Публикация знакомит с мастерами, создававшими и создающими предметы крестьянского быта из дерева (И.И. Набоков) и бересты (И.Н. Титова).
Игорь Иванович Набоков
Игорь Иванович Набоков не имел корочки со званием «народный мастер», но был им по жизни. Это единственный в Карелии из известных мне мастеров по дереву, которому неведомым образом удалось за короткое время овладеть редким умением создавать предметы народного быта, близкие этнографическим образцам.
Но все же звания у Набокова были: заслуженный работник образования Карелии, кандидат философских наук. Оставив в свое время работу на кафедре философии пединститута, он перешел в музей-заповедник «Кижи», став мастером-демонстратором по изготовлению предметов крестьянского быта. Вернее, продолжил эту работу, ибо раньше во время летнего отпуска, уже был активным участником ожившей экспозиции.
Обладая большой культурой, знаниями в разных областях жизни, навыками преподавательской деятельности, он мог не только рассказать пытливому туристу, от школьника до академика, об уникальности народного искусства, его истоках, психологии творчества, но и продемонстрировать это самое искусство-ремесло, через которое народ самовыражался, сохраняя из поколения в поколение традиции прикладного творчества.
Игорь Иванович в работе использовал инструменты, близкие по форме народным, подбирал для изготовления ковшей и солонок дерево с особыми качествами − корневую или прикорневую часть березы, ольхи, рябины с традиционным общим названием «кап». Это материал нелегкий для обработки, но красивый благодаря фактуре самого дерева: скрытым в нем переливам тонов, вихрей и колец, линий, переливов тонов и оттенков.
Создавал он их вручную, как и в старину, зимой нередко у себя дома на кухонном столе. В изготовление ковшей, скобкарей, братин, солонок Набоков вкладывал не только мастерство, но и душу. Каждая вещь была у него индивидуальна, и знатоки ценили их именно за это. Неслучайно путешественник и ценитель народного искусства Юрий Сенкевич, будучи на острове Кижи, приобрел в свою коллекцию скобкарь из рябинового капа традиционной формы и редкой фактуры.
Игорь Иванович Набоков ушел из жизни в 2009 году. Лучшие образцы предметов народного быта, а также инструменты мастера, хранятся в фондах музея-заповедника «Кижи».
Ирина Николаевна Титова
18 апреля этого года в выставочном зале музея-заповедника «Кижи» на ул. Федосовой, 19 открылась выставка «Береста на все времена», где помимо вещей из фондов музея и частных коллекций, были представлены работы трех карельских мастеров: В.А. Костылева (смотрите о нем публикацию в «Художественной галерее» в газете «Лицей» в 2005 г.), Ю.И. Любимцева (смотрите о нем публикацию в интернет-журнале «Лицей» в 2013 г.), а также Ирины Титовой. Если первые два мастера являются известными творцами преимущественно авторских вещей из бересты, скульптур из бересты, то Титова специализируется на создании работ в народной традиции, копий предметов крестьянского быта.
Ирина Титова родилась в Пудоже, по профессии педагог дополнительного образования по обработке бересты. Дипломная работа, посвященная берестоплетению, положила начало ее изучению и освоению этого столь популярного на Русском Севере, но подзабытого ныне ремесла. Кстати, ее предки занимались в Каргополье кожевенным производством.
Еще будучи школьницей, она обучалась азам берестоплетения в студии «Айно» пудожского дома творчества у Галины Михайловны Дудкиной, у которой в свое время был наставником мастер Костылев. Сотрудничество Титовой и Дудкиной в дальнейшем продолжалось и в Петрозаводске.
В 2005 году Ирина с семьей переехала в Петрозаводск. В это время у нее началась новая ступень развития − уже как самостоятельного мастера. Титова стала преподавать в Доме творчества №2, параллельно пополняя знания по работе с берестой из книг, на специальных курсах и мастер-классах. Особенные связи сложились у нее с сотрудниками этнографического музея в Тарту (Эстония), в частности, с Яаном Кердо − реставратором по дереву, мастером по созданию традиционных лодок-долбленок в Эстонии.
Работа в фондах музея, где хранится множество крестьянских изделий из бересты финно-угорских народов, давала пищу для размышлений, обогащала профессионально. Титова освоила создание десятков различных предметов из бересты, постигнув многие секреты ремесла: времени заготовки бересты и ее хранения, способов плетения, сочетании бересты с другими материалами − деревом, кожей, еловым корнем и т.д. Детям нравятся ее мячики, погремушки-шаркунки, уточки, рожки. Взрослые высоко оценивают ее туеса, корзинки, солонки.
Детские воспоминания о жизни северной деревни, привязанность к родному краю, природное трудолюбие также помогают ей в овладении ремеслом. На пользу идет сотрудничество с музеем-заповедником «Кижи», где она нашла свое место. В летний сезон тысячи туристов из многих стран могут воочию увидеть процесс изготовления берестяных изделий, потрогать их руками, сравнить с музейными экспонатами, услышать рассказ о них.
В мае Ирина Титова в составе группы ремесленников из Карелии побывала в городе-побратиме Тюбингене, где демонстрировала свое умение создавать бытовые предметы из бересты. Подобная поездка у нее не первая, она ездила в составе групп мастеров во Францию, Норвегию, Финляндию. Титова активный член Гильдии мастеров Карелии, участница многих специализированных ярмарок, фестивалей, выставок.
Фото предоставлены автором публикации