Интернет-журнал «Лицей»

Лёгкий жанр великой страны

Классики советской оперетты Дунаевский, Милютин, Листов, Стрельников делали радостнее нашу торжественно пафосную, но бедноватую жизнь.

О вечере советской оперетты «Нестаромодная комедия» в Музыкальном театре Карелии. Авторы сценария – Сергей Пантыкин, Юлия Генделева. Режиссер – Сергей Пантыкин. Дирижер-постановщик – Сергей Иньков.

 

«В буднях великих строек,

В веселом грохоте, огнях и звонах…»

      Д’ Актиль. Марш энтузиастов

 

«Мы будем петь и смеяться как дети,

среди упорной борьбы и труда».

       Лебедев-Кумач. Марш веселых ребят

 

 С опереттой я познакомился в позднем детстве и полюбил ее навсегда. Каждое лето Московский театр оперетты переезжал из своего старинного здания на большой Садовой (сейчас на этом месте Театр Сатиры) в Зеркальный театр сада «Эрмитаж» и гастролировал там до глубокой осени. С папой и мамой я бывал летом в Москве, и мы видели ряд спектаклей с начинающей Татьяной Шмыгой: «Фиалка Монмартра» (Виолетта – первая ее роль в театре), «Белая акация», «Поцелуй Чаниты». Чуть позже были «Цирк зажигает огни» и «Москва-Черемушки». Оперетты все, за исключением «Фиалки», советские. Мне даже посчастливилось увидеть Ярона в «Сильве».

Если от женщин – Т. Шмыги и ее дублерши А. Котовой – я был в восторге, то из мужчин тогдашней советской оперетты кумиром был Владимир Шишкин. Как танцевал и прыгал его Бони!

Приехав в Петрозаводск учиться, я тут же пошел в оперетту. Давали «Летучую мышь». И сразу наш комик Залман Эстрин полюбился мне больше всех остальных опереточных комиков.

Петрозаводск был ярким опереточным городом – под этим определением понимаю исключительно музыкальное искусство. В Музыкальном театре Карелии оперетта всегда собирала полный зал. Опера и балет ставились в сезон не более одного раза, преобладала оперетта – причем советская.

Была даже карельская оперетта «Шуми, наш лес» К. Листова. И он, хотя не очень громко, действительно шумел. «Ребята настоящие» А. Голланда: конечно же, наши ребята были лучше всех в СССР. «Возраст женщины» Г. Синисало и А. Голланда – карельские женщины тоже были на высоте. Да и знаменитая «Кумоха» Р. Пергамента скорее оперетта, нежели опера.

Классики советской оперетты И. Дунаевский, Ю. Милютин, К. Листов, Н. Стрельников делали нашу торжественно пафосную, но бедноватую жизнь радостнее, лучезарнее, оптимистичнее. В оперетте почти не было идеологии, хотя либретто одной из лучших советских оперетт «Вольный ветер» насквозь идеологично, причем идеология эта с восторгом принималась зрителями. Мне кажется, что если сейчас поставить «Вольный ветер» в том давнем виде, то спектакль пройдет на ура. Ведь поставили же два года назад выпускники «Щуки» в театре Вахтангова «Белую акацию». Говорят, московская публика была счастлива.

Оперное искусство далеко не всех захватывает с первого раза. Но высокое качество петрозаводской оперы втягивает в театр всё больше количество горожан. И тем не менее в опереточном городе есть тоска по оперетте. «Летучая мышь», конечно, порадовала, но полностью не удовлетворила нас. И вот ностальгический восторг, особенно для старшего поколения, – вечер советской оперетты в Музыкальном театре Карелии!

Очень к месту в начале и в конце действа прозвучал «Марш энтузиастов». Сегодня он воспринимается как высокая идеология, на фоне и под эгидой которой разворачивалась  наша повседневная жизнь, наиболее забавные черты которой с легкой критикой и отражала советская оперетта. Марш прошел под аплодисменты зала.

Создатели вечера попытались объединить героев оперетт в некий единый сюжет, где действуют одновременно персонажи и «Вольного ветра», и «Белой акации», и «Поцелуя Чаниты». Даже «Холопка» с боярином Юрием из «Девичьего переполоха» вписались в «Марш энтузиастов». Драматургическим шедевром это не назовешь, но смотреть приятно. Тем более что в костюмах и манере поведения чувствуется шарм второй половины 1940-х – начала 1960-х (художник Кадрия Биккинеева, балетмейстер Надежда Калинина).

Главное, конечно же, – любимые  герои с хорошими вокальными данными. Хороши все! Отмечаю только особо понравившихся. Прежде всего Эльвина Муллина (Чанита и Пепита) и Наталья Ландовская (Ксения). К певческим способностям Ивана Подойникова и Дмитрия Филатова вряд ли у кого могут быть претензии, но именно опереточного стиля, этой особой (не оперной) выразительности, как мне кажется, Д. Филатову не хватило в арии Юрия из «Девичьего переполоха». По-моему, именно эта ария всегда служит экзаменом для солиста оперетты. Я не совсем понял, почему наглый хам Яшка Буксир у И. Подойникова превратился в скромного интеллигентного юношу. Отсюда странная серьезность в дуэте с Ларисой (Елена Полиенко). Хотя ладно, в этом концерте, пожалуй, можно и так.

Зато наши опереточные звезды наконец-то вздохнули полной грудью и еще раз явили нам свой несомненный талант. Я рад был увидеть Марину Жаркевич (Тося, Полинька) и Елену Полиенко. Настоящую оперетту показали нам Нина Болдырева и Вячеслав Леонов. Это было по-настоящему весело («Бабий бунт» Е. Птичкина) и до слез трогательно (пенсионеры из «Конкурса красоты» А. Долуханяна).

За что же я люблю оперетту больше, чем оперу? А вот за что: в оперетте есть каскад, а в опере его нет, да, пожалуй, и не будет. В этом концерте нам выдала каскад несомненная звезда петрозаводской оперетты Нина Болдырева («В ритме сердца» А. Петрова).

Браво, Болдырева! Браво, театр!

У зрителей появилась надежда на новые поставки оперетт в Музыкальном театре Карелии. Опера оперой, мюзикл мюзиклом, но оперетта живет и будет жить. Сюжетов для современных постановок в нашей жизни хоть отбавляй. Больше куражу, оперетта!

 

Фото Виталия Голубева

 

Exit mobile version