Главное, Конкурс новой драматургии «Ремарка»

Драматург – тот, который всех жалеет

Лауреаты конкурса с членами жюри и актерами, которые участвовали в публичной читке пьес-лауреатовПубличной читкой   трех пьес-финалистов и семинаром, который провел  Михаил  Дурненков, завершился  Второй конкурс новой драматургии «Ремарка».

 

 

Конкурс для драматургов Северо-Запада при поддержке Министерства культуры Карелии во второй раз провели Центр культурных инициатив РК и наш журнал. Поступило более 60 пьес,  14 отобраны ридерами для шорт-листа и опубликованы на нашем сайте. Из них пять принадлежат перу молодых авторов, самая юная – 23-летняя Анастасия Мордвинцева из Санкт-Петербурга с пьесой «Меры пресечения».

В шорт-листе представлены три петрозаводских автора. В этом году, в отличие от прошлого («Хижина неандертальца» Максима Берштейна), ни одна местная пьеса в финал не вышла. В общем, есть куда расти!

 

Победителями конкурса стали:

  1. «Сезон белых плащей» Андрея Мажорова (Санкт-Петербург)
  2. «Парень из Мышонки» Юрия Лугина (Ивангород)
  3. «Диагональ блокады» Ирины Аксеновой и Елены Оносовской (Санкт-Петербург)

 Приз читательских симпатий – Дыра Каттнера Любови Терентьевой (Сыктывкар)

 

Как и в прошлом году, публичная читка прошла на сцене Национального театра. Собралась в основном публика театральная:  актеры и режиссеры профессиональных и самодеятельных театров, критики, студенты, причем не только актерского курса консерватории. Читка с перерывами длилась почти восемь часов, потому и состав публики менялся. В конце ее среди зрителей доминировал молодежь.

 

С форматом публичной читки  мы впервые познакомились на прошлой «Ремарке». По словам арт-директора конкурса Олега Липовецкого, она «позволяет услышать авторский текст, не искажённый театральной интерпретацией. С другой стороны, персонажи обретают реальные физические голоса, а их отношение к происходящим в пьесе событиям транслируется актёрами согласно проделанному режиссёром анализу пьесы».  Публичная читка – конечно, не спектакль, однако она позволяет представить, какой может быть пьеса на сцене, актерам дает возможность показать свой потенциал, еще не замеченный режиссерами.  Я, к примеру,  открыла для себя талант Александры  Анискиной из Национального театра.

 

«Ученики потребовали продолжения»

Первой читали пьесу Юрия Лугина «Парень из Мышонки». Автор из Ивангорода хорошо нам знаком: он победитель прошлой «Ремарки» с пьесой о Николае Гумилеве «Еще не раз Вы вспомните меня…» и лауреат нашего конкурса короткого рассказа «Сестра таланта».

Юрий Лугин
Юрий Лугин

Как и в прошлом году, пьесу Лугина читали актеры театра «Ад Либерум», режиссер Снежана Савельева. И это чистое совпадение: как член жюри Снежана читала пьесу, не зная автора (новшество конкурса), а когда та попала в число финалистов, выбрала именно ее для читки, все еще не зная имени автора. По ее мнению, таких пьес для подростков не хватает. О том же сказал  на обсуждении и Олег Липовецкий.

Жанр пьесы автор определил как ироническую мелодраму. Фабула такова:  Степан, деревенский парень из села Мышонка, влюбляется в Светку, городскую норовистую девчонку, как и она в него. Жизнь их разводит. А потом они встречаются в Москве, она переехала в столицу с родителями, а  он поступил в вуз. Но находят друг друга они после несчастного случая,  в результате которого Света становится инвалидом. Степан делает всё, чтобы ее спасти. Они все-таки будут вместе – так читается финал пьесы.

На обсуждении главный упрек автору заключался в том, что современная молодежь на таком хорошем языке не разговаривает. Между актерами, когда они готовили читку, даже возник небольшой конфликт именно по этому поводу. Однако автор, принимая многие другие замечания, с претензией по языку как учитель словесности не согласен: между собой его ученики действительно изъясняются междометиями, но с ним говорят вполне нормально.

Вначале Юрий Лугин написал для театральной студии небольшую пьесу, которая заканчивалась расставанием героев. Однако детям такой финал не понравился, они потребовали продолжения. Тогда и был написан «Парень из Мышонки».

– Это сказочная история, – считает автор. – Лет тридцать мечтал написать добрую пьесу, маргинального отношения к провинции у нас хватает.

Михаил Дурненков
Михаил Дурненков

Председатель жюри, известный российский драматург Михаил Дурненков на обсуждении заметил, что есть две категории пьес – для детей и подростков и про детей и подростков. «Парня из Мышонки» он отнес к первой категории. Комментируя реплику актрисы Натальи Антипиной, что в театре зритель должен нравственно воспитываться (часть публики зааплодировала), сказал:

– Согласен, театр должен делать мир лучше. Но еще Аристотель говорил, через какие инструменты, – подражание и узнавание. Для меня узнаваемы отношения между мальчиком и девочкой. Во время читки у меня возникла мысль: эта пьеса может пойти, в ней есть позитивные ценности – не быть предателем, помогать другу. Юрий почувствовал гигантский запрос от театров на такую пьесу.

