Кино

Наш киноклуб: фильм «Елена»

{hsimage|Кадр из фильма ||||} Вторым фильмом в нашем киноклубе стала «Елена» Андрея Звягинцева. Эта лента получила приз  в Каннах, собрала множество призов международных фестивалей и несколько российских «Золотых орлов».
 
Своим мнением о фильме поделились Леонид Прокофьев, Анна Бойцева, Надежда Титова и Максим Мордвинцев.

 

«Елену» невозможно забыть. Это не просто сильный фильм, он взламывает душу, заставляет спорить и думать.

 

Леонид Прокофьев, актер, ведущий, шоумен, маркетолог, Петрозаводск:  «Великолепное кино!»

— Фильм очень тонкий, пронизывающий. Операторская работа на пять баллов! Смирнов — прекраснейший актер. Сюжет весьма занятный, но поскольку он, как и всегда, зависит от характеров персонажей, значит, сценарист, прописав их так изобретательно, потрудился на славу. Великолепное кино, отличные начало и конец, звук — шесть баллов! Смотрел в кинотеатре на одном дыхании, отвлекаться нельзя. По ТВ с рекламой смотреть тоже не советую.

 

Анна Бойцева, журналист, Санкт-Петербург: «Фильм этот — взгляд со стороны»

— Фильм, получивший столь высокую оценку в Европе, ставший обладателем «Золотого орла», о котором много, по-разному говорили и писали, не мог не привлечь внимание рядового зрителя. И смотреть «Елену» Андрея Звягинцева я села именно с той целью, чтобы понять великую и глубокую мысль, которая так поразила и покорила уважаемое высокопрофессиональное жюри.

{hsimage|Кадр из фильма ||||} Не случилось. Возможно, это дело вкуса. Но фильм упорно не хотел поддаваться моему восприятию. Елена (Надежда Маркина) казалась скучной. Понятно всё: что по профессиональной привычке, выработанной за долгие годы, она и за мужем ухаживала не как жена, а как сиделка. Но однообразие, скованное спокойствие разговоров супругов, ежедневная повторяемость действий, интерьер квартиры, отвечающий европейским стандартам…

Стоп! В какой-то момент я поняла. Вот что не вяжется. В фильме поднимаются актуальные проблемы современного российского общества. Но такое впечатление, что взгляд на них мы получаем не от нашего соотечественника, а оттуда, издалека. Картина сделана качественно, она содержательна и в чем-то интересна, но не наша, чужеродная, что ли.

Наверное, стремление сделать фильм, отвечающий европейским стандартам, оправдан. Этим и объясняется такой ошеломляющий успех за границей. Но в очередной раз убеждаюсь, что современному российскому кинематографу очень мешает быть по-настоящему самобытным это вечное стремление догнать и перегнать.

 

Надежда Титова, фотограф, Москва: «Вы сами расставите акценты добра и зла»

— Фильм умный, наверное, для меня это главная его  характеристика. Она же самая важная для меня. После просмотра мне показалось, что я  прочла рассказ. Недлинный, но очень сильный… Звягинцев не дает характеристик героев или своего отношения к ним. Он не дает своей оценки происходящему на экране. Он дает нам возможность решить для себя, на чьей стороне наши симпатии, чья позиция ближе. Возможно, поэтому я лично слышала такие разные отзывы о фильме. Эта маленькая, короткая зарисовка, в который вы сами расставите акценты добра и зла. Даже окончание явно не точка, это многоточие, это возможность решить, а что дальше… Я не люблю людей, которые оправдывают свою лень. Только думающий, работающий человек может вызвать у меня уважение. Поэтому для себя я все решила уже в самом начале. Потом только все больше погружалась в ужас происходящего, в обыденность свершения   ужасных вещей.

 

Максим Мордвинцев,  учитель экономики и правовой культуры, Петрозаводск: «Один из лучших фильмов, снятых в России»

— Сюжет фильма прост. Его  можно описать буквально в двух предложениях. Бедная Елена живет с богатым Владимиром, который собирается после смерти оставить большую часть наследства не Елене, а своей дочери-гедонистке. Елена, в свою очередь, совершает преступление, чтобы спасти внука от армии и помочь своему сыну. Но сюжет здесь не играет большого значения. Действие идет медленно, и заявленное преступление произойдет только на исходе двух третей картины. На первый взгляд, неожиданных последствий у преступления тоже не будет. То есть все пройдет и закончится вполне предсказуемо. Но от этого и страшно. Страшно оттого, насколько все пугающе логично.
Смысл фильма не в сюжете, а во  множестве деталей, разбросанных по фильму будто невзначай. Например, есть сцена, в которой Елена говорит, что не знает значения слова "гедонистка". Владимир отвечает: "Это по-вашему эгоистка". Маленькая деталь — уточнение "по-вашему" — как нельзя лучше отражает отношение Владимира как представителя своего класса к Елене как представителю ее класса.

