В канун 9 мая в Национальном музее Карелии представили новые поступления в музейные фонды. Главными героями стали письма военных лет
Есть официальная история Великой Отечественной войны, которая постоянно в последние годы «переосмысливается». Опубликованы тысячи воспоминаний военачальников, партизан, журналистов и, наверное, столько же еще неопубликованных ждут своей очереди. И есть еще одна история войны, у которой миллионы авторов, — история в письмах военных лет.
Знаменитые треугольники без марки со штемпелем, ставшие своеобразным символом той эпохи. Прежде чем они попадали в руки адресатам, письма проходили цензуру. Но она не могла вымарать из них самое главное, что особенно дорого сейчас: по сути, это документальный рассказ о том, как жил, о чем думал, мечтал человек на войне.
На пресс-показе в Национальном музее были представлены новые поступления в музейные фонды. Молодых участников показа больше привлекли вещи, полученные СССР в годы войны по ленд-лизу — программе поставок союзниками вооружения, боеприпасов, оборудования, сырья, обмундирования, продуктов питания.
У каждого, теперь уже музейного экспоната, своя история, общее только одно: в фонды все попали благодаря сдатчикам. Так прозаически называют тех, кто приносит в музей семейные реликвии. Моя коллега, журналист «ТВР-Панорамы» Ольга Малышева год назад передала кожаный военный плащ, который принадлежал ее свекру Ивану Сергеевичу Малышеву и который он получил в годы войны благодаря ленд-лизу.
Музейно-выставочный комплекс «Полет» поделился банкой американской свиной тушенки, она находится сегодня на выставке, посвященной партизанскому движению в Карелии. Около 2,5 млн таких банок было отправлено в Советский Союз по ленд-лизу.
И все же главными героями нынешнего пресс-показа в музее стали письма военных лет. 72 года со Дня Победы мы отмечаем 9 мая. Уже нет в живых не только тех, кто писал, но и кому они были адресованы, и теперь дети, внуки и даже правнуки хранят их как семейные реликвии. В них подлинное дыхание войны. Их часто писали в короткие часы отдыха между боями, когда «до смерти четыре шага». Писали, чтобы хоть на короткое время вернуться в мирную жизнь. Писали, представляя, как будут рады дома, когда получат сложенный в треугольник листок. Как будут читать его вслух или передавать друг другу. А потом спрячут, словно оно поможет сберечь своего солдата.
Несколько лет назад Национальный архив Карелии издал письма военных лет, через какое-то время вышло второе, дополненное издание. Обе книги сегодня библиографическая редкость. Я читала обе книги. Знаете, о чем эти письма в своем самом главном? О Любви («Сегодня приснились вы мне во сне. Как хотелось бы мне вас повидать…»), о Надежде, о Вере. И меньше всего о войне («Фриц бомбит, больше не могу писать…»).
Одним из гостей пресс-показа был Владимир Егорович Патроев. Он передал в музей письмо своего отца из… финского плена. Долгое время оно хранилось у старшего Петра, а после его смерти вдова передала его второму брату. Семья долгое время ничего не знала о судьбе Егора Ивановича Патроева, лейтенанта, сапера. Официальное сообщение: пропал без вести. Но Егор Патроев дождался освобождения, ему вернули офицерское звание и вновь отправили на фронт. А через какое-то время новое извещение командования: пропал без вести… Родные обращались в военные архивы, ведомства, ответ тот же – сведений нет. И только это письмо от 30 октября 1943 года осталось: жив, раненого взяли в плен, надеется вернуться.
Среди тысяч писем есть особая категория, музейщики называют их «Письма Победы». На конверте письма, которое получили петрозаводчанки сестры Тароевы от брата, стоит штемпель: 9 мая 1945 года. А в письме: «… сегодня радостный и долгожданный день, день победы над нашим врагом, и поэтому я всем пишу и поздравляю с этим победоносным днем…» И слова надежды: мол, все теперь будет хорошо, главное, дошли до Победы, вернемся, будем работать.
В отделе реставрации Национального архива Карелии мне рассказывали, что каждый год, особенно весной, сюда приносят пожелтевшие, часто совершенно истертые на сгибах листки – письма военных лет. Приносят с одной просьбой: помочь вернуть им жизнь.
Ну а новое пополнение посетители увидят или на выставках, посвященных Великой Отечественной войне, или в постоянной экспозиции: появилась надежда, что к 100-летию государственности Карелии будут отреставрированы новые площади музея и там появится постоянная экспозиция, посвященная Карельскому фронту.
Фото автора и пресс-службы Национального музея Карелии