Людмилу Терентьеву в Петрозаводске знают все, у кого есть дети, которых водили в театр кукол. Многие из этих выросших детей по сей день на улице здороваются с ней, а потом непременно добавляют: «А мы вас знаем!»
Сегодня в Театре кукол РК чествует Людмилу Терентьеву, заслуженную артистку Карелии, обладательницу «Онежской маски». Ей исполняется 70 лет.
Петрозаводск — это мы
Люся
В театре ее ласково, по-свойски, называют Люся, несмотря на то что Людмила Васильевна Терентьева служит искусству уже почти полвека. Она до сих пор занята во многих спектаклях, а после реконструкции театра стала и администратором. Забот хватает.
Кроме того, Людмила Васильевна хозяйка волшебной комнаты — хранилища, где находятся театральные куклы. Сюда приходят на экскурсию дети. В ее руках куклы буквально на глазах оживают, что вызывает у них восторг.
Вообще-то Людмилу Васильевну в Петрозаводске знает всякий, у кого есть дети, которых водили в театр кукол. Многие из этих выросших детей сами уже родители. Они по сей день на улице здороваются с ней, а потом непременно добавляют: «А мы вас знаем!»
Дом
…За окном синие зимние сумерки. Вид на усыпанный снегом проспект Карла Маркса завораживает. В уютном кабинете, где мы беседуем, Людмила Васильевна с удовольствием вспоминает свое детство в Петрозаводске.
— Мы жили в деревянном зеленом доме на берегу Лососинки, в большой трехкомнатной квартире. У папы был свой кабинет. Отец был сотрудником обкома партии, а после смерти Сталина работал в поселке Мунозеро и Гомсельга. Вернувшись, стал начальником механосборочного цеха на Онежском тракторном заводе, и мы жили в общежитии. Папа никак не соглашался получать квартиру раньше тех, кто жил еще хуже, а мама переживала: все же шестеро детишек. Например, не хотел получать ордер, пока семья Чехониных не переедет: у них в квартире замерзала вода. Потом Чехонины навсегда стали нашими друзьями, когда мы поселились в одном доме. Они были черненькие, а мы рыжие!
Горе
Судьба, или назовите это Божий промысел, всегда прокладывает свои маршруты для человека. Неожиданно в семье Хариных (девичья фамилия Людмилы Васильевны) случилось большое горе. Нежно обожаемый детьми отец, любивший сидеть с ними за завтраком, проверявший их уроки, купаясь, утонул в Лососинке. Несчастный случай.
Что было делать матери? Она пошла работать на ОТЗ кладовщицей, а детей, кроме старшего брата, вынуждена была отдать в школу-интернат. В 5-й класс Людочка пришла в школу-интернат №8 в Сулажгоре. Казалось бы, повод для уныния. Но не для Людочки. Для нее в интернате началась абсолютно новая жизнь. Интересная и очень насыщенная!
– Интернат у нас был замечательный! Он многое мне дал, — вспоминает Людмила Васильевна. – Я все три года, пока там училась, была председателем совета дружины. Там у меня появились прекрасные учителя, этого в прежней школе не было. До сих пор помню учительницу литературы Зинаиду Федоровну Гаврилову, учителя английского языка Валентину Георгиевну Бутылкину. А какой великолепный у нас был директор и историк – Борис Ефимович Ревич! Мальчишкам он казался строгим, но девочки его ценили.
Кукольный кружок
В интернате Людмила познакомилась с бывшей актрисой Горьковского театра кукол Валентиной Алексеевной Гурычевой, приехавшей в Петрозаводск с четырьмя детьми вслед за мужем, военным врачом. Валентина Алексеевна вела кукольный кружок. Казалось, она была создана для работы с интернатскими детьми. Некоторых иногда забирала к себе домой.
Общение с Валентиной Алексеевной сыграло не последнюю роль в том, что Людмила стала актрисой. Но было еще одно обстоятельство, определившее ее судьбу. Старший брат Людмилы Юрий Харин, танцор и весельчак, с 16-ти лет стал работать в театре кукол.
Людочка частенько бывала в театре, куда ее водил дедушка. Прекрасно помнит первый в ее жизни кукольный спектакль – «Аленький цветочек» Алексея Дмитриевича Когана. Она знала Когана, потому что успела до семейной трагедии, еще школьницей, походить к нему в кружок во Дворец пионеров. Он был для нее как отец, как дедушка, как учитель и друг. Но она и не думала, что придет время, когда при Когане-режиссере она будет актрисой.
