Главное, Кино, Культура

Пройти через Голгофу

Кадр из фильма "Вечный путь"

О трагических судьбах американских финнов, переселившихся в 20-х — начале 30-х годов в Советскую Карелию, рассказывает  фильм Ikitie, что значит «Вечный путь». Он снят по роману Антти Туури и основан на реальных событиях. Картину показали на открытии Недели кино Финляндии в Петрозаводске. 

 

— Я сегодня волнуюсь больше, чем обычно, потому что история этого фильма близка жителям Петрозаводска. Этот фильм — дань уважения тем людям, которые много сделали и о которых потом забыли или не хотели вспоминать. С помощью этого фильма мы выпускаем скелет из шкафа. Эта история — об идеалистах, о том, что всегда можно создать лучший мир. Она будет актуальна, потому что люди всегда стремятся к лучшему, — рассказал на обсуждении продюсер Илкка Матила. Кстати, был запланирован один показ, но, видя интерес зрителей, устроили дополнительный сеанс. Зал оба раза был полон.

Илкка Матила (справа) на обсуждении фильма
Илкка Матила (справа) на обсуждении фильма в петрозаводском киноцентре «Премьер». Фото Юлии Тапио

В 1920-30-х годах в Советский Союз из Финляндии переехало около 30 тысяч человек, в том числе и 6 тысяч финнов из Америки. Большинство из них были финскими коммунистами, которые хотели построить новый, справедливый мир.

Фильм «Вечный путь» режиссера Антти-Юсси Аннила начинается с того, что после столкновения с националистами рабочий Юсси Кетола, которого те считают коммунистом, сбегает из Финляндии и оказывается на территории СССР. Сотрудники НКВД обратно его не отпускают и ставят перед выбором: или он регулярно доносит на своих, или его обвиняют в шпионаже. Жене в Финляндию сообщают, что он умер.

В фильме есть две линии, на пересечении которых находится герой. Юсси, уже под другой фамилией,  работает в коммуне Хопеа, созданной переселенцами из Америки, создаёт новую семью. В НКВД его периодически допрашивают: что замышляют переселенцы? Он ничего не рассказывает.

Юсси и сотрудник НКВД Каллонен
Юсси и сотрудник НКВД Каллонен

Наступает 1937 год. Коммуна разрушена… Детей, женщин и мужчин загоняют на грузовики и увозят в неизвестность. На глазах Юсси убивают горячо любимого сына. Дом коммуны горит. Это переломный момент для героя, когда приходит осознание, что «социалистический рай на земле» — утопия.

После пыток, требований подписать признания в заговоре членов коммуны ведут на расстрел. В яму падает один, другой… Юсси тоже ожидает выстрела, но нет, он ещё нужен живым. Удар лицом о землю, усмешки  Каллонена, почти каменные лица палачей. И белые одежды убитых коммунаров, словно пятна света на этой кровавой картине.

Кадр из фильма "Вечный путь"
В центре Юсси (Томми Корпела) , слева — Сара (выдающаяся датская актриса Сидсе Бабетт Кнудсен)

 

Юсси всё же удается вырваться и  добраться до дома в Финляндии. Жизнь, по словам жены, они продолжат с того дня, когда много лет назад его увезли из дома националисты.

 

Фильм произвёл сильное впечатление на зрителей в петрозаводском кинозале. Илкка Матила рассказал, что история Юсси Кетола собрана из биографий двух разных людей. Настоящий Юсси исчез во время репрессий. А второму человеку удалось вернуться.

Илкка Матила ответил на критику, что в фильме преувеличена роль религии. По его словам, Антти Туури серьёзно изучал коммуны с их утопическими идеями. Там верили, что Христос был первым социалистом. Естественно, когда коммунары приехали в Советский Союз, у них возник конфликт с атеистическим государством.

Мне удалось встретиться с Виено Злобиной, — рассказал продюсер. — Ей сейчас 98 лет. Когда ей было семь лет, родители приехали в Карелию и основали под Олонцом финскую коммуну «Сяде» — прообраз коммуны Хопеа в фильме. Сама Виено стала прототипом образа Мэри, которая вспоминает эту историю в пожилом возрасте. По ее словам, она всегда думала, какими были последние мысли её отца у края расстрельной ямы. Можете себе представить, как я волновался, когда привёл женщину на показ этого фильма в Эстонии! Она была потрясена, но после сказала, что те люди, которым удалось это прожить, могут выдержать и просмотр фильма.

