Интернет-журнал «Лицей»

Маяковая роль Пушкина

Фото informpskov.ru
Фото informpskov.ru

Козырным спектаклем на открытии Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля во Пскове стала «Пиковая дама» Игоря Ларина.

Пока неравнодушная общественность Карелии борется за музей «Кижи», а неравнодушная  общественность России присоединяется, переживая за судьбу любимого  сказочного острова, во Пскове прошел 20-й Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль.

Не верится даже, что добрались до такой даты! Фестиваль состоялся, несмотря на трудности и обычные  финансовые, и организационные. Не молодеют его лидеры, без которых фестиваль просто недееспособен. Болен пушкинист Валентин Непомнящий, неважно себя чувствует, но все равно приезжает в Псков любимый всеми Сергей Фомичев. Уже нет Станислава Рассадина, Петра Фоменко, Евгения Колобова. Все они радовали псковского зрителя и своими театральными работами, и блеском ума на утренних встречах в творческих лабораториях. Эти блистательные имена, и далеко не только эти, навсегда вписаны в историю Пушкинского театрального фестиваля.

Но молод духом, зажигателен идеями главный генератор проекта, руководитель Санкт-Петербургского государственного Пушкинского центра Владимир Рецептер. И уже непонятно: то ли он держит фестиваль, то ли фестиваль держит его.

Каждый раз он привозит с собой молодую команду все более матереющих в профессиональном отношении, актеров театра «Пушкинская школа», удивляя новым. В этот раз на суд зрителей был представлен спектакль «Хроника времен Бориса Годунова» по произведениям А.С. Пушкина, Н.М. Карамзина, М.П. Мусоргского  – своеобразная попытка еще раз осмыслить историю.

Козырным первым спектаклем, открывшим фестиваль, была работа хорошо знакомого петрозаводчанам режиссера Игоря Ларина в питерском государственном драматическом театре:  А.С. Пушкин «Пиковая дама». Мистический анекдот».

После на творческой лаборатории театральные критики искусно раскритикуют постановку: и Лиза не та, и не по-пушкински ведет себя «Пиковая дама», но Владимир Рецептер заметил: «Зритель голосует ногами. Что ни говорите – это был спектакль!»

Ни один человек за два действия спектакль не покинул. В зале филармонии, набитом до отказа, стояла тишина, острая от ожидания чуда. И вздох, ропот удивления раздался лишь в момент, когда неодушевленная кукла, которую полспектакля таскали по сцене, вдруг ожила. И потопала своими ногами прямо к изумленному зрителю. Заявленная мистика состоялась.

Игорь Ларин – художественный руководитель театра «На Литейном» А ведь начинал когда-то актером именно здесь, в маленьком Пскове, на любимой многими сцене старого, с проседающим полом псковского театра.

Жаль, что фестивальный спектакли до сих пор проходят в филармонии – не хватает магии настоящего театра. Бывший Народный дом все еще на ремонте, второй год фестиваль ютится по разным, не слишком приспособленным для театрального действа площадкам.

В театре кукол оживают чудеса детских спектаклей. Завораживающая сказка-опера «О мертвой царевне и о семи богатырях» в исполнении Московского государственного театра кукол «Жар-птица» (постановка и сценография Георгия Цветкова)  действительно заворожила, как и «Теремок»  (режиссер Борис Константинов) Вологодского областного театра кукол. Так, наверное, завораживала когда-то своими сказками юного Пушкина  няня.

Сцена Псковского колледжа культуры зазвучала голосом заслуженного артиста России Леонида Мозгового. Его  программа «Пушкин и другие» – почти два часа поэтического погружения в стихи Пушкина, Лермонтова, Блока, Самойлова, Окуджавы  и других поэтов. Других, к радости любителей поэзии, оказалось много.

На этой же сцене мы увидели еще одну работу Владимира Рецептера с театром «Пушкинская школа» – «Странные женщины», его пьесу по неоконченным произведениям Пушкина. Она о женщинах необычной судьбы, необычного поведения – они волновали Пушкина, взволновали и Владимира Эммануиловича с режиссером  Алексеем Астаховым.

Самые  благодарные зрители  во Псковской филармонии. Здесь нет шиканья и брошенных яблок, только крики «браво!» и аплодисменты, хотя классика разрывается здесь джазом, рваными джинсами и ударами барабанных палочек, как в спектакле Школы-студии МХАТ (мастерская народного артиста РФ, профессора Константина Райкина). Необычная трактовка «Руслана и Людмилы» – дипломная работа студентов четвертого курса актерского факультета (режиссеры – профессор Марина Брусникина и Юлия Мельникова).

Не менее эксцентрична подача «Евгения Онегина» – учебная работа тоже студентов четвертого курса, но уже  Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (мастерская Семена Спивака).

Но студентам можно все. Они пробуют, им хочется «своего» Пушкина, молодого,  близкого. Опыт их собственного переживания позволяет заново осмыслить историю  любви Онегина и Татьяны, печальной дружбы двух приятелей.

Да, фестиваль оправдывает свой возраст: двадцатый, молодежный.

Всё уравновесила классика: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Римского-Корсакова дала «Пушкинский концерт» с участием народного артиста России, лауреата Международного конкурса скрипачей имени Паганини Михаила Гантварга. Органичные, пушкинские, пропорции во всем: тексте, музыке, исполнении…

И все же самая главная фестивальная площадка в Псковской областной библиотеке, в которой уже много лет за круглым столом колдует творческая лаборатория. Здесь как раз и происходит таинство: решается судьба фестиваля, препарируются спектакли, пушкинисты погружаются в научные глубины, сходятся и не сходятся теоретики и практики театрального дела. Происходит главное: Псков  как свежей волной вновь накрывается, насыщаясь, пушкинским духом, кажется, уже таким знакомым, таким своим и таким до бесконечности новым.

– Главное, что творческая лаборатория понравилась сама себе, – шутя, подвел итог ее работы Владимир Рецептер. – Может когда-нибудь во вселенской фонотеке это все откроется и вернется обратно на землю, заново обогатив ее…

А пока маяковая роль Пушкина делает свое дело, ведя вперед, позволяя творить чудеса, преодолевать непреодолимое, давая ответы и на сегодняшние, порой неразрешимые вопросы, разглаживая всё своим историческим утюгом.

«Творческая лаборатория» поехала дальше, в Пушкинские горы, чтобы в трагичную минуту постоять на могиле поэта. Вспомнить и старого директора Пушкинского заповедника Семена Гейченко, которому 14 февраля исполнилось бы 110 лет.

Псковский зритель еще посмотрел новую программу «Вновь я посетил…» псковича, заслуженного артиста России  Сергея Попкова совместно с ансамблем русской музыки «Псков». На одном дыхании прошла она и  с таким пониманием слова поэта, что, наверное, понравилась бы и самому Пушкину. Вот уж за этим-то следует приезжать именно в Псков!

Exit mobile version