Главное, Кино, Культура

Аритмия от Матильды

Кадр из фильма "Аритмия" Бориса Хлебникова. Олег - Александр Яценко
Кадр из фильма «Аритмия» Бориса Хлебникова. Олег — Александр Яценко

Несколько лет назад я решила, что «нашего кина» уже не снимают. Умаешься, пока найдешь что-то стоящее, где нет чернухи, депрессии, а есть душа, когда переживаешь, растешь, отчаиваешься вместе с героями фильма.

С небольшим интервалом посмотрела два фильма —  «Аритмию» и «Матильду». О втором фильме всеобъемлюще, на мой взгляд, высказался Грымов. Так, что лучше и не скажешь. Совершенно убыточное в моральном плане кино, на которое потрачены миллионы. А шумиха, которую поддерживали и верующие, и воинствующие атеисты, даже не знаю, о чем свидетельствует. О нищебродстве наших душ? О том, что занимает не вечное, а сиюминутное, погрязшее в страсти? Или чужое мнение о том, как было когда-то? В общем, пустоватый фильм, который привлек внимание только потому, что было много шума, но, как выяснилось в очередной раз, из ничего.

Фильм «Аритмия» — о днях сегодняшних. Шумиха была бы более обоснованной, если бы и верующие, и атеисты, и разного сорта сочувствующие, обсуждали увиденное в нем — тогда бы появилась надежда, что общество станет здоровее или внимательнее к тому, что в нем же и происходит.

Сама лента — история о том, как мы живем сегодня. В ней, начиная от деталей, завершая эпическими обобщениями, правда всё. Ну, ни разу душой не покривили — ни артисты, ни съемочная группа, ни режиссер. В общем, несколько лет назад я решила, что «нашего кина» уже не снимают. Умаешься, пока найдешь что-то стоящее, где нет чернухи, депрессии, а есть душа, когда переживаешь, растешь, отчаиваешься вместе с героями фильма и в жизнь выходишь если не обновленным, то чуть более окрыленным, что ли…

Кадр из фильма "Аритмия". Катя - Ирина Горбачева
Кадр из фильма «Аритмия». Катя — Ирина Горбачева

Еще раз об «Аритмии». Я не знаю, останутся ли герои вместе. Выживет ли ребенок. Продолжит ли Олег работать на скорой. Простит ли Катя ему вечную тягу к выпивке, но во всем этом есть столько горькой правды, вопросов и настоящего, что катарсис у меня случился… С такими фильмами хочется проживать вечера, потому как они дарят мысли, чувства и делают нас лучше. А «Матильда» — это всего-то патологическое состояние, при котором происходят нарушения частоты, ритмичности и последовательности возбуждения и сокращения сердца.

Вчера обсуждала «Аритмию» с подругой. Оказывается, она посмотрела фильм после моего восторженного отклика. Фильм ее не порадовал: «Цикличный — всё развивается по кругу и почти нет надежды, что будут изменения к лучшему. Удручает алкоголизация Олега, которая не станет меньше, а еще мне стало жалко моих коллег медиков: они не просто работают за гроши, а сгорают на работе, не замечая этого…»

 

Меня ошеломила такая оценка, поскольку фильм — это ведь еще не вся жизнь, а определенный взгляд на нее. И если он настолько сильно воздействует, может, получится хоть что-то изменить к лучшему? Или это все иллюзии и жизнь на самом деле настолько циклична, что мы никогда не начнем жить лучше?  А что думаете вы?

Кадр из фильма "Аритмия"
Кадр из фильма «Аритмия»
 Фото с сайта: www.kinopoisk.ru
  • Т.Шестова

    «Матильду» не смотрела пока, жду, когда утихнет шумиха. Наверное, уже пора. «Аритмия» произвела сильное впечатление актерской игрой (очень люблю Александра Яценко во всех его ролях, начиная со «Свободного плавания» того же Хлебникова), достоверностью жизненных ситуаций, тем, что нет ни безоглядной чернухи, ни неоправданного света в конце тоннеля. Будто выхвачен кусок жизни. Но мне этого показалось маловато. Пожалуй, соглашусь с Тюковым — «кругами бегаем». С другой стороны, может, это и понятно — тема неустроенности, потерянности вечная в искусстве, как и идея, что спасемся только любовью, включая нашу (мою точно!) любовь к персонажам фильма. В общем, «Аритмия» пробудила мысль, чувства — это уже немало.

    • Джек

      Посмотрел я «Аритмию». Многое там показано абсолютно жизненно. Работе врача «скорой помощи» в России не позавидуешь. Та «чернуха», которой полон фильм, это нужно признать- срез нашей действительности. Каждый персонаж в нём это жертва обстоятельств, которые он поменять не в силах. Даже представители самой гуманной профессии- врачи, которые должны спасть жизнь людям в смертельных ситуациях, оказывается не всегда должны это делать, поскольку могут ухудшится показатели работы станции. Эта приверженность к показателям, игра в «процентики» и «галочки» когда- нибудь доведёт до социального взрыва.
      Игра актёров великолепна. А вот режтиссёру хочется заметить, что секс на мойке для посуды не удобен. Нужно было самому попробовать. прежде чем снимать, а то американских триллеров насмотрятся и в российское кино из них отдельные моменты тащат для оживляжа.

  • Эль

    Наверное, тяжело так жить? По крайней мере, окружающим точно — от вашего исторгнутого.
    Не о сути говорю, о форме. Сочувствую вам, противно у вас, но не исторгайте на других, вынужденных читать, это точно нарушение личного пространства других.
    Или ставьте предупреждающий знак — «сейчас пойдёт моя физиология».

    • Эль

      Адресовано автору предыдущего комментария.

  • Андрей Тюков

    Тонко чувствующая собака возвращается на свою блевотину. Собака бездомная, бесхозная, жить негде и «некуда». Вопрос «а зачем же тогда?..» одно из решений и находит в этом возвращении, решение иллюзорное: «а вот затем, чтобы осмыслить, и уж впредь — никогда, ни за что…»
    Смотришь фильмы сегодняшние (из настоящих) — «Аритмия», «Нелюбовь», «Теснота» — и странное, товарищ, чувство: а где же прошедшие тридцать лет? Это «дети» муратовского «Астенического синдрома», — 1989-й, между прочим, год! Неужели ничего не изменилось с тех пор — в искусстве, в жизни, в головах? Ведь, кругами бегаем. А казалось — переменится всё, и мы с ним. Не переменилось. И мы, похоже, всё те же; только «разностороннее и хуже»… Может, не всё тогда выблевали? Вот и тянет на прошлое. К первосцене — тянет.

    • Джек

      Вы, уж, определитесь. Тянет на свою блевотину или снова поблевать, коли не всё ещё выблевано?