди «Сон в летнюю ночь». Новый спектакль Кирилла Симонова в Музыкальном театре Карелии явил нам все признаки цельного художественного произведения, где хореографическое действие органично вплетено в окружающее световое и декорационное пространство.
Признанные мастера сценического оформления Эмиль Капелюш, Стефания фон Граурок, Александр Мустонен создали для восприятия хореографии очень яркую, воздушную и поистине театральную атмосферу.
Автор либретто Ольга Погодина-Кузьмина довольно хорошо разобралась в сложных и запутанных отношениях героев У. Шекспира (его комедия стала сюжетной основой балета), и информация для чтения перед просмотром балета получилась интересная и увлекательная. Но это было необязательно, потому что действие на сцене развивалось по своим законам, и взаимоотношения героев благодаря прекрасному исполнению солистов и кордебалета были понятны и логичны.
Достаточно смелым и оригинальным решением стало введение в балет драматических артистов из Москвы — Алексея Шутова на роль Оберона (царя фей и эльфов) и Анну Перелешину — Горчичного зерна. Текст Шекспира, произносимый во время дуэтов, четкая и ясная дикция делают честь А. Шутову и А. Перелешиной, их профессионализм здесь выше всяких похвал. Можно себе представить, с какими трудностями столкнулись эти артисты, выполняя танцевальные па и поддержки с балетными танцовщиками. Неизвестно, кому мы обязаны этой идеей, но она явно пошла на пользу спектаклю.
Впечатляет первый же выход главных героев – бег без музыки навстречу друг другу, и только когда Оберон (А. Шутов) поднимает Титанию (А. Мухортикова) на верхнюю поддержку, звучат первые ноты. С этого момента и до конца спектакля не отпускает ощущение какого-то водоворота, вихря разнообразных, не останавливающихся ни на минуту, танцевальных движений. Каждая сцена в этом калейдоскопе имеет свою определенную сюжетную составляющую и зритель, следя за этими хитросплетениями, каждый по-своему воспринимает происходящее. Бессмысленно пересказывать сюжет балета, нужно просто прийти в театр и воспринимать это театральное действие, наслаждаясь великолепным зрелищем.
В этом балете Кирилл Симонов не отказался от своего хореографического языка, но нашел много новых, ранее не использованных им хореографических идей, соединенных с новыми режиссерскими решениями. Интересным моментом был эпизод, когда переплетенные руки Оберона и Титании не могли расцепиться, как будто их судьбы были неразрывны. Проход Пака (Такахиро Цубо) по авансцене на согнутых в коленях ногах в самом начале (когда он был малышом). А когда он вырос и стал «хулиганом, насмешником и маленьким монстром», хореограф наделяет его вариации виртуозной вращательной техникой и высокими прыжками, которые танцовщик выполняет с необыкновенной легкостью. И у каждого персонажа в этом балете есть своя линия, из них и складывается общий рисунок задуманного балетмейстером действия.
Все четыре пары главных героев продемонстрировали виртуозное владение техникой дуэтного танца, здесь много архисложных, изощренных, почти акробатических поддержек, выполненных с легкостью и даже с каким-то изяществом. Алевтина Мухортикова завораживает своей царственной осанкой и яркой эмоциональностью, ее партнер А. Шутов, кроме того что вдохновенно доносит со сцены тексты Шекспира, очень прилично делает все поддержки и даже какие-то па.
По-новому открылась в партии Ипполиты очень пластичная и стильная Елена Головина. Также открытием стало исполнение партии Гермии Анастасией Лодде, фантастически легкой и выразительной танцовщицы. Татьяна Павлова (Елена), балерина ярко выраженного романтического плана, здесь показала, что может быть и гротесковой, и юмористичной.
Конечно, женские персонажи не могли бы так эффектно выглядеть без танцовщиков-партнеров. Ильшат Умурзаков уже прочно занял в труппе ведущее положение, и здесь, в партии Тезея, он продемонстрировал все свои лучшие качества – владение поддержкой, легкость и прыгучесть в вариациях. Иван Азанов, также один из ведущих танцовщиков, в техническом плане был на уровне своих партнеров. Не так давно пришедший в труппу Артур Геворгян хорошо понял стиль спектакля и также занял свое место в этом ансамбле солистов.
Нельзя не сказать о роли кордебалета в постановках К. Симонова. Помимо того, что их костюмы (а как мы знаем, визуальное в балете очень важно) были не хуже, чем у солистов, в каких-то эпизодах даже интереснее, идеально синхронное исполнение всех движений вызывает восхищение не только у зрителей, но и у профессионалов. Ясно просматривается четкая логика построения хореографических конструкций, удачное использование «канона» во всех массовых сценах усиливает общее впечатление от сценического действия. Художественный руководитель сумел привить артистам свою эстетику современного танца и отточил технику и все нюансы своей хореографии почти до совершенства.
В критической статье принято упомянуть о недостатках в постановке или исполнении, но здесь, как бы ни хотелось усмотреть какие-то огрехи, все выглядело очень достойно. За исключением, пожалуй, непонятных костюмов Елены и Гермии, похожих на нижнее белье во втором акте, и несколько затянутого свадебного марша в конце спектакля.
Эта постановка показала, что Кирилл Симонов находится в постоянном поиске новых идей и жанров, что развивает и укрепляет балетную труппу и поднимает ее творческий и технический потенциал на все более высокий уровень.
Фото Ирины и Владимира Ларионовых