23 сентября исполнится полгода со дня ухода из жизни Игоря Ивановича НАБОКОВА, заслуженного работника образования РК, кандидата философских наук, народного мастера.
Оставив в свое время работу в педуниверситете на кафедре философии, он перешел в музей-заповедник «Кижи», став мастером-демонстратором предметов крестьянского быта. Вернее, продолжил эту работу, ибо и раньше во время летнего отпуска был частью «ожившей экспозиции».
Среди нынешних мастеров и тех, что работали когда-то в музее, Игорь Иванович занимает особое место. Овладев самостоятельно ремеслом традиционной обработки дерева, он блестяще справлялся со своей работой, став не просто статистом, выполняющим по необходимости свои обязанности, а Мастером с большой буквы.
Обладая большой культурой, знаниями в разных областях жизни, навыками преподавательской деятельности, он мог рассказать пытливому туристу (от школьника до академика) об уникальности народного искусства, его истоках, психологии творчества, любви и привязанности к своему любимому месту – Заонежью, с которым у Набокова было связано более тридцати лет жизни.
«Остров Кижи – самое прекрасное место на земле», – часто говорил он тем, кто интересовался, почему он ушел из города в деревню. Кто-то восхищался, кто-то недоумевал, Игорь Иванович же считал такой переход естественным, единственно правильным для себя. Благодаря «уходу» он сам стал неотъемлемой частью как музея, так и этой земли, природы, которую любил и знал досконально. Добывая материал для своих изделий, в частности, наросты на дереве – капы, он исходил пешком и объездил на моторной лодке все ближайшие окрестности острова Кижи. С ним нередко советовались местные жители по поводу рыбных, грибных и ягодных мест.
Каждый год он с трудом дожидался начала навигации в мае, чтобы уехать в деревню Жарниково, постоянное место своего пребывания, и с тоской покидал Кижи в середине октября. В последние годы городская жизнь была для него лишь вынужденным времяпрепровождением между отъездами в деревню. Хотя и в городе он ходил в лес, мастерил по возможности мелкие вещи из дерева на кухне.
Политикой Набоков интересовался, но в меру, зная цену и самим политикам, и итогам их деятельности. Он был сторонником демократических перемен, но с учетом специфики российских реалий. Работа в музее давала ему возможность делиться с туристами своими идеями в доступной для них форме, в доверительной обстановке. Игорь Иванович, по сути, оставался преподавателем, учителем, это и ему самому приносило удовлетворение.
В изготовлении ковшей-скобкарей, солонок, берестяных туесов и других предметов крестьянского быта Набоков достиг больших успехов, ибо вкладывал в них не только мастерство, но и душу. Каждая вещь была у него индивидуальна, о любой он мог рассказать историю, расставался с ними с трудом, как с любимым детищем. Но был доволен, когда вещь доставалась достойному человеку. Наиболее яркий пример в этом отношении связан с известным путешественником и знатоком народной культуры Юрием Сенкевичем, который уговорил отдать ему скобкарь из рябинового капа редкой красоты.
Острову Кижи, нам, кижанам, будет не хватать Игоря Ивановича, будет не хватать его и тем, кто раньше приезжал в музей. Таким людям нет замены.
«Лицей» № 8–9 2009