«На мой взгляд, лучший за год спектакль был сделан на сцене Музыкального театра Карелии. Это «Бременские музыканты» Геннадия Гладкова в постановке Олега Липовецкого».
Продолжаем публикацию ответов наших экспертов на вопрос «Чем вам запомнится 2019 год?».
Театральный обозреватель Борис Гущин делится впечатлениями о самых удачных, на его взгляд, постановках петрозаводских театров.
#Итоги2019
Хочется не подводить итоги, а отметить, что мне особенно понравилось и запомнилось. Тем более что я еще не видел гигантское «Горе от ума» в Национальном театре, камерный «Матрёнин двор» в «Творческой мастерской» и несколько других спектаклей.
Хочу обратиться к зрителям: ходите во все петрозаводские театры! Они того стоят.
Начну с Национального театра. Трогательная, берущая за душу мечта А. Бьёрклунда «Машина едет к морю», поставленная Александром Овчинниковым, казалось бы, самыми лапидарными средствами, ослепительно выявляет характеры наших беднейших соотечественников. Старик Глеба Германова кажется мне одной из лучших театральных работ года.
Столь же «материально обеспечены» и герои «Кадрили» по Владимиру Гуркину, цветасто и изобретательно поставленной Вячеславом Поляковым. Но если «Машина…» почти трагедия, то «Кадриль» комедия.
В «Творческой мастерской», на мой взгляд и вкус, лучший за год спектакль — «Вкус меда» по Шейле Делани, поставленный Сергеем Стеблюком. Старая, достаточно простенькая пьеса конца 1950-х представлена в жанре кабаре с живой музыкой и танцами (хореограф Олег Щукарев). Спектакль завораживает ансамблевостью, стильностью, современной музыкальностью старых хитов, правдивыми для того времени костюмами. От героинь Виктории Федоровой и Евгении Верещагиной не оторвать глаз.
Театр кукол Карелии с каждым сезоном радует не только детей, но и взрослых: вспомним «Железо», «Сад». И вот теперь «О рыбаке и рыбке» в постановке режиссера Яны Туминой. Обратите внимание — в названии нет слова «сказка». Может, это прозвучит странно, но спектакль больше обращен к взрослым, чем к детям. Из чисто технических приемов восхищает море, такое разное в зависимости от просьб рыбака. После спектакля у меня возникло чувство, что я видел в театре современную семейную драму.
Негосударственный авторский театр AdLiberum порадовал меня двумя спектаклями в постановке Снежаны Савельевой: «Здравствуйте вам!» и «Мой милый Дон Жуан. Марина Цветаева». Первый посвящен памяти Андрея Миронова. Александр Картушин не изображает Миронова и не создает нечто сугубо личное. В спектакле чудесный сплав двух достойных друг друга актерских талантов — Андрея Миронова и Александра Картушина.
«Дон Жуана» делает, по сути, одна актриса, которой на сцене, на мой взгляд, подвластно всё — Елена Сапегина. Ей ненавязчиво помогают бессловесные Наталья Антипина и Елена Димитрова. Елена Сапегина трогает до слез, чувствуешь, как обнажены нервы Марины Цветаевой.
Синтетизм актрисы неожиданно перетекает в балет Родиона Щедрина «Чайка. Искусство любить», поставленный Кириллом Симоновым на сцене Музыкального театра Карелии. Елена Сапегина играет, танцует Аркадину и даже произносит нечто вроде монологов, звучащих достаточно пародийно. Смелость и оригинальность Кирилла Симонова проявляется в каждом из его балетных спектаклей. Здесь включение драматической актрисы в ткань современного балетного танца оставляет яркое впечатление.
На мой взгляд, лучший за год спектакль был сделан на сцене Музыкального театра Карелии. Это «Бременские музыканты» Геннадия Гладкова в постановке Олега Липовецкого. Режиссер изрядно переделал текст пьесы, сохранив все музыкальные номера. Получился настоящий мюзикл, не уступающий столичным. Вокал, а особенно пластика выполнены на высочайшем исполнительском уровне. Спектакль интересен и детям, и взрослым. Хотя, по-моему, взрослым интереснее, чем детям.
Из гастрольных спектаклей больше других понравился «Старый дом» А. Казанцева в постановке Владимира Панкова московского Центра драматургии и режиссуры. Понравился своим многоголосием музыкальных созвучий и (опять) живой музыкой. Звезды Елена Шанина и Елена Яковлева вписались в ансамбль и были обаятельны донельзя.
Так что в театр надо ходить. Тем более что сегодняшний спектакль неповторим. Завтра он будет другим, а послезавтра вообще сойдет со сцены.