Если бы я была поэтом, то написала бы оду артистам кордебалета, особенно артисткам.
Поставленный в Музыкальном театре Карелии «Фокин-Гала», состоящий из сочинений великого реформатора балета XX века Михаила Фокина, демонстрирует два шедевра кордебалетного танца.
«Кордебале́т (фр. corps de ballet) — артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера; ансамбль из танцовщиков и танцовщиц, в балете, а также опере, оперетте и мюзикле. По своей функции кордебалет подобен хору в опере. Солирующий артист, который ведет танец, называется корифей, вокруг него и группируется кордебалет. Искусство кордебалета требует предельной групповой слаженности и точности движений. Танец кордебалета аккомпанирует танцу балерины, премьера и других солистов, обрамляет его. В классическом балете традиционно большую роль играет женский кордебалет. Разнообразные массовые танцы с множеством живописных позировок играли большое значение в постановках Артура Сен-Леона — так что хореографа даже критиковали за их избыточность. Из сохранившегося наследия XIX века шедеврами хореографии считаются «Молитва виллис» из II акта балета «Жизель» (хореография Жана Коралли в редакции Мариуса Петипа), «Выход теней» из «Баядерки» и «Картина нереид» из «Спящей красавицы» Мариуса Петипа, «Картина лебедей» из «Лебединого озера» в постановке Льва Иванова» (из Википедии).
Несколько суховатые формулировки не отражают всей значимости кордебалетных сцен в постановках русского классического наследия. «Акт теней» в «Баядерке», «Виллисы» в «Жизели», II акт «Лебединого озера» вполне самодостаточны. Они имеют самостоятельную, непреходящую ценность и могут существовать отдельно от спектаклей, частью которых являются. Это уникальная составляющая нашего балетного наследия, которая явилась фундаментом и условием развития всего мирового хореографического искусства.
Последний по времени (премьера состоялась 6 марта 2016 года) поставленный балетный спектакль в нашем театре «Фокин-Гала», состоящий из сочинений великого реформатора балета XX века Михаила Фокина, как раз демонстрирует два шедевра кордебалетного танца.
Романтический лирический бессюжетный балет-сюита «Шопениана» впервые поставлен в Мариинском театре 10 февраля 1907 года на благотворительном вечере, посвященном Фредерику Шопену. Было несколько вариантов названий балета, прежде чем он стал тем, чем он остался на века в мировом балетном искусстве. «Романтические грезы», «Балет на музыку Шопена», «Гран па на музыку Шопена». И только 19 февраля 1909 года на афише значилась «Шопениана». А 2 июня 1909 года в театре «Шатле» в Париже состоялась премьера балета с участием Тамары Карсавиной, Анны Павловой и Вацлава Нижинского. Это были «Русские сезоны» Сергея Дягилева.
В нашем спектакле 27 мая главные партии исполнили заслуженная артистка Карелии Алевтина Мухортикова, Екатерина Рыбчина (первое выступление), Юка Идзуми и Артур Баранов. Свежие декорации, воздушный свет, прекрасные костюмы дополняли профессиональное, чистое исполнение хореографии. Было заметно, что хорошо поработали над стилем, ведь эта сотканная из неуловимых нюансов постановка великого мастера поддается не всем. Необходимо иметь особый строй души, чтобы понять всю красоту и возвышенность замысла балетмейстера. В этом произведении есть все: и кружевные вязи перестроений танцовщиц, и качающиеся, как от ветра, руки, и полетные прыжки, и вихревые вращения. Предельная музыкальность каждого движения, полное слияние танца и музыки рождают чувство нереального! А исполнение артистов, создавших великолепный ансамбль, заслуживает всяческой похвалы. Эта танцевальная картина получилась как произведение высокого искусства.
Вторая, реже исполняемая хореографическая картина «В волшебных садах Наины» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» тоже была представлена в этом вечере. Воздушная, полетная хореография этого оригинального номера с легкостью давалась солисткам Юки Окоти, Анастасии Лодде и Мами Такада. А некоторые необычные прыжки (типа подскоков) придавали изящество и игривость всему действию. И здесь артистки кордебалета были тоже на высоте.
Во многом успех балетной постановки зависит от качества кордебалетных танцовщиц – как слаженно они делают свои движения, как чувствуют рядом стоящую артистку. Это очень сложное дело, требующее особых навыков, умений и, я сказала бы, таланта. Даже солисты не все могут освоить танец в кордебалете. Здесь важно все: и ровность исполнения (надо держать линии), высота рук и ног и, главное, одинаковое понимание и восприятие музыки.
Танец в кордебалете достигается огромным репетиционным трудом (впрочем, как и всё в балете), огромным количеством повторений, каждый раз требующих от танцовщиц предельной концентрации и внимания. И многое, конечно, зависит от репетитора, от его профессионализма и умения добиться желаемого результата. В данной постановке это была балетмейстер из Санкт-Петербурга Екатерина Ковалева. Самоотверженность, с которой работают артистки кордебалета нашего театра, заслуживает всяческого уважения, не им достаются главные аплодисменты и цветы, но ведь их труд не менее, а в некоторых случаях и более сложен, чем у солистов.
Так что Vivat Kordebalet!
Фото Музыкального театра РК