Неделя кино Финляндии прошла в Петрозаводске в 22-й раз. Программа интереснейшая — 9 новых фильмов для детей и взрослых, отмеченных на международных кинофестивалях. Все показы прошли при полных залах.
Публикуем отзывы о некоторых увиденных лентах. «Последнюю сделку» сразу несколько человек назвали шедевром.
Марина Березина: «Люблю слушать язык, который изучаю»
— Мне очень нравится финское кино, хожу на фестиваль уже не один год. Всегда бываю под впечатлением. Люблю слушать язык, который изучаю. Фильмы всегда неординарные, от многих остается впечатление надолго, всегда советую дочери посмотреть то, что особенно понравилось. Фильмы «Пустота» и «Последняя сделка» — просто шедевры, очень рада, что их увидела!
Алла Витухновская: «Прошло два дня, а я всё думаю о фильме…»
— Фильм «Пустота» — о вечном: об отношениях между мужем и женой, между взрослыми детьми и пожилыми родителями, между коллегами… Но необычны главные герои: он – известный писатель, находящийся в последние годы в глубоком творческом кризисе, она – востребованная актриса.
Они не похожи на звездную пару в нашем понимании: живут в обычной (для Финляндии) квартире, никакой роскоши, никакой звездности. Они любят друг друга (и это видно по всему), но им трудно быть вместе…
Актеры произносят мало слов, редко улыбаются, но мы понимаем их внутреннее состояние. Мужественный, всегда мрачный Ээро (актер Томми Корпела) раскрепощается только в компании более успешного писателя, живущего в Лапландии. Хороша актриса Лаура Бирн (Пихла). Неяркая, даже блеклая в обычной жизни и в общении с мужем и родителями, всегда грустная, она преображается только в кадрах своих фильмов, становясь женственной, обаятельной, красивой… Они оба меняются после рождения ребенка, но и здесь не все просто, и их ожидают новые проблемы.
Фильм не очень ровный, с обрывами и несколькими концовками. Но вот прошло два дня, а я все думаю о нем, вспоминаю и понимаю Пихлу, спорю с Ээро о его одном поступке и уважаю за другой… Нет, все-таки, это не пустота, а сложность и неоднозначность жизни.
Зоя Питерская: ««Земля надежды» — фильм о любви вопреки времени, семье и обстоятельствам»
– Неделя кино Финляндии – отличный повод сходить в кинозал и познакомиться с творчеством северных соседей на большом экране. Посмотрела «Землю надежды» — фильм о любви вопреки времени, семье и обстоятельствам. В ленте есть всё для хорошего кино: неплохой юмор, интересные повороты сюжета, хороший актерский состав. Актриса, исполнившая роль Анни, достойна всяческих похвал – ей веришь с первого слова и сопереживаешь на протяжении всего фильма.
Воспитанному на американских голливудских концовках зрителю, финал киноленты может показаться смазанным и неинтересным. Однако, на мой взгляд, именно эта сцена полностью раскрывает героя Вейкко. После такого завершения ленты ни у зрителя, ни у главной героини не остаётся сомнений в его преданности и искренней любви.
Ирина Ларионова: «Фильм «Последняя сделка» — шедевр!»
— На самом деле я мало знаю финское кино. Пишут, что оно, как и скандинавское, переживает сейчас лучшие времена. Меня удивила информация, что Финляндия по-прежнему сохраняет за собой первое место в Северной Европе и второе в Европе по посещаемости своих картин.
На неделе финского кино в Петрозаводске посмотрела два фильма, и оба раза был полон зал в кинотеатре «Премьер», который радует своими культурными киношными ликбезами.
Фильм «Аврора» получил премию Best International Feature Film на МКФ в Эдинбурге. Мировая премьера состоялась на МКФ в Гётеборге. Фильм меня не впечатлил. Показана малознакомая для меня сторона жизни финнов. Мы все знаем, что финны любят выпить и склонны к депрессии на пустом, как нам кажется, месте, а кино приоткрыло эту сторону жизни, особенно среди молодежи. Удивило и то, что финская молодежь тоже в поисках счастья и лучшей доли стремится уехать, в данном случае в Норвегию. А нам кажется иногда, что в Финляндии все счастливы. В то же время в фильме есть привлекательные моменты: самоирония, юмор, атмосфера. Актеры чудесные.
