Интернет-журнал «Лицей»

Под счастливой звездой

Фото Виталия Голубева

Театру повезло: строительство возглавил человек уникальный  – Сергей Петрович Звездин, в жизни которого соединились именно те две профессии, которые помогли не только построить театр, но и руководить им долгие годы.

60-лет – возраст весьма почтенный и для человека и для театра. Эти десятилетия, как и любая жизнь, не могли быть ровным полем, взлеты и определенные кризисные моменты сменяли друг друга, но главный результат – Музыкальный театр Карелии живет и неизменно любим своими поклонниками.

 

Музыкальный театр Петрозаводска отсчитывает свой век с 1955 года, когда на площади Кирова вознеслось величественное, по-настоящему театральное здание, спроектированное архитектором Саввой Бродским и украшенное скульптурами Сергея Конёнкова. В нем обрели свой дом драматическая и музыкальная труппы. Однако ничто не появляется вдруг, на пустом месте, и рождение того театра, который полюбили жители города, имело свои предпосылки.

Как это ни парадоксально, колыбелью воплощения музыкально-театральной идеи в республике стал ГУЛАГ со «столицей» в Медвежьегорске. А может быть, в этом была и определенная закономерность, если вспомнить, что во времена царизма Олонецкая губерния была подстоличной Сибирью, куда ссылались осужденные, а в сталинскую эпоху  сетью исправительно-трудовых лагерей была опутана вся страна, куда попадала в общей массе и талантливая художественная интеллигенция. Она и составляла костяк тех артистических «самодеятельных» сил, которые способны были осуществлять и драматические, и музыкальные постановки. Из них и частично вольнонаемных в 1930-е годы сложился Центральный театр Беломоро-Балтийского комбината, способный поднять такие шедевры музыкальной классики, как «Кармен» Бизе, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Сила человеческого духа, высота творческого начала сохранялись и пробивали себе дорогу и в неволе.

В начале 1941 года театр перешел в ведение Комитета по делам искусств при Совнаркоме Карело-Финской ССР, что потребовало переформирования труппы и изменения названия: он стал Республиканским театром музыкальной комедии, который пополнился значительными исполнительскими силами. И среди них были такие талантливые деятели довоенного театра, как Константин Милютин-Савич, Алексей Феона и начавший свою блестящую карьеру будущий очень известный в стране солист Московской оперетты Николай Рубан.

Николай Рубан оставил незабываемый след в культуре Карелии не только прекрасным голосом, но и литературной деятельностью – участием в написании либретто двух карельских опер – «Сампо» Леонида Вишкарева и «Кумоха» Рувима Пергамента, а также книгой «Всю войну на колесах…». Эта  документальная повесть рассказывает о деятельности театра в годы войны. И хотя театр вскоре после начала войны эвакуировался в Беломорск, превратившийся во временную столицу республики, настоящего помещения для спокойной работы у него не было, да и какой покой может быть в военной обстановке? Постоянные разъезды труппы (полностью или отдельными бригадами), выступления перед воинами Карельского фронта и моряками Мурманской флотилии, поездки в далекие города Советского Союза – всё это было архитрудно, но необходимо, и каждый это понимал. Творческая жизнь продолжалась.

В 1944 году с освобождением Петрозаводска от фашистов театр попытался вернуться в столицу, но полная разруха вынудила ненадолго перебраться в Сортавала, однако и здесь были свои проблемы/ В итоге в 1948 году театр перестал существовать.

Статус союзной, каковой была Карело-Финская республика в тот период, позволял надеяться на то, что в ее столице появится настоящий музыкальный театр. И надежды оправдались, его строительство началось в 1952 году и завершилось в 1955-м. Возглавил строительство человек уникальный  – Сергей Петрович Звездин. В его жизненном пути счастливо соединились именно те две профессии, которые помогли ему не только построить театр, но и руководить им в качестве первого директора долгие годы. Перед войной Звездин успел поучиться в Ленинградском театральном институте, а по окончании войны жизнь заставила приобщиться к строительному делу, где он проявил незаурядные организаторские способности.