— Такие фильмы нельзя показывать и нельзя снимать. Это невозможно смотреть. Невозможно прожить. Но спасибо огромное, что вы снимаете и показываете. У нас пытаются забыть об этом, извратить, сказать, что этого не было. И я хочу назвать имя Юрия Дмитриева. Он открыл Сандармох, но как много людей приезжает туда? Но те, кто пришли сегодня, пришли неслучайно. Они будут и в Сандармохе, и в Красном бору. Они будут помнить, — высказалась Юлия Свинцова, одна из зрительниц. В ответ на это Илкка заметил, что  в Сандармохе на камне высечена надпись «Люди, не убивайте друг друга», которая послужила девизом при создании этого фильма.

— Самое название Ikitie мне близко, — взял слово главный режиссер Национального театра Карелии Сергей Пронин. — Судьба человека делает кольцо и всё равно возвращает его к самому себе. Целые нации проходят через Голгофу, чтобы всё равно остаться людьми.

Эти слова — своеобразное послесловие к фильму. Мы должны знать и помнить прошлое. Мы должны раз за разом вытаскивать скелетов из шкафа. Без этого у республики нет будущего, как бы пафосно это ни звучало.

Юлия Тапио, 

студентка ПетрГУ

 

«Лицей» попросил поделиться своим мнением первых в Карелии зрителей картины.

Инна Гоккоева, общественница: — Фильм очень задел, он о том, что только изредка и почти шепотом обсуждалось в семье. Молодежь должна знать свою историю не только в пересказах бабушек, дедов. Фильм жесток, но реальные события были много хуже. На судьбе маленького колхоза мы увидели масштаб трагедии не только нашей страны. Но и США, Канады, где люди жили неблагополучно, иначе они бы не сорвались с места, и Финляндии, из которой семьями эмигрировали люди, только бы сохранить жизнь в условиях разборок «красных» с «белыми». Я не очень поверила безобидному выдворению из своей страны главного героя Юсси: в самом начале якобы вывезти хотели и до границы довезли, да вот финские пограничники не разрешили… Как поступали в эти годы финны, они лучше знают. Но фильм художественный, да и про себя о плохом решили умолчать. И всё же фильм потряс сюжетом, достоверностью, искренностью, прекрасной игрой актёров! Тема вечная — как сохранить человеческое лицо в нечеловеческих условиях.

Денис Кузнецов, замдиректора Национального музея Карелии: — «Вечный путь» — эпический фильм про вечные вопросы человеческой жизни. Фильм меня заинтересовал в немалой степени потому, что пять лет назад я принимал непосредственное участие в организации выставки о североамериканских финнах в Советской Карелии. Этот художественный фильм заслуживает не только финского и российского, но и мирового проката. Мне как музейщику, однако, интересно поделиться некоторыми соображениями по поводу исторических деталей. Действие фильма происходит в Петрозаводске 1930-х годов, хотя съемки в нашем городе не проходили. В каких выразительных локациях могли бы сниматься сцены фильма? Довоенного Петрозаводска почти не осталось: площадь Ленина, деревянные дома на проспекте Ленина напротив гостиницы «Северной», улица Карла Маркса… Другое значимое место действия — колхоз «Хопеа», прототипом которого стала коммуна «Сяде», основанная финнами-эмигрантами из Северной Америки в Олонецком районе в 1925-1927 годах. В фильме жизнь общины коммунаров — именно так их хочется называть — показывается как библейская история. Это христианский подвиг обретения «земли обетованной» в труднейших условиях. Финские коммунисты вряд ли сообща молились и общались между собой только по-английски, но вдумчивый зритель понимает, зачем это сделано в кино. Сцены стройки поселка как будто вдохновлены рисунками немецкого художника Фогелера, запечатлевшего строительство социализма в Карелии в начале 1930-х.  С другой стороны, идеализированный труд коммунаров отсылает зрителя к лучшим фильмам о Диком Западе, фермерском переселении на Фронтир, освоении целинных земель.

Руководители и многие участники коммуны «Сяде, образцового сельского хозяйства, были репрессированы и расстреляны в 1938-м. Возможно, самая пронзительная сцена фильма — расстрел в лесу, который напоминает Красный Бор под Петрозаводском. Совмещение расстрельного эпизода и воспоминаний о посещении этого места вызывает сильнейшие эмоции.

