Все знаешь наперед, и все же надеешься: ну может хоть на этот раз Ленского не убьют? Ну как можно – вот такого, с волной волос на голове, красивого, мечтательного, влюбленного в жизнь и женщину романтика, поэта – взять и подставить под пулю циничного денди?
Но, возможно, в судьбе Ленского Пушкин предощущал собственную судьбу? Отождествляя себя частично с Онегиным, поэтическую часть души отдал Ленскому? А может он предвидел в судьбе Ленского судьбу другого поэта, пострадавшего именно от руки друга (вот и первые буквы фамилий совпадают: Ленский – Лермонтов)?
Так или иначе а Ленский в опере «Евгений Онегин» Центра оперного пения Галины Вишневской (Москва) в постановке народного артиста России Андриса Лиепы, вызвал именно такие чувства. И потому когда он, убиенный, вышел в конце на сцену «в роли» артиста Станислава Мостового, зал просто взорвался аплодисментами. И дело не в том что слабее в актерском отношении роли Татьяны (Екатерина Миронычева), Ольги (Любовь Молина), или Онегина (Константина Бржинского) – все играли ровно, скорее в том, что несмотря на всю прагматичность нашего времени русскому сердцу ближе такие вот бунтари-поэты, которым собственная честь дороже собственной жизни.
А днем позже зал жил ожиданием встречи с Татьяной Дорониной. И можно было не перечислять ее звания, лауреатства – это была та самая Доронина, которая играла в фильме»Три тополя на Плющихе», «Старшая сестра», «Мачеха», которая радовала нас ролями в спектаклях «Горе от ума» (Софья), «Чайка» (Аркадина). И вот выходит она на сцену – неподвластная возрасту женщина, в обычном темном брючном костюме — и начинается чародейство. Звучат стихи: Марина Цветаева (для многих представителей старшего поколения Цветаева заучивалась с пластинки Татьяны Дорониной), Сергей Есенин. И зал – замер. А говорят, что поэзию долго слушать сложно. А говорят, что теперешний зритель стихов не любит. Но вот ведь звучат, и тишина такая, что, кажется, пролети муха – прогудит как самолет. И это еще один праздник, подаренный псковичам.
Были еще народные артисты России Игорь Костолевский с Михаилом Филипповым и Михаилом Янушкевичем, которые вместе с солистками «Геликон-Оперы» показали спектакль «Директор театра» по мотивам «Моцарта и Сальери».
Сверкание звезд на псковской сцене было столь сильным, что, казалось, ее можно было прожечь насквозь. Хотя насчет «прожечь», похоже, и звезд не надо: Татьяна Доронина отметила печальное состояние Псковского театра, взывая к власть имущим.
Не менее дорогими оказались и звезды свои, родные, в частности — артист Псковского театра Владимир Свекольников. Он прочел пушкинского «Графа Нулина». «Гамлета» в постановке народного артиста России Владимира Рецептера с театром «Пушкинская школа» посетил сам губернатор Андрей Турчак. Скажете: «Причем тут «Гамлет» и Пушкин? А вот как раз и «причем» – и это очень убедительно доказал в творческой лаборатории писатель-пушкинист Сергей Фомичев (Санкт-Петербург). И все же за последним «круглым столом», на безупречную пятерку была признана только работа заслуженного артиста России Владимира Свекольникова. Знай наших!
Завершил Пушкинский фестиваль на большой сцене тоже представитель псковского театра, любимый многими Сергей Попков, заслуженный артист России. С симфоническим оркестром Псковской филармонии они показали музыкально-поэтическую феерию, соединив классическую музыку и пушкинские сказки «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане». Кстати, тоже сказку, только «О золотом петушке» с неожиданной трактовкой, дополненную элементами фольклора, привез в Псков из Челябинска театр юных зрителей.
Ну а если дополнить все это еще происходящим на малой сцене, докладами в творческой лаборатории (а здесь все те же Владимир Рецептер, Сергей Фомичев, писатель Валентин Курбатов, профессор-пушкинист из Новгорода Вячеслав Кошелев и другие), то становится ясно: Пушкинский фестиваль не только состоялся, достигнув своего гражданского совершеннолетия, но и уже, с желанием продолжить тему, дал почин следующему.
Петрозаводск тоже некоторым, хоть и косвенным образом, поучаствовал в фестивальной программе, поскольку режиссером одного из моноспектаклей, прошедшем «на бис» на малой сцене «История села Горюхина» (исполнитель Сергей Барковский), явился Андрей Андреев, хорошо известный петрозаводчанам. Барковский играет эту пьесу на Пушкинском фестивале уже второй раз, спустя 11 назад. Это не практикуется на фестивале, но спектакль в свое время произвел такое впечатление, что его захотели посмотреть еще раз в новой редактуре. Актер почти два часа держит зал, устраивая презентацию книги несостоявшегося литератора.вызывая бурю эмоций – от слез до смеха.
— Фестиваль – кусочек счастья, которым хочется поделиться со всеми, — сказал режиссер Владимир Дель после того как отзвучали аплодисменты Робберу Донтанелю, представившему на французском языке свою версию «Моцарта и Сальери».
Да, кусочек счастья, который упал на руки каждому, кто сумел оказаться в нужное время в нужном месте, и теперь унесет с собой запах кулис, шум аплодисментов, энергию замершего в тишине зала. Замершего в ожидании чуда.