28 апреля исполняется 55 лет заслуженной артистке России, лауреату высшей национальной театральной премии «Золотая маска» Любови Бирюковой.
Любовь Алексеевна Бирюкова работает в Театре кукол Республики Карелия с 1983 года после окончания Горьковского театрального училища, и с начала 2000-х годов заняла лидирующее положение в труппе театра.
Как актриса-кукольник Любовь Бирюкова виртуозно владеет всеми системами кукол, но не перестаёт совершенствовать свою технику. Высокопрофессионально работает в живом плане, органична, заразительна, обладает прекрасными вокальными данными. В спектаклях текущего репертуара. как правило, исполняет ведущие роли. За весь период работы ею сыграно более 200 ролей.
Актёрские работы Любови Алексеевны в разные годы многократно получали республиканские театральные премии, высоко оценивались театральными критиками. На рубеже веков актриса раскрылась в качестве режиссёра-постановщика. Ею поставлено более 20 спектаклей текущего репертуара театра, многие из которых получили положительную оценку критиков и зрителей. От спектакля к спектаклю творческое мастерство режиссёра продолжает расти.
Режиссёр Любовь Бирюкова хорошо умеет то, что мало кто умеет из современных режиссёров-кукольников: ставить для маленьких детей. Её «Малышкины забавы» имеют возрастной ценз с полутора лет, «Дедушкина рукавичка» — с года до трёх, «Полянка» — с двух, премьера этого сезона «По щучьему велению» — с трёх.
Как актриса и режиссёр Любовь Бирюкова обладает ещё одним уникальным и редким даром — она способна сама играть в собственных спектаклях без всякого снижения качества актёрской игры! Можно вспомнить такие её роли в собственных спектаклях, как Умка в спектакле «Умка», Локки, Хийси, Илматар и Мать Куллерво в спектакле «Куллерво», Солнышко в спектакле «Солнышко и снежные человечки», Мама, Акула, Горилла, Слоны и т.д. в спектакле «Добрый Бармалей», Мать, Кошка Мурёнка, Старуха Горюха, Собака, Серебряное копытце в спектакле «Серебряное копытце», Старшая феечка, Лошадь, Утка, Петух, Жаба, Свинья, Щука в спектакле «Сказка о глупом мышонке» и многие другие. Многие из этих ролей актриса играет до сих пор.
Заслуженная артистка России Любовь Бирюкова награждена многочисленными почётными грамотами, дипломами, удостоена всех мыслимых наград и званий. Но главной наградой для неё как для профессионала стало вручение в 2007 году высшей национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа актера в театре кукол» за роль Капитолины в спектакле «Золоченые лбы» (режиссер Алексей Смирнов, художник Екатерина Петухова, композитор Александр Леонов). В этом спектакле Любовь Бирюкова – ведущая актриса, через ее игру аккумулируются и передаются залу мысли автора, в ней, по словам критика Бориса Гущина, наиболее органично соединяются «внутренний свет, естественность и подлинное актерство». Спектакль «Золочёные лбы» играется уже более десяти лет, но именно благодаря актёрской работе Любови Алексеевны он сохранился и даже вырос: её можно по праву назвать соавтором спектакля, ведь и в репетиционный период спектакля, и в его дальнейшей эксплуатации пригодился режиссерский опыт актрисы.
Бывает, что после признания заслуг актёр творчески успокаивается, но к Любови Бирюковой это не относится. Наоборот, в последние пять лет наиболее полно раскрылось зрелое мастерство актрисы, многогранность ее таланта и как актера-кукольника, и как драматической, комедийно-драматической актрисы, и как режиссёра.
В 2011 году Любовь Бирюкова создала сложнейший образ Кабанихи в моноспектакле «Гроза» по мотивам пьесы А. Островского, который потребовал от актрисы мастерства драматической актрисы, напряжения всех профессиональных сил, готовности рисковать, способности говорить со зрителем очень искренне и об очень страшном. В 2012 году — образ Селии Пичем в уличном спектакле «Трехгрошовая опера» по Б. Брехту. Хотя это роль кукольная, но система штоковых марионеток не скрывает от зрителя лица актрисы, добавляя в сложные переплетения персонажей ещё и линию актёрского отношения к своей кукле, которая в данном случае была контрапунктной.
В начале 2014 года Любовь Бирюкова сыграла драматическую и тяжелейшую по энергетическим затратам роль Шута в спектакле «По Шекспиру», который пускается в страшный и бессмысленный путь, чтобы помочь суду достоверно восстановить состав преступлений и раскопать истории студента на вакациях Гамлета, честолюбивого вояки Макбета и короля без королевства Лира. Но кто он на этом процессе: прокурор, адвокат или жертва обстоятельств, он и сам забыл.
В том же 2014 году, но уже в следующем театральном сезоне, Любовь Бирюкова вместе с заслуженной артисткой Карелии Татьяной Мацкевич и актрисой Ириной Будниковой создала технически очень сложную роль жадной и лицемерной Мельничихи в спектакле «Волшебный платочек». Мельничиха, безусловно, становится центром этого спектакля, ведь наибольшие перемены в спектакле происходят с этим персонажем.
В 2015 году Любовь Бирюкова вместе с Татьяной Мацкевич сыграла удивительно тёплую и живую роль Зины в спектакле «Железо». В этом спектакле актриса ещё играет ангела небесной мастерской живым планом и виртуозно работает с «Запорожцем», который в этом спектакле не декорация, а главная кукла, и танцует, и поёт. Работа в этом спектакле требует от актрисы профессиональной точности, напряжения всех актёрских сил, умения слышать партнёров, быть с ними единым целым. Актёрская игра в спектакле «Железо» настолько живая и заразительная, что благодаря ей сцена и зал словно становятся единым вспоминающим и переживающим организмом. В этом спектакле от каждого участника востребовано уникальное театральное качество: работа в команде.
В 2016 году Любовь Бирюкова исполнила небольшую эпизодическую роль Козы в спектакле «Федорино горе». Актриса говорила как-то в интервью: «Для меня не важно, значима ли моя роль для зрителя или это эпизод. Я всегда помогаю своей кукле блистать», и её Коза — отличный пример этого высказывания.
Актриса Любовь Бирюкова в прекрасной творческой форме, полна сил и энергии. Впереди у неё новые роли, новые постановки и новые победы!
Фото предоставлены Театром кукол РК