Экспресс-опрос, посвященный Году литературы, продолжают драматург, ученый, педагог и эксперт по социальному сиротству.
Некоторые вещи я читал и раньше, некоторые видел на сцене, а иные стали настоящим открытием. Например, «Океан» А. Штейна, поразивший мощно вылепленными характерами и бесшабашной смелостью: ну как, разрешите спросить, изображать на сцене настоящий тайфун с перекатывающимися через палубу волнами?. Или тончайшая и лиричнейшая «Варшавская мелодия» Л.Зорина? Повесть о неуловимом человеческом счастье, за которое, оказывается, надо бороться и которое надо, понимаете ли, обязательно защищать. Иначе худо будет. Понять надо, что это вообще такое – счастье и защитить его, как умеешь. Ну, хотя бы так, как это делает фанатик марксистской организации труда Чешков из пьесы И. Дворецкого «Человек со стороны» – персонаж, говорящий правильные и острые фразы, грамотно, как учили, преобразующий заскорузлую действительность и отчаянно, совершенно по-детски неприспособленный к личной жизни, – и от того именно «человек», а не схема из учебника НОТ. «Старшая сестра» А. Володина, уже не воспринимающаяся без блестящих киношных образов Дорониной, Жарова, Соломина, с огромными цитатами из классиков, коротенькая, как песенка, и при этом несущая заряд исполинской нравственной силы!
До оторопи правдивая вещь В. Розова «В день свадьбы» – предвестник, казалось бы, сегодняшних дамских телесериалов с их тошнотворной повторяемостью, убогостью «чуйвств-с» и фанерными диалогами, но именно – «казалось бы». Герои Розова вышли на сцену прямо из зала, они – живые люди, и им безотчетно веришь. Не буду перечислять все пьесы этого сборника («Советская драматургия», Лениздат, 1978 года, тираж – 100 000 экз. (!!!) Замечу только, что настоящее искусство востребовано во все времена, от идеологий и общественных устройств зависит мало, а вот задуматься о вещах серьезных заставляет.
А еще зачитываем с женой друг другу куски из Вилька («Путем дикого гуся») про Петрозаводск. Бывает смешно. Из последнего прочитанного до конца – «Аристономия» Б. Акунина. Действо, как всегда, захватывает. Теория пассионариев с положительным знаком увлекательная, конечно. Правда, после знакомства с ней становится грустно. Видно, из-за того, что чистоты помыслов в людях всё как-то меньше, а тупости всё больше.
Протоиерей Андрей Ткачев «Возвращение в Рай» и другие рассказы. Наверное, эта книга станет моей настольной, потому что в ней есть редкая гармония этического и эстетического. Прекрасная образная русская речь и полное отсутствие морализаторских интонаций. Хотя предпосылок для этого — море. Отец Андрей пишет о жизни, о Библии, о людях, с которыми сводила его судьба, — причем простых, с которыми мы сталкиваемся ежедневно на улицах и не замечаем. А он умеет описать эти встречи так, что достает до сердца. Кроме того, «Возвращение в рай» — книга, которая выжимала из камня моего сердца слезу через страницу, потому что ненавязчиво демонстрировала, к чему каждого из нас, и меня в том числе, призывает Бог, и как жестоко мы с собой поступаем, разбивая эти глубокие замыслы своим поведением в хлам.
Егор Сергеев «Недопущенное к продаже» и «Вещдоки». Сергеева я видела, но в упор не слышала. А тут просмотрела его страницу «ВКонтакте» и решила почитать. На самом деле мне сложно что-то внятное и достойное внимания произвести на его счет. Все слова будут значительно проигрывать стихам и больше уводить в сторону, нежели прояснять картину. Сергеева надо читать, стараясь вжиться в его мир. Единственное, могу отметить, что впервые за много лет я книги стихов прочитала от начала и до конца, не испытывая неприятных чувств, что в чём-то меня обманывают, где-то поучают, чем-то унижают и т. д. Было по-разному. Но главное — нескучно.
Соломон Волков «Диалоги с Владимиром Спиваковым». Эту книгу мы прочитали всей семьей с воодушевлением, продемонстрировав редкое единодушие, потому что мы — люди разные, и иногда случается спорить о вкусах. А здесь — радость от общения с достойным собеседником. Причем у всех. Владимир Спиваков раскрывается в книге не только, как музыкант, но и как человек Возрождения — личность талантливая во всем, за что бы он ни брался. Сравнивая книгу с предыдущими в этом цикле (ранее я читала «Диалоги» с Бродским и Баланчиным), можно сказать, что она ориентирована на более широкий круг читателей. То есть не обязательно обладать блестящим образованием, чтобы понять, о чем говорят люди на её страницах. Меня в процессе знакомства с «Диалогами» очень увлекло наблюдение за процессом, как создается «поле культуры, в котором время имеет протяженность и бесконечность».
Фото Ирины Ларионовой, Михаила Мешкова и из личного архива Валентины Калачевой