Сергей Коненков, Савва Бродский и Сергей Звездин на строительстве нового театра

После вынужденного перерыва музыкальную труппу театра надо было создавать заново. И в этом Звездин оказался незаменимым, найдя нужных людей. Главным режиссером стал Лев Вилькович, главным дирижером – Борис Пинский. Основу артистической труппы составили молодые выпускники московских вузов, в частности, проработавшие затем в театре многие годы и, можно сказать, отдавшие ему свой талант Нина Полагаева, Алла Бондаренко, Дмитрий Утикеев. Влились и уже заявившие о себе актеры – Виталий Клиш, Анатолий Шеронов и классический комик Московского областного театра оперетты Залман Эстрин.

Первые солисты балета приехали в Петрозаводск из Одесского театра оперы и балета: Светлана Степанова, Карина Куперман и ставший затем балетмейстером Константин Ставский. Хор и оркестр формировались из выпускников Петрозаводского музыкального училища с постепенным расширением этих коллективов за счет приезжих музыкантов.

Открытие театра состоялось 5 ноября 1955 года премьерой оперетты И. Дунаевского «Вольный ветер». Можно сказать, что жанр оперетты превалировал в репертуаре: лучшие образцы советской оперетты, европейская классика. Но  опереттой театр не довольствовался. Уже в первом сезоне был показан и самостоятельный балет – «Соперницы» П. Гертеля, за ним последовали другие, хотя балетная труппа была небольшой. Но огромное желание танцовщиков работать помогало преодолевать закономерные трудности.

«Вольный ветер». Стелла — Л. Перевощикова, Георг Стан — А. Шеронов

Небывалому подъему театра способствовала подготовка к самой значительной Декаде карельского искусства и литературы, состоявшейся в 1959 году в Москве. Театру в рамках декады отводилась особая роль: он готовил к выпуску два национальных спектакля – оперу Рувима Пергамента «Кумоха» по мотивам карельских сказок и балет Гельмера Синисало «Сампо». Для их полноценной постановки необходимо было существенное пополнение оркестра и хора, вдвое увеличился состав балетной труппы, в которую были приглашены молодые танцовщики, окончившие Московское, Ленинградское и Пермское хореографические училища. Премьеры спектаклей состоялись: в январе (опера) и в марте (балет), но еще долго они совершенствовались, оттачивались.

Декада проходила в августе, оба спектакля имели большой успех, хорошую  прессу. И немудрено: каждый из них создавался постановочной бригадой, о какой можно было только мечтать. Опера ставилась народным артистом СССР Николаем Смоличем в тандеме с дирижером, заслуженным артистом России Исаем Шерманом и карельским художником Лео Ланкиненом.  Над созданием  балета трудились  молодой балетмейстер из Москвы Игорь Смирнов как автор либретто и хореограф-постановщик, дирижер И. Шерман и художник А. Шелковников.  Блестяще проявили себя все солисты – Алексей Селезнев, Василий Ловковский, Ирина Гридчина, Залман Эстрин, Анатолий Шеронов и Дмитрий Утикеев в опере, Светлана  Губина, Светлана Степанова, Владимир Мельников, Юрий Сидоров, Роза Шишова и другие в балете. Знаменательно и то, на каких сценах показывались спектакли: «Кумоха» – в Театре имени Е. Вахтангова, «Сампо» – на сцене филиала Большого театра. Постановка и широкое признание этих спектаклей для Музыкального театра стали неоспоримыми фактами исторического значения.

Итоги декады окрылили всех участников этого грандиозного праздника карельской культуры. Стали появляться новые жанровые выходы. Были и неудачи, путь поисков и ошибок естественен во всяком деле, но творческий дух не иссякал, ведь задел оказался очень продуктивным. И уже проявившие себя солисты, и пришедшие  в труппу новые вокалисты – Ирина Гридчина, Виктор Каликин, Рауза Сабирова, Павел Паровишник, Владимир Красильников, Нелли Зольникова, Алексей Селезнев, Владимир Шишкин, Валентина и Валерий Матвеевы, и артисты балета способны были осуществить постановки произведений мировой классики. Это стремление было поддержано и новыми художественными руководителями — режиссером Валентином Валиным и дирижером Юрием Проскуровым.

