«Елену» невозможно забыть. Это не просто сильный фильм, он взламывает душу, заставляет спорить и думать.
Леонид Прокофьев, актер, ведущий, шоумен, маркетолог, Петрозаводск: «Великолепное кино!»
— Фильм очень тонкий, пронизывающий. Операторская работа на пять баллов! Смирнов — прекраснейший актер. Сюжет весьма занятный, но поскольку он, как и всегда, зависит от характеров персонажей, значит, сценарист, прописав их так изобретательно, потрудился на славу. Великолепное кино, отличные начало и конец, звук — шесть баллов! Смотрел в кинотеатре на одном дыхании, отвлекаться нельзя. По ТВ с рекламой смотреть тоже не советую.
Анна Бойцева, журналист, Санкт-Петербург: «Фильм этот — взгляд со стороны»
— Фильм, получивший столь высокую оценку в Европе, ставший обладателем «Золотого орла», о котором много, по-разному говорили и писали, не мог не привлечь внимание рядового зрителя. И смотреть «Елену» Андрея Звягинцева я села именно с той целью, чтобы понять великую и глубокую мысль, которая так поразила и покорила уважаемое высокопрофессиональное жюри.
{hsimage|Кадр из фильма ||||} Не случилось. Возможно, это дело вкуса. Но фильм упорно не хотел поддаваться моему восприятию. Елена (Надежда Маркина) казалась скучной. Понятно всё: что по профессиональной привычке, выработанной за долгие годы, она и за мужем ухаживала не как жена, а как сиделка. Но однообразие, скованное спокойствие разговоров супругов, ежедневная повторяемость действий, интерьер квартиры, отвечающий европейским стандартам…
Стоп! В какой-то момент я поняла. Вот что не вяжется. В фильме поднимаются актуальные проблемы современного российского общества. Но такое впечатление, что взгляд на них мы получаем не от нашего соотечественника, а оттуда, издалека. Картина сделана качественно, она содержательна и в чем-то интересна, но не наша, чужеродная, что ли.
Наверное, стремление сделать фильм, отвечающий европейским стандартам, оправдан. Этим и объясняется такой ошеломляющий успех за границей. Но в очередной раз убеждаюсь, что современному российскому кинематографу очень мешает быть по-настоящему самобытным это вечное стремление догнать и перегнать.
Надежда Титова, фотограф, Москва: «Вы сами расставите акценты добра и зла»
— Фильм умный, наверное, для меня это главная его характеристика. Она же самая важная для меня. После просмотра мне показалось, что я прочла рассказ. Недлинный, но очень сильный… Звягинцев не дает характеристик героев или своего отношения к ним. Он не дает своей оценки происходящему на экране. Он дает нам возможность решить для себя, на чьей стороне наши симпатии, чья позиция ближе. Возможно, поэтому я лично слышала такие разные отзывы о фильме. Эта маленькая, короткая зарисовка, в который вы сами расставите акценты добра и зла. Даже окончание явно не точка, это многоточие, это возможность решить, а что дальше… Я не люблю людей, которые оправдывают свою лень. Только думающий, работающий человек может вызвать у меня уважение. Поэтому для себя я все решила уже в самом начале. Потом только все больше погружалась в ужас происходящего, в обыденность свершения ужасных вещей.
Максим Мордвинцев, учитель экономики и правовой культуры, Петрозаводск: «Один из лучших фильмов, снятых в России»
— Сюжет фильма прост. Его можно описать буквально в двух предложениях. Бедная Елена живет с богатым Владимиром, который собирается после смерти оставить большую часть наследства не Елене, а своей дочери-гедонистке. Елена, в свою очередь, совершает преступление, чтобы спасти внука от армии и помочь своему сыну. Но сюжет здесь не играет большого значения. Действие идет медленно, и заявленное преступление произойдет только на исходе двух третей картины. На первый взгляд, неожиданных последствий у преступления тоже не будет. То есть все пройдет и закончится вполне предсказуемо. Но от этого и страшно. Страшно оттого, насколько все пугающе логично.
