Главное, Кино, Культура

Пройти через Голгофу

Кадр из фильма "Вечный путь"

О трагических судьбах американских финнов, переселившихся в 20-х — начале 30-х годов в Советскую Карелию, рассказывает  фильм Ikitie, что значит «Вечный путь». Он снят по роману Антти Туури и основан на реальных событиях. Картину показали на открытии Недели кино Финляндии в Петрозаводске. 

 

— Я сегодня волнуюсь больше, чем обычно, потому что история этого фильма близка жителям Петрозаводска. Этот фильм — дань уважения тем людям, которые много сделали и о которых потом забыли или не хотели вспоминать. С помощью этого фильма мы выпускаем скелет из шкафа. Эта история — об идеалистах, о том, что всегда можно создать лучший мир. Она будет актуальна, потому что люди всегда стремятся к лучшему, — рассказал на обсуждении продюсер Илкка Матила. Кстати, был запланирован один показ, но, видя интерес зрителей, устроили дополнительный сеанс. Зал оба раза был полон.

Илкка Матила (справа) на обсуждении фильма
Илкка Матила (справа) на обсуждении фильма в петрозаводском киноцентре «Премьер». Фото Юлии Тапио

В 1920-30-х годах в Советский Союз из Финляндии переехало около 30 тысяч человек, в том числе и 6 тысяч финнов из Америки. Большинство из них были финскими коммунистами, которые хотели построить новый, справедливый мир.

Фильм «Вечный путь» режиссера Антти-Юсси Аннила начинается с того, что после столкновения с националистами рабочий Юсси Кетола, которого те считают коммунистом, сбегает из Финляндии и оказывается на территории СССР. Сотрудники НКВД обратно его не отпускают и ставят перед выбором: или он регулярно доносит на своих, или его обвиняют в шпионаже. Жене в Финляндию сообщают, что он умер.

В фильме есть две линии, на пересечении которых находится герой. Юсси, уже под другой фамилией,  работает в коммуне Хопеа, созданной переселенцами из Америки, создаёт новую семью. В НКВД его периодически допрашивают: что замышляют переселенцы? Он ничего не рассказывает.

Юсси и сотрудник НКВД Каллонен
Юсси и сотрудник НКВД Каллонен

Наступает 1937 год. Коммуна разрушена… Детей, женщин и мужчин загоняют на грузовики и увозят в неизвестность. На глазах Юсси убивают горячо любимого сына. Дом коммуны горит. Это переломный момент для героя, когда приходит осознание, что «социалистический рай на земле» — утопия.

После пыток, требований подписать признания в заговоре членов коммуны ведут на расстрел. В яму падает один, другой… Юсси тоже ожидает выстрела, но нет, он ещё нужен живым. Удар лицом о землю, усмешки  Каллонена, почти каменные лица палачей. И белые одежды убитых коммунаров, словно пятна света на этой кровавой картине.

Кадр из фильма "Вечный путь"
В центре Юсси (Томми Корпела) , слева — Сара (выдающаяся датская актриса Сидсе Бабетт Кнудсен)

 

Юсси всё же удается вырваться и  добраться до дома в Финляндии. Жизнь, по словам жены, они продолжат с того дня, когда много лет назад его увезли из дома националисты.

 

Фильм произвёл сильное впечатление на зрителей в петрозаводском кинозале. Илкка Матила рассказал, что история Юсси Кетола собрана из биографий двух разных людей. Настоящий Юсси исчез во время репрессий. А второму человеку удалось вернуться.

Илкка Матила ответил на критику, что в фильме преувеличена роль религии. По его словам, Антти Туури серьёзно изучал коммуны с их утопическими идеями. Там верили, что Христос был первым социалистом. Естественно, когда коммунары приехали в Советский Союз, у них возник конфликт с атеистическим государством.

Мне удалось встретиться с Виено Злобиной, — рассказал продюсер. — Ей сейчас 98 лет. Когда ей было семь лет, родители приехали в Карелию и основали под Олонцом финскую коммуну «Сяде» — прообраз коммуны Хопеа в фильме. Сама Виено стала прототипом образа Мэри, которая вспоминает эту историю в пожилом возрасте. По ее словам, она всегда думала, какими были последние мысли её отца у края расстрельной ямы. Можете себе представить, как я волновался, когда привёл женщину на показ этого фильма в Эстонии! Она была потрясена, но после сказала, что те люди, которым удалось это прожить, могут выдержать и просмотр фильма.