Балетмейстер Игорь Смирнов начал обновление с «Лебединого озера» П. Чайковского (1960 год), а череду оперных постановок открыла, пожалуй, самая любимая опера большинства поклонников жанра – «Травиата» Дж. Верди (1962).  Далее последовали «Жизель» А. Адана, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Тропою грома» К. Караева (в балете), «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Евгений Онегин» (в опере).

Рауза Сабирова в «Травиате». 1962 год

Значительным событием в жизни театра стала постановка героической оперы К. Листова «Дочь Кубы» (1962), осуществленная перешедшим в ранг режиссера Д. Утикеевым. Опера не обладала большими художественными достоинствами, потому она ненадолго задержалась в репертуаре театра, но люди старшего поколения помнят, с каким соучастием наш народ воспринимал борьбу Кубы за свободу и независимость. А главным персонажем своей оперы авторы сделали подлинную героиню Острова Свободы Анхелу Алонсо. Восторг публики буквально зашкаливал, когда на сцене театра появилась сама героиня, приехавшая в Карелию.

Но все же большую часть репертуара театра продолжала составлять оперетта. Лучшая западная классика, представленная сочинениями И. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара, Ж. Оффенбаха, перемежалась с опусами советских композиторов – маститых (И. Дунаевского, Н. Стрельникова, В. Соловьева–Седого, Ю. Милютина) и более молодых (В. Баснера, Г. Канчели, Г. Гладкова, А. Журбина). Многие годы сотрудничал с театром Марк Самойлов. Увидела свет рампы и карельская оперетта – «Возраст женщины», созданная Г. Синисало и А. Голландом.  Операм отводилась меньшая роль, из классики это были «Паяцы» Р. Леонкавалло (1975), одноактные «Счастливый обман» Дж. Россини и «Колокольчик» Г. Доницетти (1982), его же «Любовный напиток» (1989).

«Меч кузнеца». Тимофей — В. Красильников, Марри — В. Матвеева

Особое место периодически отводилось произведениям, связанным с карельской тематикой, но заказывались они теперь не карельским композиторам. В 1972 году была поставлена опера ленинградского композитора Юрия Зарицкого «Меч кузнеца», литературной основой которой послужила пьеса Д. Щеглова «Девичье озеро».

Эта постановка была приурочена к празднованию 50-летия вхождения республики в состав России. В ней нашли отражение события русско-шведской войны, с ее трагическими отголосками на земле карелов.  Выпавший на долю Зарицкого почетный заказ не был случайным – композитор и автор либретто Лев Куклин многие годы работали в Карелии и были хорошо знакомы с жизнью и фольклором народов этой заповедной территории. Опера удалась, она органично вписалась в  путь, открытый в сороковые-пятидесятые годы авторами первых карельских опер Л. Вишкаревым и Р. Пергаментом.

Артисты театра с энтузиазмом работали над сценическим воплощением оперы, которое осуществили режиссер Дмитрий Утикеев, дирижер Лео Балло и художник Виктор Скорик. Незабываемые образы были созданы И. Гридчиной, И. Поповой, П. Паровишником, Р. Сабировой, Н. Яковлевской, В. Матвеевой, В. Красильниковым и В. Шишкиным.  Историко-героическая тема, идея братства народов в борьбе с иноземцами – все это расширило содержательный аспект и обогатило возможности актерских образных трактовок.

Более скромный итоговый результат дала постановка другой оперы, связанной с местным материалом, – «Красные гроздья рябины» (1980), заказанная московскому композитору В. Гроховскому, ее жизнь на сцене была недолгой.

 

В 1976 году на сцене нашего театра впервые появился мюзикл. И в последующие годы он периодически смело заявлял свои права на место в репертуаре. Труппе театра, разнообразно проявившей свои творческие возможности, нетрудно было приобщиться и к особенностям этого жанра. В итоге мюзикл занял законное место в репертуаре театра, обретя несколько очень удачных постановок, а к числу непревзойденных можно отнести  мюзикл Дж. Бока «Скрипач на крыше», где во всей полноте раскрылся в роли Тевье талант Алексея Преснякова. Это был настоящий праздник для всей труппы.