В общем, я не хочу критиковать художественный фильм за некоторые неточности и неувязки. В таком кино мы нуждаемся. Он особенно понятен здесь, в Карелии. Не могу не отметить отличный подбор актеров и их замечательную игру.

  • Это тоже к теме судьбы финнов в СССР:

    Jukka Rislakki), 18.3.2017
    В 1938 году в уральской тюрьме было уничтожено более 200 финнов: они закончили свою жизнь в братской могиле

    Кровавая расправа 13 марта не была единственной в своем роде. За три дня до этого в том же месте сотрудники безопасности НКВД расстреляли по меньшей мере 120 заключенных-финнов.

    Многие из расстрелянных в ту воскресную ночь были женщинами, матерями семейств. Надо полагать, что расстрелянных было больше 240. Не все имена известны.

    Сотни заключенных-финнов были привезены в Челябинск по железной дороге за два месяца до расстрела. Машины отвозили их на допросы в Управление НКВД и привозили обратно в тюрьму.

    Президент Владимир Путин провозгласил в своей программной речи на Валдае в сентябре 2013 года — одновременно с бичеванием западных ценностей и морального упадка Запада — что этническим группам всегда хорошо жилось под защитой России:

    «В России, на которую пытались в свое время навесить ярлык „тюрьмы народов“, за века не исчез ни один, даже самый малый этнос. Все они сохранили не только свою внутреннюю самостоятельность и культурную идентичность, но и свое историческое пространство».

    Далее Путин сказал, что культуре и языкам национальных меньшинств оказывалась поддержка. «Многое из того, что делалось в этом смысле раньше, нам нужно бы вернуть и взять на вооружение».

    Может быть, советникам президента следует рассказать ему о судьбе финнов в России?

    Отсюда: http://inosmi.ru/politic/20170318/238892939.html

    • Полина

      «Может быть, советникам президента следует рассказать ему о судьбе финнов в России?» =
      Ему не худо бы ему узнать о судьбе представителей и других национальностей, в том числе русской. Уничтожали всех, паранойя какая-то, разумом не понять.

      • Багинет.

        С немцами поволжья тоже поступили ужасно. но пом хоть извинились и реабилитировали. А кто знает, что с крымским греами сделали? На татар свалили. что они вроде с вермахтом сотрудничали, А украинцы? Да татарам и не снилось. Под замес и греки попали, которые от турецкой резни сбежали и в Крыму ассимилировались. Этих-то за что? Извиниться никто и не подумал. А на месте их поселений — Виллы милиардеров. Прочитать о них можно только теперь у Куприна. «Листригоны» называется.

  • К теме о трагических судьбах финляндских и американских финнов в СССР.

    3 декабря 1932 г.
    Совершенно секретно
    Докладная записка ГПУ КАССР в Карельский обком ВКП(Б) о положении поселков финперебежчиков на территории республики: https://eh49.livejournal.com/27800.html

    Из спецсообщения КГБ КФССР от 3 марта 1956:

    По имеющимся в Комитете госбезопасности при Совете Министров Карело-Финской ССР данным известно, что ряд лиц финской национальности, прибывших в Советский Союз в разное время из Финляндии и США, проживающих на территории республики, возбудили ходатайство о выезде за границу. По данным на 25 февраля 1956 г., возбудили ходатайство на выезд в капиталистически страны всего 72 чел., из них в Финляндию – 66 чел., Швецию – 5 чел. и Норвегию – 1 чел.: а) на постоянное жительство – 42 чел.; б) временно – 3 чел.

    Из числа возбудивших ходатайство о выезде за границу получили разрешение и выехали 13 чел.

    В январе 1956 г. выехали на постоянное жительство в Швецию Н. и ее муж К. По имеющимся в КГБ данным известно, что Н., 1913 г. р., уроженка Аргентины, шведка, гражданка СССР, беспартийная, проживала в г. Петрозаводске, прибыла в СССР из Швеции в 1932 г. В 1934 г., по разрешению советских властей выезжала к родителям в Швецию, где пробыла один месяц. В апреле 1940 г. Н. возбудила ходатайство о выходе из гражданства СССР и выезде в Швецию, в чем ей было отказано. В августе
    1946 г. вторично возбудила ходатайство о временном выезде в США к родственникам ее мужа и в Швецию к своим родителям. По этому поводу она обращалась в шведское посольство в Москве, откуда получила гарантийное письмо, разрешавшее въезд в Швецию, но советскими органами в выезде из СССР Н. было отказано.