 

«Перчатка моему поколению»

 Пьесу Андрея Мажорова «Сезон белых плащей» представили актеры Национального театра под руководством режиссера Андрея Дежонова. Действие ее происходит в Петровске – городе, в котором без труда узнаваем Петрозаводск. Здесь случайно встречаются друзья студенческих лет. Прошло больше двадцати лет, жизнь героев развела – и географически, и социально. Один теперь банкир, другой журналист, хотя ментально так и остался бардом, по которому когда-то с ума сходили восторженные студентки.

Андрей Мажоров с женой Ириной
Андрей Мажоров с женой Ириной

 

Александр Фукс
Александр Фукс

Андрей Мажоров
Андрей Мажоров

– Поразился многомерности этой истории, судьба в судьбе… Пьеса потрясла именно этим – выбором  человеческой жизни, – сказал Юрий Лугин. – Акцентов нет, нет осуждения героев.

Театральный критик, журналист Александр Фукс, от которого редко можно услышать слова одобрения,  также дал высокую оценку:

– Шикарно и нетривиально. Экзистенциальный герой: себя не предает, а других предает.

– Хорошая драматургия та, где сталкиваются ценности. Правды нет нигде. Правильно я понимаю? – обратился к автору пьесы Михаил Дурненков.

– Абсолютно! – ответил Андрей Мажоров.

В этот момент автор еще не знал, что стал победителем «Ремарки». Были к нему и замечания, в основном они касались прозвучавших песен. Много говорили о героях пьесы – признак, по словам Дурненкова, что пьеса удалась, швы не видны. Он заметил: «Драматург – тот, который всех жалеет».

Автор не мог скрыть своего волнения:

– Впервые услышал свой текст в таком замечательном исполнении. Идея – нет счастливых людей – намеренно. Я не очень люблю свое поколение. Герои рефлексируют, болтают, бросаются в кровать, а в самый неподходящий момент раздается звонок от матери… Пьеса – попытка показать, что так жизнь и проходит, а главное остается за кадром, за ежедневной шелухой. Мать убило равнодушие сына – это моя перчатка моему поколению с его равнодушием, решением только своих проблем. Я не хотел ставить однозначные акценты – в жизни их нет.

 

«Наша пьеса антифашистская»

Читку пьесы «Диагональ блокады» Ирины Аксеновой и Елены Оносовской с актерами разных театров подготовил Олег Липовецкий.

Ирина Аксенова (слева) и Елена Оносовская
Ирина Аксенова (слева) и Елена Оносовская

 

Пьеса написана по мотивам повести Вадима Шефнера «Сестра печали». Авторы признались в любви к этому произведению, их удивляло, что нет его ни сценической, ни киноверсии. И тогда они, учитель информатики и педагог дополнительного образования, решили восполнить этот пробел.  Пьеса – история дружбы парней-детдомовцев, выросших на Васильевском острове. Она начинается незадолго до войны, а заканчивается через десять лет после нее. Война и блокада разрушили их планы, они потеряли друзей, любимых.

На обсуждении отметили яркие характеры героев пьесы, ее поэтичность. Судя по выступлениям, особенно зацепила она молодых, на которых авторы и рассчитывали.  На вопрос «Про что пьеса?» Ирина и Елена ответили: «Это антифашистская пьеса».

– Благодарен авторам за пьесу, – сказал Олег Липовецкий. –  Текст актуален: и сейчас люди делятся на лагеря, посмотрите, какими словами говорят… И еще вы вернули читателям Шефнера. Радует, что начали писать для театра люди, не имеющие прямого отношения к нему. Сегодня среди зрителей много молодых, они поймут, что можно писать для театра.

 

Завершилась «Ремарка» семинаром для драматургов, который провели Михаил Дурненков и Олег Липовецкий.  О его пользе говорит тот факт, что Андрей Мажоров, один из участников  прошлого семинара, пьеса которого тогда не стала финалистом, на сей раз вышел в победители конкурса.  Надеемся, что на следующей «Ремарке» будет наконец присужден гран-при. По условиям конкурса пьесу, получившую гран-при, поставят на сцене Национального театра.

Андрей Мажоров стал победителем "Ремарки-2014"
Андрей Мажоров стал победителем «Ремарки-2014»
Вторая премия у Юрия Лугина
Вторая премия у Юрия Лугина
Ирина Аксенова и Елена Оносовская получили третью премию
Ирина Аксенова и Елена Оносовская получили третью премию

Фото Ирины Ларионовой и Натальи Сахановой