Однако в жизни театра было и немало проблем. На отдельные постановки приглашались новые режиссеры, но они, как правило, надолго не задерживались. К счастью, более благоприятной была ситуация с актерским пополнением труппы. Щедро и многогранно раскрывались таланты Нины Болдыревой, Бориса Кучинева, Любови Дементьевой, Валентины Матвеевой, Вячеслава Леонова, Владимира Карпенчука, Любови Ларичевой, Анатолия Усиченко, Валерия Дворникова, Игоря Елькина, Людмилы и Владимира Недвижай.

 

Балетная труппа, существенно пополнившаяся при подготовке к декаде усилиями Игоря Смирнова, ставшего на несколько лет главным балетмейстером, тоже работала интенсивно. Смело ставилась не только классика, в эти годы афиша театра радовала, кого-то удивляя, кого-то настораживая обращением к более современным сюжетам.

В 1971 году М. Мнацаканян, периодически исполнявший обязанности главного балетмейстера, поставил спектакль под названием «Перекресток», соединивший четыре одноактных балета на музыку Д. Шостаковича, Г.-Ф. Генделя, Б. Бартока и  Э. Лекуоны. Они не только раскрывали сильные, подчас бьющие через край эмоции, но и демонстрировали новую хореографическую лексику модерна. Отныне она постепенно становится естественным языком многих современных спектаклей, в корне меняя привычную для танцовщиков пластику. Не всегда это легко получалось, но они понимали, что без обновления жизнь балета невозможна, и в итоге принимали этот поворот. «Перекресток» создавался в тандеме с ныне знаменитым сценографом Борисом Мессерером.

«Перекресток». С. Губина и Ю. Сидоров

 

В балете замечательно работали Светлана Губина, Клара Заславская, Людмила Нивина, Ирина Тольская, Юрий Сидоров, Борис Кириенко. Во всю силу развернулся драматический талант Натальи Гальциной. Так балет петрозаводского театра вышел «на передовые рубежи современной хореографии».

Продолжавшееся содружество Смирнова и Синисало тоже привело к созданию балета на современную тему – «Сильнее любви», а затем и ко второму национальному балету – «Кижской легенде». Годы работы в Карелии Игоря Смирнова составили особую эпоху в деятельности нашего театра. Как всякая яркая творческая личность, именно он сделал карельский балет органической частью советского хореографического искусства.

 

«Сампо». Невеста — Н. Гальцина, Илмаринен — В. Мельников

Но не все было гладко. Непростыми для балета оказались 80-е годы, когда даже присутствие таких замечательных танцовщиков, как Наталья Гальцина, Олег Щукарев, Андрей Ратнер, не спасало труппу, ибо не было настоящего лидера-балетмейстера.

В 2004 году впервые появился в театре и вскоре по праву возглавил балет Кирилл Симонов. Его дарование многогранно, мощно, он смело раскрывает свой дар в различных стилевых решениях, что в итоге не может не радовать истинных поклонников балета. Как правило, не всех  устраивают  новации, не всегда легко воспринимается ставшая характерным явлением последних десятилетий так называемая бессюжетность, но многообразие современных стилевых явлений не может обойти ни один театр, если он чувствует пульс жизни, и Симонов это понимает.

Серьезной проверкой на прочность стали три года капитального ремонта, когда труппе приходилось ютиться на крошечной сцене гостиницы «Маски». Конечно, кто-то из актеров покидал театр, но самые стойкие испытание выдержали. И в этих условиях труппа проходила очередную, поистине революционную перестройку. На капитанском мостике театра в этот момент оказалась Ирина Русанова, поставившая своей главной задачей сделать основным содержанием репертуара оперу и балет. В значительной мере ей это удалось.

Незадолго до того вокальную труппу пополнили молодые певцы, в частности, выпускники Петрозаводской консерватории Елена Полиенко, Марина Жаркевич, Анна Ананьина, Алексей Яковлев, Сергей Ермолаев. Не для всех из них театр стал родным домом, но многие остались. В 2006 году в театре появилась еще одна выпускница нашей консерватории – Надежда Павлова, обладательница красивого сопрано и редкого по выразительности  артистического обаяния, к сожалению для нас, через несколько лет ставшая солисткой Пермского академического театра оперы и балета.