{hsimage|Кадр из фильма ||||} Это фильм о социальном расслоении. Не о расслоении по доходам, а именно о социальном расслоении. Елена и ее семья, Владимир и его дочь живут в двух разных мирах в одном и том же городе. Насколько далеки эти два мира показывает методично снятое путешествие Елены на квартиру к своему сыну в самом начале фильма. Эти миры либо не пересекаются вовсе, либо пересекаются, но отношения у них специфические: как замечает Владимир, он Елене выплачивает "ренту". Это отношения деловые. Между Еленой и Владимиром во время фильма возникают отношения, которые не укладываются в "рентную" модель, то есть между ними возникают моменты, когда они близки именно как люди, а не как субъекты с разными уровнями доходов. Но и в Елене, и во Владимире проявляется, прежде всего, именно склонность к отношениям, построенным на деньгах.

На первый взгляд может показаться, что Елена — единственный положительный персонаж в неприглядной картине русской жизни, но мне кажется, что Елена — как раз самый главный злодей и, как следствие, самая главная жертва своего преступления. Елена совершает преступление, она же спасает внука от армии, а сына от бедности. Но, совершив преступление, она лишает себя единственного человека, который проявлял к ней хоть какие-то положительные чувства (Владимира), а, обеспечив сына и внука, лишает их каких-либо стимулов к какой-либо деятельности, кроме распития пива целыми днями и драк по вечерам. Самый яркий символ в этом фильме — мертвая белая лошадь, которую видит Елена по дороге к своему сыну. Эта лошадь как сама Елена: она старается ради близких ей людей, но ее удел — свалиться замертво в один прекрасный момент, когда ей уже никто не поможет, кроме ее близких.

{hsimage|Кадр из фильма ||||} "Елена" — фильм о любви и ее диспропорциях. Елена слишком любит своего сына и своего внука, но они безразличны к ней. Владимир любит свою дочь, но единственное, чего она хочет, — это откусить максимально большой кусок пирога, который останется после его смерти. В этом фильме есть персонажи, которые любят слишком сильно,  так, что эта любовь вредит тем, кого они любят, а есть персонажи, которые любят слишком мало или не любят вообще, что, разумеется, положительных последствий тоже не несет.

А что же будет дальше? Пожалуй, самый страшный кадр фильма — младенец на фоне черной простыни. Этот мастерский кадр оператора Михаила Кричмана — вопрос о будущем и печальный ответ. Фильм заканчивается тем же кадром, каким и начался. Ничего не изменилось.

Следует отметить еще и музыку Филиппа Гласса. Я очень люблю этого композитора, его музыка прекрасно ложится на драматургию картины.

Не обманитесь: кроме сюжета, который лежит на поверхности, есть скрытый сюжет, который выражен в деталях: коротких репликах, взглядах, движениях камеры. «Елена»   один из немногих фильмов такого масштаба о России. Масштаб здесь проявляется не в бюджете постановки, а в сложности и актуальности проблемы, которой посвящен фильм. Я еще не видел фильма, который бы так смело говорил о таком остром социальном конфликте в российском обществе. На мой взгляд, "Елена" — если не лучший, то по крайней мере один из лучших фильмов, снятых в России. Подумайте над фильмом — и вам станет страшно. Но пережитый страх — очень действенный способ посмотреть на наше общество по-другому, а, может, и на самого себя.

 Фото с сайта http://www.film.ru

Следующий фильм, который мы смотрим, — "Шапито-шоу" Сергея Лобана с Петром Мамоновым в главной роли. О нем пишут: "Это тот фильм, который можно назвать новым словом отечественного кинематографа. Кажется, что в нём соединились сразу три вещи: кино, как таковое, цирк и театр".

 

 

 

  • Мария

    Но кадр с младенцем все же мне показался несколько зловещим. Было такое ощущение, будто что-то может произойти. А по поводу игры в футбол. Там ведь, кажется, играли люди другой национальности, которые приехали на заработки, то есть еще одна грань социального расслоения…

  • Михаил

    Но ребенок не просто спит в кадре. Он просыпается и садится. И у него может быть все по другому. И его старший брат смотрит с балкона на сверстников играющих в футбол. Хочется верить, что дети могут быть другими.

  • Наталья.