— Такие фильмы нельзя показывать и нельзя снимать. Это невозможно смотреть. Невозможно прожить. Но спасибо огромное, что вы снимаете и показываете. У нас пытаются забыть об этом, извратить, сказать, что этого не было. И я хочу назвать имя Юрия Дмитриева. Он открыл Сандармох, но как много людей приезжает туда? Но те, кто пришли сегодня, пришли неслучайно. Они будут и в Сандармохе, и в Красном бору. Они будут помнить, — высказалась Юлия Свинцова, одна из зрительниц. В ответ на это Илкка заметил, что  в Сандармохе на камне высечена надпись «Люди, не убивайте друг друга», которая послужила девизом при создании этого фильма.

— Самое название Ikitie мне близко, — взял слово главный режиссер Национального театра Карелии Сергей Пронин. — Судьба человека делает кольцо и всё равно возвращает его к самому себе. Целые нации проходят через Голгофу, чтобы всё равно остаться людьми.

Эти слова — своеобразное послесловие к фильму. Мы должны знать и помнить прошлое. Мы должны раз за разом вытаскивать скелетов из шкафа. Без этого у республики нет будущего, как бы пафосно это ни звучало.

Юлия Тапио, 

студентка ПетрГУ

 

«Лицей» попросил поделиться своим мнением первых в Карелии зрителей картины.

Инна Гоккоева, общественница: — Фильм очень задел, он о том, что только изредка и почти шепотом обсуждалось в семье. Молодежь должна знать свою историю не только в пересказах бабушек, дедов. Фильм жесток, но реальные события были много хуже. На судьбе маленького колхоза мы увидели масштаб трагедии не только нашей страны. Но и США, Канады, где люди жили неблагополучно, иначе они бы не сорвались с места, и Финляндии, из которой семьями эмигрировали люди, только бы сохранить жизнь в условиях разборок «красных» с «белыми». Я не очень поверила безобидному выдворению из своей страны главного героя Юсси: в самом начале якобы вывезти хотели и до границы довезли, да вот финские пограничники не разрешили… Как поступали в эти годы финны, они лучше знают. Но фильм художественный, да и про себя о плохом решили умолчать. И всё же фильм потряс сюжетом, достоверностью, искренностью, прекрасной игрой актёров! Тема вечная — как сохранить человеческое лицо в нечеловеческих условиях.

Денис Кузнецов, замдиректора Национального музея Карелии: — «Вечный путь» — эпический фильм про вечные вопросы человеческой жизни. Фильм меня заинтересовал в немалой степени потому, что пять лет назад я принимал непосредственное участие в организации выставки о североамериканских финнах в Советской Карелии. Этот художественный фильм заслуживает не только финского и российского, но и мирового проката. Мне как музейщику, однако, интересно поделиться некоторыми соображениями по поводу исторических деталей. Действие фильма происходит в Петрозаводске 1930-х годов, хотя съемки в нашем городе не проходили. В каких выразительных локациях могли бы сниматься сцены фильма? Довоенного Петрозаводска почти не осталось: площадь Ленина, деревянные дома на проспекте Ленина напротив гостиницы «Северной», улица Карла Маркса… Другое значимое место действия — колхоз «Хопеа», прототипом которого стала коммуна «Сяде», основанная финнами-эмигрантами из Северной Америки в Олонецком районе в 1925-1927 годах. В фильме жизнь общины коммунаров — именно так их хочется называть — показывается как библейская история. Это христианский подвиг обретения «земли обетованной» в труднейших условиях. Финские коммунисты вряд ли сообща молились и общались между собой только по-английски, но вдумчивый зритель понимает, зачем это сделано в кино. Сцены стройки поселка как будто вдохновлены рисунками немецкого художника Фогелера, запечатлевшего строительство социализма в Карелии в начале 1930-х.  С другой стороны, идеализированный труд коммунаров отсылает зрителя к лучшим фильмам о Диком Западе, фермерском переселении на Фронтир, освоении целинных земель.

Руководители и многие участники коммуны «Сяде, образцового сельского хозяйства, были репрессированы и расстреляны в 1938-м. Возможно, самая пронзительная сцена фильма — расстрел в лесу, который напоминает Красный Бор под Петрозаводском. Совмещение расстрельного эпизода и воспоминаний о посещении этого места вызывает сильнейшие эмоции.

В общем, я не хочу критиковать художественный фильм за некоторые неточности и неувязки. В таком кино мы нуждаемся. Он особенно понятен здесь, в Карелии. Не могу не отметить отличный подбор актеров и их замечательную игру.