О трагических судьбах американских финнов, переселившихся в 20-х — начале 30-х годов в Советскую Карелию, рассказывает фильм Ikitie, что значит «Вечный путь». Он снят по роману Антти Туури и основан на реальных событиях. Картину показали на открытии Недели кино Финляндии в Петрозаводске.
— Я сегодня волнуюсь больше, чем обычно, потому что история этого фильма близка жителям Петрозаводска. Этот фильм — дань уважения тем людям, которые много сделали и о которых потом забыли или не хотели вспоминать. С помощью этого фильма мы выпускаем скелет из шкафа. Эта история — об идеалистах, о том, что всегда можно создать лучший мир. Она будет актуальна, потому что люди всегда стремятся к лучшему, — рассказал на обсуждении продюсер Илкка Матила. Кстати, был запланирован один показ, но, видя интерес зрителей, устроили дополнительный сеанс. Зал оба раза был полон.
В 1920-30-х годах в Советский Союз из Финляндии переехало около 30 тысяч человек, в том числе и 6 тысяч финнов из Америки. Большинство из них были финскими коммунистами, которые хотели построить новый, справедливый мир.
Фильм «Вечный путь» режиссера Антти-Юсси Аннила начинается с того, что после столкновения с националистами рабочий Юсси Кетола, которого те считают коммунистом, сбегает из Финляндии и оказывается на территории СССР. Сотрудники НКВД обратно его не отпускают и ставят перед выбором: или он регулярно доносит на своих, или его обвиняют в шпионаже. Жене в Финляндию сообщают, что он умер.
В фильме есть две линии, на пересечении которых находится герой. Юсси, уже под другой фамилией, работает в коммуне Хопеа, созданной переселенцами из Америки, создаёт новую семью. В НКВД его периодически допрашивают: что замышляют переселенцы? Он ничего не рассказывает.
Наступает 1937 год. Коммуна разрушена… Детей, женщин и мужчин загоняют на грузовики и увозят в неизвестность. На глазах Юсси убивают горячо любимого сына. Дом коммуны горит. Это переломный момент для героя, когда приходит осознание, что «социалистический рай на земле» — утопия.
После пыток, требований подписать признания в заговоре членов коммуны ведут на расстрел. В яму падает один, другой… Юсси тоже ожидает выстрела, но нет, он ещё нужен живым. Удар лицом о землю, усмешки Каллонена, почти каменные лица палачей. И белые одежды убитых коммунаров, словно пятна света на этой кровавой картине.
Юсси всё же удается вырваться и добраться до дома в Финляндии. Жизнь, по словам жены, они продолжат с того дня, когда много лет назад его увезли из дома националисты.
Фильм произвёл сильное впечатление на зрителей в петрозаводском кинозале. Илкка Матила рассказал, что история Юсси Кетола собрана из биографий двух разных людей. Настоящий Юсси исчез во время репрессий. А второму человеку удалось вернуться.
Илкка Матила ответил на критику, что в фильме преувеличена роль религии. По его словам, Антти Туури серьёзно изучал коммуны с их утопическими идеями. Там верили, что Христос был первым социалистом. Естественно, когда коммунары приехали в Советский Союз, у них возник конфликт с атеистическим государством.
— Мне удалось встретиться с Виено Злобиной, — рассказал продюсер. — Ей сейчас 98 лет. Когда ей было семь лет, родители приехали в Карелию и основали под Олонцом финскую коммуну «Сяде» — прообраз коммуны Хопеа в фильме. Сама Виено стала прототипом образа Мэри, которая вспоминает эту историю в пожилом возрасте. По ее словам, она всегда думала, какими были последние мысли её отца у края расстрельной ямы. Можете себе представить, как я волновался, когда привёл женщину на показ этого фильма в Эстонии! Она была потрясена, но после сказала, что те люди, которым удалось это прожить, могут выдержать и просмотр фильма.
