Говорят, фестиваль «Воздух» станет последним. Кому и зачем он нужен и почему его не стоит сравнивать с «Нашествием»?
Размышления накануне фестиваля
Снова центр города опустел. Радио передает интервью с музыкантами, приехавшими на фестиваль, и прямые включения с аэродрома. Я сижу дома. Держусь: билет-то не куплен, сессия в разгаре… Но нет больше сил слушать радио. Всё, я с вами! Универ подождет. Тем более так получилось, что некоторые преподаватели и сами плясали неподалеку. Первый «Воздух» был незабываемым. Казалось, здесь собрались все твои друзья, а музыканты, особенно «Сплин» и «Чайф», отыграли свои лучшие концерты.
Фестивальная жизнь – это не просто череда концертов или выходные на природе. В это нужно окунуться. Ты переходишь от малой сцены к главной, занимаешь место поближе, слушаешь, танцуешь. Подпеваешь каждой песне любимой группы, взвешиваешь музыку, если прежде не слышал. Здесь ты точно познакомишься с новыми командами. Вряд ли ты пошел бы на их сольник, но на фесте они фееричны! Новички стараются больше всех: и хороводы со зрителями заведут, и каверы на известные песни исполнят, если вдруг их музыку не примут. Вспомните «ВИА Д. У. К.», «Still Pluto» в 2013-м году или «БББ АПОХ», «План Ломоносова», «Святослав & Band» в 2014-м. Бывает, что в сравнении с полузакрытывыми глазами и сдержанностью солистов-хедлайнеров, честно отыгравших свой сет за честный гонорар, эти новички запоминаются куда больше.
Но легендам ведь сложнее – у них летом сплошные фестивали. А здесь нельзя играть то, что хочется, о чем душа болит – новую программу. Публике подавай хиты. Каково было зрителям, когда Юрий Шевчук в прошлом году невозмутимо сыграл песни с альбома 2014 года «Прозрачный»? Вы не стояли рядом с теми, кто во всю мощь голоса кричал: «Юра, «Родину» давай!» А солист выдержал свою линию, молодец. Зато Сергей Галанин играл хиты. Их оказалось на два часа концерта, и многие под конец зевали.
Впрочем, незабываемых выступлениий маститых групп на «Воздухе» всегда хватало. Энергия Константина Кинчева на фестивале в «Авиаретро» передавалась под кожу. Никто не мог просто стоять. Зрители ликовали. Очаровал КняZz, который никогда не откажется исполнить с десяток песен «Короля и Шута». Зрители за это терпеливо слушают его сольное творчество. Разговорчивый Игорь Растеряев уже немыслим без задушевных баек, перед каждой песней. А что вытворяла Диляра Вагапова из «Мураками»! Она танцует, прыгает, играет в бубен, кокетничает с музыкантами, широко улыбается и при этом еще поет.
Надоела музыка? Бывает. Отойди в сторону – здесь полно развлечений. Игры, аттракционы, скалодром, тир, сувениры… А еще раньше играли волейбол (сейчас не хватает). Или просто пройдись по полю, поищи знакомых, с кем год не виделся. А когда ноги загудят, раскинь туристский коврик и загорай. Свобода и общение – главные слова этих дней.
Еще большим приключением «Воздух» становится, если здесь жить. Сначала нужно пронести еду, найти себе место в городке, а как правило, все занимают еще с утра. Но потом оказывается, места еще полно – палатки просто как-то ужимаются. А вечером можно пробовать заснуть, но точно не получится! На «Воздухе» спят по сменам, чаще всего под утро или днем. После закрытия главной сцены здесь начинается свой концерт. От костра к костру переходят знакомые всем местным жителям песни: «Кино», «Чиж», «ДДТ», «Чайф»… Все больше людей собираются в круг, звук нарастает. Откуда энергия, ведь эти же персонажи плясали у сцены почти весь день?! Нет, не уснуть. Да, ладно вам, выходные же…
***
Где молодые?
Мои знакомые пришли на первый «Воздух» студентами-первокурсниами, выпускниками. Кто-то сразу и надолго стал волонтером, кто-то просто полюбил фестиваль. Они здесь и остались. Удивительное наблюдение: сейчас на фестивале танцуют те же люди – наше поколение 30-летних. Эй, школьники-неформалы, рок-тусовщики, панки, вы вообще где? Здесь же на все вкусы музыка…
Вот и приходится организаторам приглашайть «Аййову», чтобы формат расширить. Может, новая аудитория придет. А заодно и просветится. Нельзя же в период взросления и осмысления мира, страны, себя не познакомиться с песнями русского рока.
Где подростки и студенты и почему русский рок с его поэзией и настрояшей, несинтетической музыкой сегодня не так востребован?.. Может быть, мы стали лучше жить, надоели проблемы. Родители ведь наши занимались тем, что выживали, кормили семьи. Мы искали ответы, поддержку. Часто находили ее в рок-поэзии. «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…», «Мои друзья всегда идут по жизни маршем и остановки только у пивных ларьков», «Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть», «И вроде бы он не предатель, он по-своему прав…», «Ты живешь в стране, где каждый пятый – вор/ Где сказать правду – то же, что навлечь позор»… Сегодня жизнь стала другой. Чего рвать нервы и гитарные струны?.. Благополучие и Интернет отвлекают от чего-то более серьезного.
***
Не конкурент!
Однажды побывала на «Нашествии». С этим фестивалем-мамонтом сравнивают наш «Воздух». Говорят, наш стал ненужным конкурентом. Твердое убеждена: не конкурент. Хотя бы по масштабу. На «Нашествии» вместится все 20 фестивальных площадок «Воздуха». Чтобы дойти до палаток карелов, там приходилось минут по десять плутать по улицам палаточного городка. По дороге обязательно наткнешься на пару валяющихся на земле уже счастливых зрителей. К сцене не приблизиться, если с утра не занять место. Пробки на въезде и выезде. Московский размах. Из выступлений запомнились «Смысловые галлюцинации» с оркестром и Пелагея. А в основном музыканты – вот что радует – те же, что у нас.
Чего придумали – конкурировать. Региональные фестивали доступнее для провинциалов, зачастую душевнее, нужнее. Но это решаем не мы… Какие бы препятствия ни вставали перед «Воздухом», он же себе место найдет, заполнит пустоту. Как феникс снова появится. И площадку найдет, когда его с поля попросят, и вернется спустя три года после закрытия. И вместо отказавшихся в последний момент от выступления «Чайфов» (в этом году) пригласит «Алису».
Но лучше историю фестиваля изучать не по текстам, а вживую. До встречи 19-21 июня!
Фото rk.karelia.ru