    Первый муж Н. – Н. в 1938 г. был арестован и осужден Особой тройкой при НКВД Карельской АССР по ст.
    58-6 УК РСФСР к ВМН. В марте 1940 г. Н. вышла замуж за Х., прибывшего в 1934 г. из Швецию в СССР. В апреле 1940 г. Х. с разрешения Президиума Верховного Совета СССР возвратился обратно.

    В процессе агентурной разработки выяснено, что Н., будучи недовольна условиями жизни в СССР, среди своего окружения в резкой форме клеветала на советскую действительность, руководителей партии и Советского правительства, восхваляла условия жизни в Америке и Швеции, а также высказывала эмиграционные намерения.

    Ее муж – К., 1897 г. р., уроженец США, штат Мичиган, финн, гражданин СССР, беспартийный, пенсионер, в СССР прибыл из Америки в 1933 г. официально, по вербовке общества «Технической помощи Карелии». В 1945 г. К. писал письмо в американское посольство в Москве, ходатайствовал о выдаче ему разрешения на въезд в США.

    В феврале 1956 г. на постоянное жительство в Финляндию выехала Л., 1909 г. р., уроженка Финляндии, финка, беспартийная, работала в Пайском леспромхозе разнорабочей. В июне 1932 г. она вместе с мужем Л. и двумя детьми прибыла в СССР нелегально из Финляндии. За переход госграницы к уголовной ответственности не привлекались, а были высланы на поселение в Медвежьегорский район КФССР. В 1935 г. брак между ними был расторгнут.

    По материалам архивно-следственного дела видно, что Л. дважды, в 1933 и 1936 г., пытался нелегально перейти госграницу из СССР в Финляндию, за что был привлечен к уголовной ответственности.

    К числу возбудивших ходатайство о выезде в Финляндию на постоянное жительство относятся: https://eh49.livejournal.com/32345.html

    • Багинет.

      Хорошие материалы Мимоходом представлены. Спасибо. В библиотеке об этом не прочитаешь.

  • Евгения Карху

    Фильм страшный, страшный! Реальность ещё страшнее. Никому не дай бог жить в эпоху таких перемен, таких испытаний. Трудно остаться не замешанным. Или ты жертва, или палач. Или доносчик.

    Этот варварский дух уничтожения переливался с экрана в зал…Бессмысленное уничтожение, минутная «выгода» устрашения. Не так ли сегодня многие власть имеющие живут? Уничтожают опосредованно, но масштабно — закрывают, сокращают, подсовывают суррогат вместо культуры, химию вместо еды, ложь вместо правды, урапатриотизм и ненависть к инакодумающим.

    Конечно, думаешь, а если бы эти люди смогли претворить в жизнь всё, что задумали, как бы мы сейчас жили? Другая была бы жизнь, ярче, многограннее, во всём богаче.А так — приподнимешь завесу — боль, вина, обида, страх, горе.

    Правильно сказал Сергей Пронин — облечённое в художественную форму лучше, точнее дойдёт до души и ума тех, у кого они ещё не умерли. Примерно так сказал, я так поняла. Надеюсь, дойдёт, ведь мы опять идём по кольцу — опять возносят имя и бюсты одному из величайших преступников, холуйски требуют «сильной руки», низводят массовость к единичности и ошибочности.

    Ещё у этих людей надо учиться не прощать, но преодолевать. Они смогли тут не только жить ещё многие годы — те, кого не доуничтожили — но сделать многое на пользу Карелии.
    как будто должны были всё равно свою миссию завершить.

  • Т. Шестова

    Фильм перевернул всю душу. Горевала об этих сильных красивых людях как о близких, хотя в моем роду никто не погиб от репрессий. Но я знаю потомков тех, кто прошел эту Голгофу. Поразило, что снят фильм без надрыва, без педалирования ужасов, и поэтому веришь каждому кадру. Спасибо всем авторам фильма, всем зрителям, которые, как и я, пропустили эту боль через свое сердце.