Культура

Маяковая роль Пушкина

Фото informpskov.ru

Козырным спектаклем на открытии Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля во Пскове стала «Пиковая дама» Игоря Ларина.

Пока неравнодушная общественность Карелии борется за музей «Кижи», а неравнодушная  общественность России присоединяется, переживая за судьбу любимого  сказочного острова, во Пскове прошел 20-й Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль.

Не верится даже, что добрались до такой даты! Фестиваль состоялся, несмотря на трудности и обычные  финансовые, и организационные. Не молодеют его лидеры, без которых фестиваль просто недееспособен. Болен пушкинист Валентин Непомнящий, неважно себя чувствует, но все равно приезжает в Псков любимый всеми Сергей Фомичев. Уже нет Станислава Рассадина, Петра Фоменко, Евгения Колобова. Все они радовали псковского зрителя и своими театральными работами, и блеском ума на утренних встречах в творческих лабораториях. Эти блистательные имена, и далеко не только эти, навсегда вписаны в историю Пушкинского театрального фестиваля.

Но молод духом, зажигателен идеями главный генератор проекта, руководитель Санкт-Петербургского государственного Пушкинского центра Владимир Рецептер. И уже непонятно: то ли он держит фестиваль, то ли фестиваль держит его.

Каждый раз он привозит с собой молодую команду все более матереющих в профессиональном отношении, актеров театра «Пушкинская школа», удивляя новым. В этот раз на суд зрителей был представлен спектакль «Хроника времен Бориса Годунова» по произведениям А.С. Пушкина, Н.М. Карамзина, М.П. Мусоргского  – своеобразная попытка еще раз осмыслить историю.

Козырным первым спектаклем, открывшим фестиваль, была работа хорошо знакомого петрозаводчанам режиссера Игоря Ларина в питерском государственном драматическом театре:  А.С. Пушкин «Пиковая дама». Мистический анекдот».

После на творческой лаборатории театральные критики искусно раскритикуют постановку: и Лиза не та, и не по-пушкински ведет себя «Пиковая дама», но Владимир Рецептер заметил: «Зритель голосует ногами. Что ни говорите – это был спектакль!»

Ни один человек за два действия спектакль не покинул. В зале филармонии, набитом до отказа, стояла тишина, острая от ожидания чуда. И вздох, ропот удивления раздался лишь в момент, когда неодушевленная кукла, которую полспектакля таскали по сцене, вдруг ожила. И потопала своими ногами прямо к изумленному зрителю. Заявленная мистика состоялась.

Игорь Ларин – художественный руководитель театра «На Литейном» А ведь начинал когда-то актером именно здесь, в маленьком Пскове, на любимой многими сцене старого, с проседающим полом псковского театра.

Жаль, что фестивальный спектакли до сих пор проходят в филармонии – не хватает магии настоящего театра. Бывший Народный дом все еще на ремонте, второй год фестиваль ютится по разным, не слишком приспособленным для театрального действа площадкам.

В театре кукол оживают чудеса детских спектаклей. Завораживающая сказка-опера «О мертвой царевне и о семи богатырях» в исполнении Московского государственного театра кукол «Жар-птица» (постановка и сценография Георгия Цветкова)  действительно заворожила, как и «Теремок»  (режиссер Борис Константинов) Вологодского областного театра кукол. Так, наверное, завораживала когда-то своими сказками юного Пушкина  няня.

Сцена Псковского колледжа культуры зазвучала голосом заслуженного артиста России Леонида Мозгового. Его  программа «Пушкин и другие» – почти два часа поэтического погружения в стихи Пушкина, Лермонтова, Блока, Самойлова, Окуджавы  и других поэтов. Других, к радости любителей поэзии, оказалось много.

На этой же сцене мы увидели еще одну работу Владимира Рецептера с театром «Пушкинская школа» – «Странные женщины», его пьесу по неоконченным произведениям Пушкина. Она о женщинах необычной судьбы, необычного поведения – они волновали Пушкина, взволновали и Владимира Эммануиловича с режиссером  Алексеем Астаховым.

Самые  благодарные зрители  во Псковской филармонии. Здесь нет шиканья и брошенных яблок, только крики «браво!» и аплодисменты, хотя классика разрывается здесь джазом, рваными джинсами и ударами барабанных палочек, как в спектакле Школы-студии МХАТ (мастерская народного артиста РФ, профессора Константина Райкина). Необычная трактовка «Руслана и Людмилы» – дипломная работа студентов четвертого курса актерского факультета (режиссеры – профессор Марина Брусникина и Юлия Мельникова).

Не менее эксцентрична подача «Евгения Онегина» – учебная работа тоже студентов четвертого курса, но уже  Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (мастерская Семена Спивака).

Но студентам можно все. Они пробуют, им хочется «своего» Пушкина, молодого,  близкого. Опыт их собственного переживания позволяет заново осмыслить историю  любви Онегина и Татьяны, печальной дружбы двух приятелей. 

Да, фестиваль оправдывает свой возраст: двадцатый, молодежный.

Всё уравновесила классика: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Римского-Корсакова дала «Пушкинский концерт» с участием народного артиста России, лауреата Международного конкурса скрипачей имени Паганини Михаила Гантварга. Органичные, пушкинские, пропорции во всем: тексте, музыке, исполнении…

И все же самая главная фестивальная площадка в Псковской областной библиотеке, в которой уже много лет за круглым столом колдует творческая лаборатория. Здесь как раз и происходит таинство: решается судьба фестиваля, препарируются спектакли, пушкинисты погружаются в научные глубины, сходятся и не сходятся теоретики и практики театрального дела. Происходит главное: Псков  как свежей волной вновь накрывается, насыщаясь, пушкинским духом, кажется, уже таким знакомым, таким своим и таким до бесконечности новым.

– Главное, что творческая лаборатория понравилась сама себе, – шутя, подвел итог ее работы Владимир Рецептер. – Может когда-нибудь во вселенской фонотеке это все откроется и вернется обратно на землю, заново обогатив ее…

А пока маяковая роль Пушкина делает свое дело, ведя вперед, позволяя творить чудеса, преодолевать непреодолимое, давая ответы и на сегодняшние, порой неразрешимые вопросы, разглаживая всё своим историческим утюгом.

«Творческая лаборатория» поехала дальше, в Пушкинские горы, чтобы в трагичную минуту постоять на могиле поэта. Вспомнить и старого директора Пушкинского заповедника Семена Гейченко, которому 14 февраля исполнилось бы 110 лет.

Псковский зритель еще посмотрел новую программу «Вновь я посетил…» псковича, заслуженного артиста России  Сергея Попкова совместно с ансамблем русской музыки «Псков». На одном дыхании прошла она и  с таким пониманием слова поэта, что, наверное, понравилась бы и самому Пушкину. Вот уж за этим-то следует приезжать именно в Псков!