Путь в актрисы
Этот путь не был простым. После школы Людочка Харина всем сердцем мечтала учиться и стать учительницей. Но мама дала понять, что содержать взрослых детей у нее нет сил и возможности. Что делать? В 15 лет Люда устроилась на Онежский тракторный завод контролером. Десятилетку оканчивала в вечерней школе. И уже после трех лет работы на заводе она выдержала молодежный конкурс, объявленный театром.
В декабре 1967 года сыграла в своем первом спектакле «О чем рассказали волшебники», а 1 января 1968 года была зачислена в штат!
– Мне в жизни встречаются исключительные и прекрасные люди, – рассказывает актриса. За годы в театре она повидала пять директоров, и все они, по ее словам, были замечательные. Каждый директор сделал для нее что-то доброе.
– Хочу особенно вспомнить Евгению Исааковну Павлову. Она была одно время председателем СТД. Именно она помогла нам, когда мы погорели.
Людмила Васильевна поведала душераздирающую историю, как в пасхальную ночь прыгала со второго этажа дома со своим трехлетним сынишкой. Босая, в ночной рубашке. Сломала ключицу. Сына спас молодой солдатик, удачно поймав на лету.
Муж Николай Терентьев был в это время на гастролях. Теперь она уже спокойно рассказывает об этом ЧП, как после негде было жить, остались без всего. Директор Евгения Павлова обивала начальственные пороги, чтобы погорельцам помогли. И помогли-таки.
Мастерство
Людмила Васильевна – женщина не из робкого десятка. В ней чувствуются энергия, твердый характер. Со сломанной ключицей она умудрялась продолжать играть в спектаклях. Хотя руки для актера кукольного театра – это всё. Для овладения мастерством, по мнению Людмилы Васильевны, самое сложное – научиться водить куклу, чувствовать ее.
Раньше использовали в основном тростевую куклу. Работать с ней было тяжело, иногда до слез. Однажды артистки пришли на прием к известному в Петрозаводске врачу-невропатологу. Он подивился: их позвоночники оставляли желать лучшего. А все потому, что у артистов-кукольников одна рука наверху, другая ниже, голова направлена вверх. В новых условиях с планшетными куклами работать стало легче.
Ну и для профессионала важен, просто необходим полный контакт с партнером, нужно его чувствовать. Из старых актеров для Людмилы Терентьевой таким тандемом была игра Татьяны Агуреевой с Николаем Терентьевым. Сейчас отмечает отличное партнерство между Олегом Романовым и Ириной Будниковой.
Еще в театре кукол важен голос, его чистота, интонация, правильность речи. Особенно прежде, ведь происходящее за ширмой было тайной для публики. Актриса, смеясь, вспоминает эпизод во время гастролей в пионерском лагере «Артек». Именно тогда она ближе познакомилась с новым талантливым актером Николаем Терентьевым, будущим мужем.
– Мы показывали спектакль прямо на берегу за ширмой. Вдруг мощный порыв ветра – и ширму просто снесло. Мы, мама-кошка и котенок, застыли в недоумении и остались перед публикой с куклами в руках. Дети были в полном восторге! Тогда еще не было такой практики, чтобы показывать ребятишкам, как артисты работают за ширмой и чтобы артисты появлялись вживую.
Команда
Артистическая жизнь Людмилы Терентьевой связана с такими замечательными артистами, как Татьяна Агуреева, Геннадий Сазонов, Борис Биттенбиндер, Юрий Харин, Юрий Андреев, Людмила Гречишникова, Николай Терентьев. Это были актеры от Бога.
Людмила Васильевна по сей день с любовью вспоминает важного в ее жизни человека, друга, художницу театра Христину Скалдину, первых своих режиссеров Юрия Андреева, Владимира Холина, Олег Зарубина. И, конечно, дорогие сердцу спектакли: «Матрешки и Ванька-Встанька», где она играла Степанидушку, «Золотая пряжа», «Хочу быть большим».
Людмила Васильевна вспоминает свою суетную артистическую жизнь: сколько они колесили с гастролями по Советскому Союзу, по Карелии! Одна труппа была на месте, другая уезжала. И сокрушается, что нынче дети Карелии видят мало профессионального театра, хотя спектакли сейчас очень высокого уровня.
Актриса по сей день в строю. Сейчас она занята в новом спектакле «Серая шейка», где играет Маму-утку. Гордится театром, его молодежью. Посещает все репетиции, знает обо всем, что происходит на сцене, наблюдает, как растет театр, радуется от всего сердца, когда коллеги возвращаются с фестивалей с наградами.
– У нас сейчас такая сильная труппа! – радуется Людмила Васильевна. – Как мне нравится с ними жить и работать! У нас в театре все мне дороги.
Так может говорить только тот, кто всегда живет со сказкой в душе.
Фото Ирины Ларионовой и из личного архива актрисы