«Фиалка Монмартра»

 

Давно известно, что руководить театром, вести его по пути высоких художественных свершений может только истинный большой художник, что подтвердила и история нашего театра. Им руководили люди разных организаторских потенциалов и меры настоящего понимания специфики устройства такого сложного организма, как музыкальный театр. После Звездина, стоявшего у руля театра 22 года, их сменилось восемь…

Еще чаще менялись режиссеры, балетмейстеры, дирижеры. В принципе, это естественно. Охарактеризовать всех невозможно в рамках данной статьи, но за наиболее долгие годы пребывания на посту директора нельзя не назвать Евгения Столова (1981 – 1997 гг.), из режиссеров – Владимира Шестакова (1985 – 1997) и, конечно, Дмитрия Утикеева, который в недрах театра, получив вторую профессию, перешел из актерского статуса в режиссерский.

На дирижерском посту было немало талантливых людей, начиная с Бориса Пинского. А затем в разные периоды с коллективом работали незабываемые Исай Шерман и Юрий Проскуров, Лев Ковалев, Михаил Виноградов, Леонид Балабайченко, Владимир Стачинский, Сергей Иньков. Но никто по продолжительности не может сравниться с Лео Балло (1966 – 1985). Главные и необходимые качества для дирижера – сильная творческая воля и то, какой особый импульс он посылает исполнителям. Непререкаемой волей он, может быть, не обладал, и не всегда безупречно у него звучал  оркестр, но его яркая музыкальность всегда побеждала. Являясь хорошим пианистом и получив немалый концертмейстерский опыт, он отлично работал с вокалистами. Венгр по крови, умело проявляя себя в различных жанрах, Лео Золтанович больше всего склонялся к оперетте, которая и господствовала в репертуаре театра несколько десятилетий.

Полноценным делают творческий процесс в музыкальном театре два важнейших коллектива – хор и оркестр. Первый, без которого не обходится почти ни одна опера, достиг под руководством многолетнего руководителя Александра Зорина больших исполнительских высот, и постоянные посетители театра не могли этого не заметить. Второй незаменимый участник спектаклей, хоть он и скрыт в оркестровой яме, но прекрасно слышен всегда (правда, изредка заменяется фонограммой)… Каждая постановка готовится на протяжении месяцев, и работает в это время с артистами славный отряд пианистов-концертмейстеров. Сколько их было за 60 лет, не сосчитать, но без них не было бы ничего. Слава и хвала ушедшим и ныне не покидающим классов! Одна из них, заслуженный работник культуры Карелии Елена Леонтьева, отмеченная особо художественным руководителем оперы, отдала театру 44 года.

За кулисами театра трудится много подразделений, служители которых помогают артистам обрести сценический успех. Художники-декораторы, бутафоры, портные, костюмеры, гримеры, реквизиторы, осветители, рабочие сцены – все вплоть до бухгалтеров, администраторов, капельдинеров в момент театрального торжества были приглашены на сцену.

 

Праздник 60-летия театр отметил двумя грандиозными концертами, один из которых был полностью посвящен вокальным жанрам (4 ноября), другой – балету (6 ноября). Сказать, что оба вечера прошли с огромным успехом, – не сказать ничего. По тому, как воспринимал зал предложенные программы, все, что услышали и увидели зрители, погрузило их в особое состояние эйфории и восторга. И организация каждого, и исполнение были осуществлены на таком высоком художественном уровне, которому может позавидовать любая столичная сцена. Конечно, для торжества отбирались лучшие фрагменты из спектаклей. Появилась даже мысль о том, что каждая программа может стать предметом гастрольных выступлений. Содержательно они совершенно индивидуальны.

Юрий Александров вел гала-концерт оперы

Сценарий оперно-мюзикло-опереточной программы, созданной завлитом театра Юлией Генделевой, драматургически продуманный во всех деталях, проследил историю театра от истоков до наших дней. Рассказчик, роль которого исполнил художественный руководитель оперы и режиссер-постановщик данной программы народный артист России Юрий Александров, вел гостей по важнейшим вехам театральной жизни. Когда в повествование включались актеры, возникала иллюзия настоящего спектакля.

