Козырным спектаклем на открытии Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля во Пскове стала «Пиковая дама» Игоря Ларина.
Пока неравнодушная общественность Карелии борется за музей «Кижи», а неравнодушная общественность России присоединяется, переживая за судьбу любимого сказочного острова, во Пскове прошел 20-й Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль.
Не верится даже, что добрались до такой даты! Фестиваль состоялся, несмотря на трудности и обычные финансовые, и организационные. Не молодеют его лидеры, без которых фестиваль просто недееспособен. Болен пушкинист Валентин Непомнящий, неважно себя чувствует, но все равно приезжает в Псков любимый всеми Сергей Фомичев. Уже нет Станислава Рассадина, Петра Фоменко, Евгения Колобова. Все они радовали псковского зрителя и своими театральными работами, и блеском ума на утренних встречах в творческих лабораториях. Эти блистательные имена, и далеко не только эти, навсегда вписаны в историю Пушкинского театрального фестиваля.
Но молод духом, зажигателен идеями главный генератор проекта, руководитель Санкт-Петербургского государственного Пушкинского центра Владимир Рецептер. И уже непонятно: то ли он держит фестиваль, то ли фестиваль держит его.
Каждый раз он привозит с собой молодую команду все более матереющих в профессиональном отношении, актеров театра «Пушкинская школа», удивляя новым. В этот раз на суд зрителей был представлен спектакль «Хроника времен Бориса Годунова» по произведениям А.С. Пушкина, Н.М. Карамзина, М.П. Мусоргского – своеобразная попытка еще раз осмыслить историю.
Козырным первым спектаклем, открывшим фестиваль, была работа хорошо знакомого петрозаводчанам режиссера Игоря Ларина в питерском государственном драматическом театре: А.С. Пушкин «Пиковая дама». Мистический анекдот».
После на творческой лаборатории театральные критики искусно раскритикуют постановку: и Лиза не та, и не по-пушкински ведет себя «Пиковая дама», но Владимир Рецептер заметил: «Зритель голосует ногами. Что ни говорите – это был спектакль!»
Ни один человек за два действия спектакль не покинул. В зале филармонии, набитом до отказа, стояла тишина, острая от ожидания чуда. И вздох, ропот удивления раздался лишь в момент, когда неодушевленная кукла, которую полспектакля таскали по сцене, вдруг ожила. И потопала своими ногами прямо к изумленному зрителю. Заявленная мистика состоялась.
Игорь Ларин – художественный руководитель театра «На Литейном» А ведь начинал когда-то актером именно здесь, в маленьком Пскове, на любимой многими сцене старого, с проседающим полом псковского театра.
Жаль, что фестивальный спектакли до сих пор проходят в филармонии – не хватает магии настоящего театра. Бывший Народный дом все еще на ремонте, второй год фестиваль ютится по разным, не слишком приспособленным для театрального действа площадкам.
В театре кукол оживают чудеса детских спектаклей. Завораживающая сказка-опера «О мертвой царевне и о семи богатырях» в исполнении Московского государственного театра кукол «Жар-птица» (постановка и сценография Георгия Цветкова) действительно заворожила, как и «Теремок» (режиссер Борис Константинов) Вологодского областного театра кукол. Так, наверное, завораживала когда-то своими сказками юного Пушкина няня.
Сцена Псковского колледжа культуры зазвучала голосом заслуженного артиста России Леонида Мозгового. Его программа «Пушкин и другие» – почти два часа поэтического погружения в стихи Пушкина, Лермонтова, Блока, Самойлова, Окуджавы и других поэтов. Других, к радости любителей поэзии, оказалось много.
На этой же сцене мы увидели еще одну работу Владимира Рецептера с театром «Пушкинская школа» – «Странные женщины», его пьесу по неоконченным произведениям Пушкина. Она о женщинах необычной судьбы, необычного поведения – они волновали Пушкина, взволновали и Владимира Эммануиловича с режиссером Алексеем Астаховым.
Самые благодарные зрители во Псковской филармонии. Здесь нет шиканья и брошенных яблок, только крики «браво!» и аплодисменты, хотя классика разрывается здесь джазом, рваными джинсами и ударами барабанных палочек, как в спектакле Школы-студии МХАТ (мастерская народного артиста РФ, профессора Константина Райкина). Необычная трактовка «Руслана и Людмилы» – дипломная работа студентов четвертого курса актерского факультета (режиссеры – профессор Марина Брусникина и Юлия Мельникова).
Не менее эксцентрична подача «Евгения Онегина» – учебная работа тоже студентов четвертого курса, но уже Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (мастерская Семена Спивака).
Но студентам можно все. Они пробуют, им хочется «своего» Пушкина, молодого, близкого. Опыт их собственного переживания позволяет заново осмыслить историю любви Онегина и Татьяны, печальной дружбы двух приятелей.
Да, фестиваль оправдывает свой возраст: двадцатый, молодежный.
Всё уравновесила классика: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Римского-Корсакова дала «Пушкинский концерт» с участием народного артиста России, лауреата Международного конкурса скрипачей имени Паганини Михаила Гантварга. Органичные, пушкинские, пропорции во всем: тексте, музыке, исполнении…
И все же самая главная фестивальная площадка в Псковской областной библиотеке, в которой уже много лет за круглым столом колдует творческая лаборатория. Здесь как раз и происходит таинство: решается судьба фестиваля, препарируются спектакли, пушкинисты погружаются в научные глубины, сходятся и не сходятся теоретики и практики театрального дела. Происходит главное: Псков как свежей волной вновь накрывается, насыщаясь, пушкинским духом, кажется, уже таким знакомым, таким своим и таким до бесконечности новым.
– Главное, что творческая лаборатория понравилась сама себе, – шутя, подвел итог ее работы Владимир Рецептер. – Может когда-нибудь во вселенской фонотеке это все откроется и вернется обратно на землю, заново обогатив ее…
А пока маяковая роль Пушкина делает свое дело, ведя вперед, позволяя творить чудеса, преодолевать непреодолимое, давая ответы и на сегодняшние, порой неразрешимые вопросы, разглаживая всё своим историческим утюгом.
«Творческая лаборатория» поехала дальше, в Пушкинские горы, чтобы в трагичную минуту постоять на могиле поэта. Вспомнить и старого директора Пушкинского заповедника Семена Гейченко, которому 14 февраля исполнилось бы 110 лет.
Псковский зритель еще посмотрел новую программу «Вновь я посетил…» псковича, заслуженного артиста России Сергея Попкова совместно с ансамблем русской музыки «Псков». На одном дыхании прошла она и с таким пониманием слова поэта, что, наверное, понравилась бы и самому Пушкину. Вот уж за этим-то следует приезжать именно в Псков!