О спектакле «Сны» молодых актеров Национального театра Карелии, поставленного по стипендиальной программе СТД
Всё действие, все раздражители — это не эпатаж, а правда, которая случалась в тебе, в родных, в друзьях. Так резко, наотмашь, как только и могут молодые в своих самых тяжелых моментах перехода в другой этап жизни, в точках морального и эмоционального перерождения.
XVIII в. Актер Франсуа Жозеф Тальма в конце XVIII века, современник и приятель Наполеона Бонапарта, сумел совершить театральный переворот во Франции и позднее возглавил созданный им же Театр Революции. Он боролся с условностями старой школы, превратил театральные представления в реалистичные — подключил визуальное восприятие реальности на сцене.
XX в. Всеволод Мейерхольд руководил экспериментальной студией в театре Станиславского, создал биомеханику. Со Станиславским общего языка они не нашли, но позже Вера Комиссаржевская пригласила Всеволода Мейерхольда в свой драматический театр в Петербурге — в качестве главного режиссера. Она мечтала о театральных реформах и хотела создать «театр свободного актера, театр духа, в котором все внешнее зависит от внутреннего».
Мейерхольд предлагал новому руководству страны революционную программу «Театральный Октябрь», создал свой театр «ГосТим».
XXI в. Иван Вырыпаев – актер, сценарист, режиссер, продюсер, драматург и художественный руководитель театра «Практика». Его спектакли, пьесы, фильмы – это вывернутые наизнанку люди, где внутренний мир человека в наготе и бесстыдстве направлен ко внутреннему миру зрителя. И в этом неудобном прямом разговоре рождаются эмоции, чувства, зритель становится другим. Оплеуха честностью, незащищенным, открытым настежь, отсутствие поиска театром выгодных ракурсов и конфетных оберток.
? Неудобные. Шокирующие. Провокаторы.
? Очищающие. Меняющие. Целители.
В Доме актера в январе молодежь Национального театра играла «Сны» Вырыпаева. Это спектакль созданный в рамках стипендиальной программы СТД, направленной на поддержку самостоятельных творческих проектов театральных деятелей.
Творческая команда: режиссер спектакля — Глеб Германов, музыкальный подбор — Ксения Ширякина, актеры — Денис Никитин и Пётр Касатьев, актрисы — Юлия Куйкка, Ксения Ширякина, Анастасия Айтман.
Суть пьесы – сны/проживания/размышления/поиски современной девушки. История на все времена. Подобную легко можно представить в постановке Тальма или Мейерхольда. Написал Вырыпаев, поставил талантливый и глубоко начинающий Германов.
Да, на спектакле некомфортно. Коротко – это «сеанс массового лечения электрошоком». Всё, как в жизни. Ведь счастья и ванильных булочек никто не гарантирует.
Со входа в Дома актера, с самого начала, ты попадаешь в миры героев девушкиных снов. Ощущение резкого неуправляемого долгого падения. Как на аттракционах в опасных парках. Как будто голову беззащитного зрителя окунают в бочку с дождевой водой и держат. И потом еще дают в руки тарелочку с мукой, водят из зала в зал. Где-то живая мышь… Ох.
Но всё это действие, все эти раздражители — это не эпатаж, а правда, которая случалась в тебе, в родных, в друзьях. Со мной, с ними, с нами… Редко выпускаемая, трудно признаваемая правда. Так резко, наотмашь, как только и могут молодые в своих самых тяжелых моментах перехода в другой этап жизни, в точках морального и эмоционального перерождения.
Но итог оптимистичный. «Нет стен в аду». Там только пол, потолок, стены. Дверей нет, а значит и выхода. И если попал — варись в этом. А выход?
Выход есть. Можно отпустить свои «сны». Вы-пустить. Пережить, честно проститься и идти дальше.
Не устаю восхищаться идеальным сочетанием крепкой профессиональной и идеальной физической формой актеров Национального театра. Легко играть сложные физически сцены «на носу зрителя» — это виртуозно!
Этот спектакль – очень большая работа, с которой нужно поздравить Карельское отделение СТД и команду проекта, в частности. Что я, собственно, и делаю. С уважением к смелости, отсутствию границ в творчестве.
Только в движении развитие!
Спектакль «Сны» можно посмотреть 14 марта на сцене Дома актера. (Петрозаводск, пр. К. Маркса, 19)