Вербальная часть сопровождалась показом фотографий, видеоклипов, но в центре событий была, конечно, музыка – арии и сцены (сольные и с участием хора) из лучших спектаклей. Эльвина Муллина, Нина Болдырева, Евгения Гудкова, Наталья Ландовская, Ольга Маслова, Анастасия Аверина, Жанна Запольская, Елена Полиенко, Марина Жаркевич, Андрей Блаховский, Вячеслав Терентьев, Павел Полянинов, Александр Стрелков, Павел Назаров, Ринат Чуганаев, Вячеслав Хавренок, Иван Подойников, Чингиз Кадыров – весь основной состав труппы предстал перед зрителями. На праздник смогли приехать и некоторые из тех, для кого наш театр стал колыбелью их последующей исполнительской  деятельности: Сергей Ермолаев, поющий теперь в Санкт-Петербургском музыкальном театре «Зазеркалье», и незабываемая Надежда Павлова,  которая теперь украшает пермскую труппу. Она приняла участие и в балетной программе, исполнив труднейшую арию Виолетты из вердиевской «Травиаты», наполнив ее такой эмоциональной глубиной и тонкими  оттенками вокальной палитры, нечасто встречающимися в трактовке этого шлягера, что память сохранит их навсегда.

Открыл вечер оркестр увертюрой к опере Исаака Дунаевского «Вольный ветер», первой премьерой 5 ноября 1955 года, ознаменовавшей рождение театра. За дирижерским пультом двух концертов стояли Михаил Синькевич, Алексей Ньяга, Александр Зорин и Виктор Левчук.

 

Поистине триумфально выступил в своем гала-концерте балет. Хотя в наше время современные эпитеты подобного рода, когда каждый ступивший на подмостки легко превращается в звезду, настолько стерлись, что утратили свою ценность, в данном случае это было действительно триумфально.

Героем  вечера  закономерно стал  художественный руководитель балетной труппы, заслуженный деятель искусств Карелии Кирилл Симонов. Именно он с помощью ассистента Екатерины Климковой (Мариинский театр) и педагогов-репетиторов Ларисы Ивановой, Елены Сагындыковой и Алексея Зарицкого привел труппу в ту форму, которой она владеет в данный момент, пополнил ее прекрасными солистами – заслуженной артисткой Карелии Алевтиной Мухортиковой, Иваном Азановым, Анастасией Лодде, Василием Сидоренко, Юки Окоти, Эриной Сакамото, Екатериной Рыбчиной, обладающими фантастической прыгучестью Мотоя Араки и Такахиро Цубо, Марией Заболотной, Артуром Барановым, Артуром Геворгяном: что ни танцовщик, то явление!

Исполнением «Вальса» из балета Чайковского «Спящая красавица» своих старших коллег поздравили учащиеся детской балетной студии под руководством заслуженной артистки России и Карелии Натальи Гальциной. В программе приняли участие приглашенные танцовщики Анастасия Чумакова из Литовского Национального театра оперы и балета и заслуженный артист России Игорь Колб (Мариинский театр Санкт-Петербурга). Гости солировали в показе второй картины балета «Лебединое озеро», Анастасия Чумакова также исполнила «Умирающего лебедя» на музыку К. Сен-Санса, а Игорь Колб и Алевтина Мухортикова в адажио из балета «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова показали исполнительский класс экстра-уровня, оставив зрителей с загадкой – каким образом танцовщики, принадлежащие разным труппам, достигли такого единения в ансамбле?

Адажио из балета «Шехерезада» Римского-Корсакова — Алевтина Мухортикова и Игорь Колб

Как своеобразный отдельный номер под названием «Балет: встреча поколений» был задуман и исполнен в конце первого отделения выход на сцену ветеранов балета. Почтение к минувшему и трогательное внимание к тем, кто посвятил театру профессиональную жизнь, дорогого стоит.

Остается пожелать театру  многие лета и новых творческих успехов на радость своим верным поклонникам.

Фото Виталия Голубева и из архива Музыкального театра Карелии

Exit mobile version