    На вопрос—к чему ребёнок в конце фильма.По-моему,это и есть самое печальное и безысходное.Всё в этой семье по кругу,всё повторяется.И малыш в такои примитивной обстановке не будет другим.И пойдёт по очередному кругу жизнь:тупое глядение в ТВ,пиво,скука и что ещё—не известно…

  • даниил

    Почему то показалось, что Звягинцев намекает на обязательные последствия преступления, мне кажется что после титров что-то произойдет в её семье, что-то не так будет. Так и лёг спать жалея сына Елены, который сопьётся,внука который всё равно после первой же сессии пойдёт в армию, да и всю остальную семью я думаю счастье не ждет. Не знаю, фильм показался понятным и знакомым. Он подтверждает деление на классовость и даже показывает борьбу между этими классами. Всё правильно сказано выше про фразу «У вас…» .Понравился.

  • Мария Голубева

    Я читала такое мнение, что фильм «Елена» является как раз русским, поэтому он и не получил главных европейских премий. В Каннах специальный приз жюри конкурса «Особый взгляд». «Изгнание» и «Возвращение» — это более европейское кино, а в «Елене» как раз много примет именно российских. Знаю, что это мнение и Максима Мордвинцева, он комментировал фильм)

  • Юлия Шестаг

    Фильм-размышление. Именно этим мне и понравился — почти документальностью повествования, констатацией факта, без расстановки акцентов и морализации, отстранённостью взгляда, взгляда наблюдателя, хотя и очень близкого, почти «интимного» к главной героине Елене. Не соглашусь, что фильм о России. Я бы сказала, и о России тоже. Фильм принципиально не русский, т.е. это фильм без привязок к национальности, или к стране, вообще без привязок к месту и времени. Тот же сюжет, те же кулисы могли быть увиденными и в Берлине, в Париже, Лондоне, Нью-Йорке сегодня, а сюжет не имеет срока давности. И режиссура и классическая манера «закруглённого» повествования (первые и последние кадры) и блестящая работа оператора и игра актёров представляют нам эту историю именно как вечную и общечеловеческую.

  • Александра

    Я этот фильм сначала посмотрела, а потом вроде бы и забыла. Но произошла тут одна ситуация. Человек, очень обеспеченный человек, дал понять, что отдать из своего бюджета сумму в тысяч сто рублей готов сразу же. То есть для него это возможно. И я поняла, насколько по-разному мы живем. То есть, как минимум, в нашем мире существует два уровня достатка. Но уровней этих больше. И тут я вспомнила «Елену». Меня пугают такие пропасти между людьми. Они измеряются не только уровнем дохода, но и разностью мировосприятия. Безусловно сильный фильм, но я очень злилась, когда смотрела, легко позабыла его, но быстро вспомнила, когда коснулось меня.

  • Михаил

    Понравилась рубрика. Помогает выбрать хорошие фильмы и сравнить свои впечатления и мысли, с мнениями других людей.

    Елену смотрел поздно. После сразу лег спать, но мысли вертелись в голове какое-то время. Думал о преступлении. До самого момента казалось, что она не думала об этом и готова не была. Мысль пришла Елене в голову после телефонного разговора с сыном, где она сказала «что-нибудь придумаем…» Если честно, не понял смысла эпизода с мертвой лошадью, хотя во время просмотра обратил на него внимание, понял, что эпизод знаковый. Комментарий Максима Мордвинцева порадовал в этом плане, но не убедил на 100%. Также не понял окончания фильма, сцены с ребенком на покрывале. Опять же, прочитал комментарий Максима, но этого не хватило.

    Музыка в фильме понравилась. Очень органично вписывается, соответствует настроению, но красива очень, и иногда ловил себя на мысли, что слушаю и забываю смотреть.

    Еще думал над классовым расслоением. Елена спрашивает мужа от том, почему он считает себя и дочь особенными, отличными от ее семьи. На первый взгляд, кажется, что мысль логична, но смотришь на них и ведь отличаются! Даже дочь, которая ведет весьма спорный образ жизни, и рассуждает об ее устройстве в своеобразной манере — личность! А Елена и семья ее сына просто живут. Потом пришла мысль о соответствии «цены» преступления его цели. Убить мужа, чтобы не отправлять внука в армию??? Это вообще ставит мою логику в тупик.

    Еще понравилось то, что видео очень близко к реальности. Во время просмотра не возникает ощущения «сказки». А многие эпизоды угадываются на раз. Смотришь и понимаешь, что сын Елены сейчас откроет холодильник и будет искать в нем пиво.
    У меня есть один знакомый, которого я сразу вспомнил посмотрев на мужа Елены. И внешнее сходство и внутреннее, и отношение к людям, к работе, к деньгам, и ауди … Сам удивился, насколько точно получилось у Звягинцева нарисовать этот образ.

  • катерина

    Гнев — вот чувство, возникшее и нарастающее по мере просмотра фильма «Елена». Очень тяжелый фильм, воспринимается не как вымысел.Мне после него хотелось самой убить… Сильный фильм, но такого кино смотреть не хочу.

  • Елена

    Хорошо бы ещё фотографии высказавшихся размещать