Фильм «Последняя сделка» — шедевр! Понравилось всё: великолепная игра актеров, снято аутентично, по-особенному, красиво, со вкусом, история простая и трогающая за душу. Сделано так, что ни на минуту не отвлечься — захватывает, заставляет сопереживать героям. И так всё знакомо, включая Хельсинки, и даже речь кажется такой родной.
Елена Сярки: «Благодаря финскому кино я лучше понимаю финскую часть своей семьи»
— Я не первый раз на фестивале финского кино. Смотрю, конечно, не все фильмы. Я не киновед, но мне интересно финское кино своей самобытностью и сохранением национальной индивидуальности, которая проявляется и в кино. Они сохраняют атмосферу своей страны, уклада жизни. В принципе в этих фильмах ничего особенного не происходит, в них просто течет жизнь. На этот раз мне особенно понравились два фильма — «Пустота» и шедевр «Последняя сделка».
Тема «Последней сделки» мне особенно близка. Очень переживала за героев. В фильме емко показаны отношения между родными. Мне это понятно и, может быть, благодаря финскому кино я лучше понимаю финскую часть своей семьи. Интересно наблюдать за героями, как они общаются друг с другом, как сохраняют пространство друг друга и как даже в семейных распрях сохраняют уважение к миру другого человека, возможно, того не осознавая. Это у них в генах.
А еще меня не отпускает музыка в этих фильмах. Как грамотно, точно они ее используют! В «Пустоте» звучит всем известный Альбинони, но какое там классное переложение музыки на для другого инструмента, как он звучит! У меня до сих пор мороз по коже.
Хочу сказать два слова об устроителях. Зал «Премьера» не сказать, чтобы презентабельный, и нет там особой фестивальной помпы, но есть особая теплота, которую создают люди, там работающие. На фестивале работал блестящий переводчик — Арто Ринне. Он так искусно переводит тексты, что ты полностью погружаешься в фильм.
Татьяна Полевая: «Финны стали гражданами мира»
— Посмотрела четыре фильма. В трех увидела общее в сюжете: ребенок помогает обрести смысл жизни, соединяет несоединимые, казалось бы, жизни.
В сентиментальной ленте «Мастер Чен» Мики Каурисмяки, напоминающем по интонации рязановские картины, где-то в Лапландии встретились два одиночества — обаятельная финка, владелица небольшого ресторана, и китаец, шеф-повар из Шанхая, вдовец с ребенком. Никто не мешает их чувствам, напротив — все стремятся помочь. Хэппи энд предсказуем. Обращает на себя внимание тот факт, что герои, не только главные, общаются друг с другом по-английски.
В «Авроре» Миии Терво действие тоже происходит в Лапландии. Непутевая девушка Аврора встречает иранца Дариана, у которого есть маленькая дочь. Она пытается помочь Дариану, которому нужен легальный статус, но мешает то одно, то другое. Причем помогает не только она, но и другие финны. Так сказать, толерантность в действии. Откровенные сцены шокировали некоторых наших зрителей, хотя они оправданны: авторы не сказку снимают, а показывают реальную жизнь. В финале дочь соединяет Аврору и Дариана. Герои и здесь общаются по-английски.
В «Пустоте» Алекси Салменперы писатель Ээро переживает затяжной творческий кризис, не может написать ни строчки, становится банкротом. Попытки найти себя терпят крах, ничего по существу не меняет даже успех романа, который перед смертью подарил ему другой писатель. И все-таки Ээро обретает смысл — в ребенке своей погибшей подруги-актрисы. В роли Ээро убедителен актер Томми Корпела, которого мы полюбили в фильме «Вечный путь».
Сильнейшее впечатление произвел на меня завершающий неделю фильм «Последняя сделка» Клауса Хярё. Это кино высшей пробы, от которого невозможно оторваться: захватывает не только фабула, закрученная вокруг картины «Христос» с предполагаемым авторством Ильи Репина (в фильме звучит фраза «Ни один финн так не напишет»), но и чисто кинематографическая магия, которую не хочется вербализировать. По моему личному рейтингу фильм достоин 10 баллов из 10-ти.
Все четыре фильма, которые я посмотрела, отличаются качественной режиссурой и убедительными актерскими работами, крепкими сценариями, юмором. И еще одно замечаешь: финны не замыкаются в границах своей страны, они действительно стали гражданами мира.