Интернет-журнал «Лицей»

Наш киноклуб: «Антон тут рядом»

www.filmz.ru
Кадр из фильма

Любой человек на самом деле — Другой. Фильм Любови Аркус о мальчике-аутисте называют третьим видом кинематографа.

 

Этой осенью на Первом канале состоялась премьера фильма «Антон тут рядом». Главный редактор киноведческого журнала «Сеанс» Любовь Аркус четыре года назад прочла сочинение мальчика-аутиста о людях. С тех пор она стала частью жизни Антона, а сам мальчик — героем ее собственного, только что смонтированного фильма.

Работа встретила тёплый приём критиков, отмечающих, что это не только «поразительное кино», «настоящий фильм», но и «какой-то новый, третий вид кинематографа». Этот третий вид кинематографа только за 2012 год получил несколько серьезных наград. Так, в Абу-Даби он был признан лучшей документальной дебютной работой на международном кинофестивале. В декабре 2012 года фильм получил премию «Белый слон»имени М. Черненко Гильдии киноведов и кинокритиков России, а также специальный приз Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Приз «Новой газеты»»За непотерянное время»завершил 12 год, а уже в новом году фильм вновь отметили — на этот раз премией «Золотой орёл»за Лучший неигровой фильм.

 

Сильное кино, вписанное в реалии современной России. Кино, в котором нет вымысла, а только правда, от которой становится порой невыносимо больно. Этот фильм нужно не только смотреть, о нем нужно думать и рассуждать.

 

Отважилась на это Анна Резников, автор «Лицея»:

— Хочу рассказать о документальной ленте «Антон тут рядом», которую рекомендую к просмотру.

Этот фильм для меня знаковый. Из тех, к которым не раз возвращаются. Режиссер картины, редактор киноведческого журнала «Сеанс» Любовь Аркус, подчеркивала, что хотела снять простой и понятный каждому фильм, без скрытых подтекстов. Так и вышло. Каждая минута фильма оправдана и дает нить для понимания будущих событий. Но при этом смотреть эту ленту — труд. В ней нет клипового мелькания, эффектных сцен. Как нет и страстей, истерии. Это фильм-размышление — об инаковости, о ближних, о самом себе.

Человек с аутизмом — не человек с ампутированной ногой. Сложно понять, в чем его проблема, тем более что болезнь многогранна. Аутисты могут быть очень непохожи друг на друга. Пожалуй, единственное, что их объединяет, это большая потребность в любви. И если они ее лишаются, то оказываются на дне холодного каменного колодца.

Все родители не вечны. Место, куда в России определяют взрослых аутистов, иначе как адом не назовешь. Это психоневрологический интернат, где практически всех держат на нейролептиках и где на 90 человек предусмотрены две нянечки.

Фильм Любови Аркус — об аутисте Антоне, мама которого угасает от рака и не может быть рядом с сыном. Режиссер — так сложились обстоятельства — оказывается вовлечена в эту историю. Четыре года она вместе с друзьями и коллегами пробивает головой потолок, напрягает связи, чтобы пристроить молодого человека. Что из этого выходит, и рассказывает фильм, приводя к важной мысли. Систему помощи особым людям нужно срочно менять. На содержание инвалидов в интернатах тратятся приличные государственные средства. Их стоит пускать на другие способы устройства больных людей. Например, на создание общинных центров. На Западе существует множество деревень, где люди с синдромом Дауна и другими заболеваниями живут и трудятся под присмотром наставников и помощников.

Вторая линия фильма — о том, что в любом из нас живет аутист. Когда осознаешь это, легче понять других, обреченных на интернатовский ад сотен тысяч россиян. Впечатляют примеры, которые приводит в своем интервью Авдотья Смирнова, режиссер и сценарист, создательница фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход». По ее словам, в России олимпийский чемпион Майкл Фелпс сидел бы в интернате — он диагностированный аутист. Как и Билл Гейтс, и больше 20 процентов сотрудников «Майкрософта», режиссер Вуди Аллен и многие другие.

Каждый человек был аутистом в тот или иной момент жизни. Этой мысли режиссера Аркус вторит и аутист Уильям Стиллман, автор нескольких книг о разных формах аутизма, консультант по пониманию аутичных детей и взрослых. Он пишет в статье:
«Все мы могли испытывать неврологические сбои в результате которых теряли контроль над моторикой, у всех бывали «короткие замыкания» в мозгу».

В одном из интервью режиссер Любовь Аркус подчеркивает:

«Любой человек на самом деле — Другой. Я абсолютно убеждена, что в каждом человеке есть Антон. Когда я говорю про нераздельное целое, я имею в виду, что все эти люди живут внутри нас. Я говорю об аутистах, но это можно сказать про любого человека с ограниченными возможностями. Каждый из нас в чем-то ограничен, иногда трагически. Каждый из нас в чем-то переизбыточен. Надо делиться и взаимодействовать».

Из сочинения «Люди» героя фильма Антона:

«Люди бывают добрые, веселые, грустные, добрые, хорошие, благодарные, большие люди, маленькие. Гуляют, бегают, прыгают, говорят, смотрят, слушают. Смешливые, барные. Красные. Короткие. Женщины бывают добрые, говорящие».

«Антон тут рядом»
Любовь Аркус
Exit mobile version