— Такие фильмы нельзя показывать и нельзя снимать. Это невозможно смотреть. Невозможно прожить. Но спасибо огромное, что вы снимаете и показываете. У нас пытаются забыть об этом, извратить, сказать, что этого не было. И я хочу назвать имя Юрия Дмитриева. Он открыл Сандармох, но как много людей приезжает туда? Но те, кто пришли сегодня, пришли неслучайно. Они будут и в Сандармохе, и в Красном бору. Они будут помнить, — высказалась Юлия Свинцова, одна из зрительниц. В ответ на это Илкка заметил, что в Сандармохе на камне высечена надпись «Люди, не убивайте друг друга», которая послужила девизом при создании этого фильма.
— Самое название Ikitie мне близко, — взял слово главный режиссер Национального театра Карелии Сергей Пронин. — Судьба человека делает кольцо и всё равно возвращает его к самому себе. Целые нации проходят через Голгофу, чтобы всё равно остаться людьми.
Эти слова — своеобразное послесловие к фильму. Мы должны знать и помнить прошлое. Мы должны раз за разом вытаскивать скелетов из шкафа. Без этого у республики нет будущего, как бы пафосно это ни звучало.
Юлия Тапио,
студентка ПетрГУ
«Лицей» попросил поделиться своим мнением первых в Карелии зрителей картины.
Инна Гоккоева, общественница: — Фильм очень задел, он о том, что только изредка и почти шепотом обсуждалось в семье. Молодежь должна знать свою историю не только в пересказах бабушек, дедов. Фильм жесток, но реальные события были много хуже. На судьбе маленького колхоза мы увидели масштаб трагедии не только нашей страны. Но и США, Канады, где люди жили неблагополучно, иначе они бы не сорвались с места, и Финляндии, из которой семьями эмигрировали люди, только бы сохранить жизнь в условиях разборок «красных» с «белыми». Я не очень поверила безобидному выдворению из своей страны главного героя Юсси: в самом начале якобы вывезти хотели и до границы довезли, да вот финские пограничники не разрешили… Как поступали в эти годы финны, они лучше знают. Но фильм художественный, да и про себя о плохом решили умолчать. И всё же фильм потряс сюжетом, достоверностью, искренностью, прекрасной игрой актёров! Тема вечная — как сохранить человеческое лицо в нечеловеческих условиях.
Денис Кузнецов, замдиректора Национального музея Карелии: — «Вечный путь» — эпический фильм про вечные вопросы человеческой жизни. Фильм меня заинтересовал в немалой степени потому, что пять лет назад я принимал непосредственное участие в организации выставки о североамериканских финнах в Советской Карелии. Этот художественный фильм заслуживает не только финского и российского, но и мирового проката. Мне как музейщику, однако, интересно поделиться некоторыми соображениями по поводу исторических деталей. Действие фильма происходит в Петрозаводске 1930-х годов, хотя съемки в нашем городе не проходили. В каких выразительных локациях могли бы сниматься сцены фильма? Довоенного Петрозаводска почти не осталось: площадь Ленина, деревянные дома на проспекте Ленина напротив гостиницы «Северной», улица Карла Маркса… Другое значимое место действия — колхоз «Хопеа», прототипом которого стала коммуна «Сяде», основанная финнами-эмигрантами из Северной Америки в Олонецком районе в 1925-1927 годах. В фильме жизнь общины коммунаров — именно так их хочется называть — показывается как библейская история. Это христианский подвиг обретения «земли обетованной» в труднейших условиях. Финские коммунисты вряд ли сообща молились и общались между собой только по-английски, но вдумчивый зритель понимает, зачем это сделано в кино. Сцены стройки поселка как будто вдохновлены рисунками немецкого художника Фогелера, запечатлевшего строительство социализма в Карелии в начале 1930-х. С другой стороны, идеализированный труд коммунаров отсылает зрителя к лучшим фильмам о Диком Западе, фермерском переселении на Фронтир, освоении целинных земель.
Руководители и многие участники коммуны «Сяде, образцового сельского хозяйства, были репрессированы и расстреляны в 1938-м. Возможно, самая пронзительная сцена фильма — расстрел в лесу, который напоминает Красный Бор под Петрозаводском. Совмещение расстрельного эпизода и воспоминаний о посещении этого места вызывает сильнейшие эмоции.
В общем, я не хочу критиковать художественный фильм за некоторые неточности и неувязки. В таком кино мы нуждаемся. Он особенно понятен здесь, в Карелии. Не могу не отметить отличный подбор актеров и их замечательную игру.