Смысл фильма не в сюжете, а во множестве деталей, разбросанных по фильму будто невзначай. Например, есть сцена, в которой Елена говорит, что не знает значения слова "гедонистка". Владимир отвечает: "Это по-вашему эгоистка". Маленькая деталь — уточнение "по-вашему" — как нельзя лучше отражает отношение Владимира как представителя своего класса к Елене как представителю ее класса.
{hsimage|Кадр из фильма ||||} Это фильм о социальном расслоении. Не о расслоении по доходам, а именно о социальном расслоении. Елена и ее семья, Владимир и его дочь живут в двух разных мирах в одном и том же городе. Насколько далеки эти два мира показывает методично снятое путешествие Елены на квартиру к своему сыну в самом начале фильма. Эти миры либо не пересекаются вовсе, либо пересекаются, но отношения у них специфические: как замечает Владимир, он Елене выплачивает "ренту". Это отношения деловые. Между Еленой и Владимиром во время фильма возникают отношения, которые не укладываются в "рентную" модель, то есть между ними возникают моменты, когда они близки именно как люди, а не как субъекты с разными уровнями доходов. Но и в Елене, и во Владимире проявляется, прежде всего, именно склонность к отношениям, построенным на деньгах.
На первый взгляд может показаться, что Елена — единственный положительный персонаж в неприглядной картине русской жизни, но мне кажется, что Елена — как раз самый главный злодей и, как следствие, самая главная жертва своего преступления. Елена совершает преступление, она же спасает внука от армии, а сына от бедности. Но, совершив преступление, она лишает себя единственного человека, который проявлял к ней хоть какие-то положительные чувства (Владимира), а, обеспечив сына и внука, лишает их каких-либо стимулов к какой-либо деятельности, кроме распития пива целыми днями и драк по вечерам. Самый яркий символ в этом фильме — мертвая белая лошадь, которую видит Елена по дороге к своему сыну. Эта лошадь как сама Елена: она старается ради близких ей людей, но ее удел — свалиться замертво в один прекрасный момент, когда ей уже никто не поможет, кроме ее близких.
{hsimage|Кадр из фильма ||||} "Елена" — фильм о любви и ее диспропорциях. Елена слишком любит своего сына и своего внука, но они безразличны к ней. Владимир любит свою дочь, но единственное, чего она хочет, — это откусить максимально большой кусок пирога, который останется после его смерти. В этом фильме есть персонажи, которые любят слишком сильно, так, что эта любовь вредит тем, кого они любят, а есть персонажи, которые любят слишком мало или не любят вообще, что, разумеется, положительных последствий тоже не несет.
А что же будет дальше? Пожалуй, самый страшный кадр фильма — младенец на фоне черной простыни. Этот мастерский кадр оператора Михаила Кричмана — вопрос о будущем и печальный ответ. Фильм заканчивается тем же кадром, каким и начался. Ничего не изменилось.
Следует отметить еще и музыку Филиппа Гласса. Я очень люблю этого композитора, его музыка прекрасно ложится на драматургию картины.
Не обманитесь: кроме сюжета, который лежит на поверхности, есть скрытый сюжет, который выражен в деталях: коротких репликах, взглядах, движениях камеры. «Елена» — один из немногих фильмов такого масштаба о России. Масштаб здесь проявляется не в бюджете постановки, а в сложности и актуальности проблемы, которой посвящен фильм. Я еще не видел фильма, который бы так смело говорил о таком остром социальном конфликте в российском обществе. На мой взгляд, "Елена" — если не лучший, то по крайней мере один из лучших фильмов, снятых в России. Подумайте над фильмом — и вам станет страшно. Но пережитый страх — очень действенный способ посмотреть на наше общество по-другому, а, может, и на самого себя.
Фото с сайта http://www.film.ru
Следующий фильм, который мы смотрим, — "Шапито-шоу" Сергея Лобана с Петром Мамоновым в главной роли. О нем пишут: "Это тот фильм, который можно назвать новым словом отечественного кинематографа. Кажется, что в нём соединились сразу три вещи: кино, как таковое, цирк и театр".